Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны

Разделы: История и обществознание


Цель: раскрыть понятие империализм; рассмотреть появление двух военно-политических блоков; выявить причины и повод Первой мировой войны.

Задачи:

Развить умение: анализировать; выявлять причинно-следственные связи; работать с картой; делать выводы самостоятельно; отличать главные от второстепенных причин.

Воспитать понимания целостности мира, взаимозависимость разных государств, судеб человечества и отдельного человека от события, случая в мире.

Изучение понятия империализм, причины и повод Первой мировой войны, а также создание военно-политических блоков.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: карта: территориальный раздел мира: метрополии и колонии к 1914 г., учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа на стр. 32-34, доска и мел (за доской написаны названия терминов: империализм, метрополия, колония, протекционизм).

Термины: империализм, метрополия, колония, протекционизм.

План:

  1. Проверка знаний.
  2. “Новый империализм”.
  3. Причины Первой мировой войны.
  4. Создание военно-политических блоков.
  5. Повод к Первой мировой войне.
  6. Закрепление.

Ход урока

Организационный момент в классе.

1. Проверка знаний.

Работа с определениями. Класс делится на 2 варианта, под диктовку учащиеся записывают определение терминов.

I вариант II вариант
Реформа

Монополия

Милитаризм

Национализм

1) Революция

2) Синдикат

3) Реваншизм

4) Демократизм

В конце работы учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют друг друга и ставят оценку. Оценка заноситься в журнал.

2. “Новый империализм”.

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.

Вопрос: Какое незнакомое слово вы встретили при написании темы? (империализм)

Запись в тетради: империализм - высшая стадия капитализма, характеризующая высокий уровень концентрации производства и создание монополий

Вопрос: Что значит концентрация производства?

Записываем в тетрадь: концентрация производства характеризуется:

  1. Сосредоточением большого числа рабочих рук;
  2. Сосредоточением большого количества оборудования;
  3. Тесно связана с концентрацией капитала.

Работа с картой:

- Найдите в легенде карты Великобританию?

- Каким цветом она обозначена?

- Найдите на карте Англии.(учащиеся начинают называть Австралию, Канаду, Индию и т.д.)

- Почему Вы мне назвали территории Австралию и т.д.. Я просила найти Англию. (учащиеся делают вывод самостоятельно, что Англии принадлежат территории обозначенные на карте зеленым цветом)

Запись в тетради: метрополия – государство, владеющее колониями;

колония – государство, потерявшее свою независимость, завит от метрополии.

- Для чего нужны колонии? (рынок сбыта и сырья; дешевый способ обогащения)

- Вспомните в конце XIX в. в результате Франко-прусской войны были образованы новые государства, какие? (Италия и Германия)

- Какую внешнюю политику проводили Германия и Италия? (колониальную)

- Интересы, какого государства затрагивала внешняя политика этих стран? (Англии)

3. Причины Первой мировой войны.

4. Создание военно-политических блоков.

Задание: самостоятельно найти и записать в тетрадь в виде схемы два военно-политических блока, указав название, год образования блока и какие государства в него входили. Кто вперед?! Кто первый написал, выходит к доске, записывает схему, учащиеся проверяют, ставят оценку.

- Цель создания военно-политических блоков? (поиск союзников в будущей войне)

- Главная причина войны? (борьба за раздел мира на сферы влияния)

- Могла ли война простак так взять и начаться? (нет) Необходим был …..(повод)

5. Повод к Первой мировой войне.

Запись в тетрадь: 28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник австро- венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит членом националистической сербской организации “Млада Босна” Гавриилом Принципом.

Рассказ учителя: Австро-Венгрия объявила ультиматум, который предполагал вмешательство Австро-Венгрии в дела Сербского королевства. Сербия приняла почти все требования австрийского правительства (кроме одного).

- Как Вы думаете, как отреагирует на эти обстоятельства Австро-Венгрия? (не примет уступки Сербии).

- Почему? (нужен повод, а он вот перед вами).

Запись в тетради: к выше написанному записывают (28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит членом националистической сербской организации “Млада Босна” Гавриилом Принципом – повод).

6. Закрепление.

- колония;

- метрополия;

- протекционизм;

- империализм;

- Причины Первой мировой войны?

- Какие военно-политические блоки создаются?

- Повод к первой мировой войне?

Ставятся оценки за урок

Задание: в конце тетради учащиеся самостоятельно записывают ответы на вопросы выше перечисленные.

Д/з: параграф 3, прочитать и выучить определения.