Цель: раскрыть понятие империализм; рассмотреть появление двух военно-политических блоков; выявить причины и повод Первой мировой войны.
Задачи:
Развить умение: анализировать; выявлять причинно-следственные связи; работать с картой; делать выводы самостоятельно; отличать главные от второстепенных причин.
Воспитать понимания целостности мира, взаимозависимость разных государств, судеб человечества и отдельного человека от события, случая в мире.
Изучение понятия империализм, причины и повод Первой мировой войны, а также создание военно-политических блоков.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: карта: территориальный раздел мира: метрополии и колонии к 1914 г., учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа на стр. 32-34, доска и мел (за доской написаны названия терминов: империализм, метрополия, колония, протекционизм).
Термины: империализм, метрополия, колония, протекционизм.
План:
- Проверка знаний.
- “Новый империализм”.
- Причины Первой мировой войны.
- Создание военно-политических блоков.
- Повод к Первой мировой войне.
- Закрепление.
Ход урока
Организационный момент в классе.
1. Проверка знаний.
Работа с определениями. Класс делится на 2 варианта, под диктовку учащиеся записывают определение терминов.
I вариант II вариант Реформа Монополия
Милитаризм
Национализм
1) Революция 2) Синдикат
3) Реваншизм
4) Демократизм
В конце работы учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют друг друга и ставят оценку. Оценка заноситься в журнал.
2. “Новый империализм”.
Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.
Вопрос: Какое незнакомое слово вы встретили при написании темы? (империализм)
Запись в тетради: империализм - высшая стадия капитализма, характеризующая высокий уровень концентрации производства и создание монополий
Вопрос: Что значит концентрация производства?
Записываем в тетрадь: концентрация производства характеризуется:
- Сосредоточением большого числа рабочих рук;
- Сосредоточением большого количества оборудования;
- Тесно связана с концентрацией капитала.
Работа с картой:
- Найдите в легенде карты Великобританию?
- Каким цветом она обозначена?
- Найдите на карте Англии.(учащиеся начинают называть Австралию, Канаду, Индию и т.д.)
- Почему Вы мне назвали территории Австралию и т.д.. Я просила найти Англию. (учащиеся делают вывод самостоятельно, что Англии принадлежат территории обозначенные на карте зеленым цветом)
Запись в тетради: метрополия – государство, владеющее колониями;
колония – государство, потерявшее свою независимость, завит от метрополии.
- Для чего нужны колонии? (рынок сбыта и сырья; дешевый способ обогащения)
- Вспомните в конце XIX в. в результате Франко-прусской войны были образованы новые государства, какие? (Италия и Германия)
- Какую внешнюю политику проводили Германия и Италия? (колониальную)
- Интересы, какого государства затрагивала внешняя политика этих стран? (Англии)
3. Причины Первой мировой войны.
4. Создание военно-политических блоков.
Задание: самостоятельно найти и записать в тетрадь в виде схемы два военно-политических блока, указав название, год образования блока и какие государства в него входили. Кто вперед?! Кто первый написал, выходит к доске, записывает схему, учащиеся проверяют, ставят оценку.
- Цель создания военно-политических блоков? (поиск союзников в будущей войне)
- Главная причина войны? (борьба за раздел мира на сферы влияния)
- Могла ли война простак так взять и начаться? (нет) Необходим был …..(повод)
5. Повод к Первой мировой войне.
Запись в тетрадь: 28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник австро- венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит членом националистической сербской организации “Млада Босна” Гавриилом Принципом.
Рассказ учителя: Австро-Венгрия объявила ультиматум, который предполагал вмешательство Австро-Венгрии в дела Сербского королевства. Сербия приняла почти все требования австрийского правительства (кроме одного).
- Как Вы думаете, как отреагирует на эти обстоятельства Австро-Венгрия? (не примет уступки Сербии).
- Почему? (нужен повод, а он вот перед вами).
Запись в тетради: к выше написанному записывают (28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит членом националистической сербской организации “Млада Босна” Гавриилом Принципом – повод).
6. Закрепление.
- колония;
- метрополия;
- протекционизм;
- империализм;
- Причины Первой мировой войны?
- Какие военно-политические блоки создаются?
- Повод к первой мировой войне?
Ставятся оценки за урок
Задание: в конце тетради учащиеся самостоятельно записывают ответы на вопросы выше перечисленные.
Д/з: параграф 3, прочитать и выучить определения.