Тип урока: традиционный урок с применением мультимедийных технологий.
Цель урока: углубить понятия рельеф, формы рельефа; познакомить учащихся с основными формами рельефа и их классификацией, сформировать умения составлять описания форм рельефа.
Задачи:
Образовательные: - дать общее
представление о крупных формах рельефа, раскрыть
силы, под воздействием которых формируется
рельеф; ввести понятия "горы", "горная страна",
"горный хребет", "межгорная долина",
"равнина"; классифицировать горы и равнины по
высоте; познакомить с изменением гор и равнин во
времени.
Оснащение урока: физическая карта России, карта полушарий, экран с проектором, компьютер, карта-схема "формы рельефа", карта с изображением (холм, равнина, гора), презентация: слайды с основными формами рельефа, атласы с контурными картами, учебники.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Приготовили всё необходимое для успешной работы на уроке: учебники, тетради, атласы, простые карандаши, линейки, ручки.
2. Постановка цели урока. Слайд 1
Учитель: Ребята, посмотрите пожалуйста на оформление доски, на карты. Что вы видите? Да, верно, горы и равнины. А горы и равнины каким одним словом можно назвать? (рельеф)
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
- Чему научиться?
- А с помощью чего мы это можем сделать так, чтобы было интересно, наглядно и легко? (Формулируем тему урока и цели урока, исходя из ответов учащихся). Слайд 2
Записали в тетради число и тему урока "Главные формы рельефа суши".
Сегодня мы начнём изучение темы, а на следующем уроке продолжим познание рельефа дна океанов.
3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, объясните, пожалуйста слово "рельеф"? Верно.
- Рельеф земной коры создан под действием процессов: каких? (внешних и внутренних).
- Вспомните, что относится к внутренним и внешним силам и к чему они приводят? (Внутренние силы - это движение земной коры и вулканизм, они приводят к образованию разломов, складок, поднятий и опусканий. Работа ветра, воды, выветривания, ледника, они выравнивают и сглаживают рельеф, разрушая горные породы и перемещая их с одного места на другое). Слайд3
- Вы уже знаете что крупнейшие формы рельефа на Земле это - Слайд4 (выступы материков и впадины океанов). И на дне океанов и на материках выделяют две основные формы рельефа: горы и равнины. (начертить схему в тетрадь)
И начну я объяснение темы с загадки.
Что такое? Что такое?
Очень грозное, большое!
С ледниками наверху
И подошвою внизу. (горы)
1) Работа с учебником.
- Вы, ребята , молодцы, но давайте найдём в нашем учебнике, какое определение дают нам ученные. Прочитаем определение вслух. Как оно выделено в учебнике? (черным шрифтом) Что значит? Знать наизусть.
Слайд 5. Горы - активные участки земной коры, здесь очень ярко проявляются все процессы, связанные с внутренними силами.
2) Работа с рельефной таблицей. (карта-врезка)
- Ребята, одиночные горы встречаются редко. Горы суши - это целые горные страны, протягивающиеся на сотни и тысячи километров. Главными элементами горных стран является: горный хребет и межгорная котловина (учитель показывает по карте горные страны, хребет, долину и гребень). Слайд 6. Самая высокая часть хребта - гребень, понижение в гребне - перевал. (показ по рельефной таблице)
3) Различия гор по высоте
- Одним из существенных признаков горных стран является различие их по абсолютной высоте (низкие, средние, высокие). Слайд 7.
Учитель рассказывает и показывает на карте горы разные по высоте, а ребятам предлагается по мере заслушивания заполнять таблицу. Слайд 8, 9, 10.
Практическая работа №10 (Приложение 2)
Составление и объяснение таблицы: "Различия гор и равнин по высоте"
Заполнить таблицу: различие гор по высоте запишем соответствующую высоту и по несколько примеров для каждого вида.
Различия гор по абсолютной высоте
Тип гор | Высота гор | Примеры (названия) |
Низкие | До 1000 м. | Средний Урал |
Средние | От 1000 до 2000 м. | Урал |
Высокие | Выше 2000 м. | Кавказ, Альпы |
4) Изменение гор во времени. Слайд 11.
Рассказ учителя о том, как изменяются горы со временем. Особое внимание уделяем чтению карты. - по цвету (шкала высот)
- Как по карте определить молодые это горы или старые, разрушенные?
Если ребята не могут ответить сами, я прошу их сравнить молодого человека и старого. А потом они легко выделяют признаки старых разрушенных гор: низкие, расколы и трещины. Затем мы смотрим высоты на карте и мои ученики делают вывод, что старые горы обозначены бледными оттенками коричневого цвета, а высокие - яркими насыщенными цветами, и чем цвет темнее, тем и горы выше.
5) Значение гор. Слайд 12.
6) Практическая работа №10
"Обозначение основных гор и равнин на контурной карте". Слайд 13.
Уральские, Кавказ, :- на карте России.
Уральские, Гималаи, Тибет, Анды, Кордильеры, Тянь - Шань, Карпаты - на физической карте полушарий. Слайд 14.
7) Определение равнин.
Учитель: А теперь познакомимся с равнинами. (ребята читают определение равнин с учебника).
Как выглядит равнина? (ребята отвечают: спокойные, устойчивые участки на материках:.) Верно. Слайд 15.
8) Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте.
- Как и горы, равнины имеют разную абсолютную высоту.
Работа с физической картой России - шкала высот. (учитель говорит определения равнин и называет название, а ребята определяют по карте каким она будет цветом изображена и приводят пример равнины).
- Равнина с небольшими абсолютными высотами - до 200м. Низменность
Некоторые низменности расположены ниже уровня моря,:Прикаспийская,..
- Посмотрите и назовите пример таких низменностей. (зеленым) слайд 16.
- Равнина, абсолютная высота которой превышает 500м. Плоскогорье (оранжевым) слайд 17.
- Мы узнали что такое низменность и плоскогорье. А теперь сами составьте определение термина "возвышенность" (Возвышенность - участок земной поверхности, приподнятый над окружающей территорией, с высотами от 200 до 500 м.).
- Каким цветом обозначены на карте? (желтым). Слайд 18.
Практическая работа №10 Слайд 19.
Составление и объяснение таблицы: "Различия гор и равнин по высоте"
1. Заполнить таблицу: различие равнин по высоте, запишем высоту и по несколько примеров для каждого вида.
Различия равнин по абсолютной высоте
Тип равнин | Высота равнин над уровнем моря | Примеры (названия) |
Низменности | До 200 м. над уровнем моря | Прикаспийская, Западно-Сибирская |
Возвышенности | От 200 до 500 м. над уровнем моря | Среднерусская, Валдайская, Приволжская |
Плоскогорья | От 500 до 1000 м. над уровнем моря | Среднесибирское, Аравийское, Декан |
2. "Обозначение основных равнин на контурной карте России".
(Западно-Сибирская, Восточно-Европейская, Среднесибирское плоскогорье)
5. Закрепление нового материала
Географический тренинг. Игра "Самые - самые"
Задание: Я задаю вопрос, вы, ребята, работая с физической картой полушарий (атлас стр.14) находите ответ, поднимаете руку. Если учитель назвал вас, бегом бежите к доске и показываете нужный объект.
- Самые длинные горы на Земле. (Анды)
- Самые высокие горы на суше. (Гималаи)
- Самая высокая гора мира. (Джомолунгма или Эверест)
- Самая большая горная страна в Азии. (Тибет)
- Самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус)
Тест: "Основные формы рельефа"
1. На материке Северная Америка находятся горы? 1 Альпы
2 Анды
3 Тянь-Шань
4 Кордильеры
5 Атлас
2. Высокими называются горы, абсолютная высота которых превышает 1 2000м
2 1000м
3 500м
4 1700м
5 1500м
3. Среди перечисленных гор средними по высоте являются 1 Гималаи
2 Анды
3 Скандинавские горы
4 Кордильеры
5 Кавказские горы
4. Уральские горы разделяют 1 Амазонскую и Ла- Платскую низменности
2 Восточно-Африканское плоскогорье и Эфиопское нагорье
3 Восточно-Европейскую и Западно- Сибирскую равнины
4 Среднесибирское плоскогорье и Западно-Сибирскую равнину
5. Амазонская низменность расположена на материке 1 Африка
2 Австралия
3 Северная Америка
4 Южная Америка
6. Западно-Сибирская низменность расположена на материке. 1 Африка
2 Австралия
3 Южная Америка
4 Евразия
7. Возвышенность - это равнина с высотами: 1 Более 1000 м.
2 От 200 до 500 м.
3 Менее 200 м.
4 От 500 до 1000 м.
Ключ к тесту "Основные формы рельефа" Слайд 20.
1. - 4
2. - 1
3. - 3
4. - 3
5. - 4
6. - 4
7. - 2
6. Домашнее задание Слайд 21.
- параграф 20.
- ответить на вопросы 1 - 4 на странице 73.
В предлагаемой таблице описать по одному примеру гор и равнин, используя план описания.
7. Оценки.
8. Рефлексия.
- Поднимите руки, кому урок понравился, почему?
- Что вам особенно понравилось на уроке? Что легко давалось, было понятно? В чём испытывали трудности?
Ребятам предлагается дорисовать на смайлике рот , (веселый-если всё понятно и понравилось , и грустный наоборот, если ученик испытывает затруднения)
9. Итог урока
- Спасибо за урок. Слайд 22.