Цели урока:
- Сформировать знания учащихся об ЭГП Центральной России;
- Об историческом развитии;
- О развитии национальной культуры и традициях,
- Показать ведущую роль Центральной России на протяжении всей истории нашей России.
Задачи урока:
- Формирование познавательного интереса учащихся;
- Самостоятельного поиска знаний;
- Развитие мыслительных процессов;
Форма проведения: Научно-практическая конференция.
Оборудование: историческая и физическая карта Центральной России, портреты писателей – А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, эмблемы гербов городов.
Оформление: Эпиграф урока:
“Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить”.
Ф. И. Тютчев
На столах на подставке слова:
У литераторов: “Я люблю Россию до боли сердечной”.
У историков: “Ты припомни, Россия, как все это было”.
У географов: “Нет в мире подобных России раздольной”.
Ход урока
I. Организационный момент (звучит музыка о России). На фоне музыки учитель литературы читает:
Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятных просторы. Это – Россия.
Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия.
Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это – Россия.
Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже Россия!
Каждого человека трогает и волнует наша простая и безыскусственная природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже небогатые, для нас, людей, населяющих Россию, прекрасны.
II. Объявление целей и задач урока.
Учитель географии сообщает о форме урока и знакомит с планом работы конференции.
План работы конференции
- Экономико-географическое положение.
- Историческое развитие Центральной России.
- Национальная культура и традиции.
- Города Центральной России.
Слово предоставляется географам.
Доклад об экономико-географическом положении Центральной России (ученик). А теперь мы вспоминаем откуда пошла земля Российская. Слово историкам.
Доклад об истории создания Русского государства (ученик).
Доклад об образовании Киевской Руси (ученик).
Учитель географии:
– Ребята, я предлагаю вам посмотреть на карту, найти территории названных княжеств и сделать вывод. Какое же княжество могло выйти из этой междоусобицы победителем?
Характеристика Владимиро-Суздальской Руси (ученик).
Звучит стихотворение В. Фирсова “Не ходите на Русь” (ученик).
Учитель географии: Описание Киевской Руси перед Куликовской битвой.
Звучит стихотворение: Может быть, того не стою,
Был я прозван Калитою.
Ныне мелкие уделы
На Руси нам ни к чему!
Хватит нам терпеть поруку
По отдельности. Эй, Вы!
Собирайтесь-ка под руку,
Руку твердую Москвы!
Учитель географии: Слова из летописи.
Стихотворение: Дмитрий Донской.
Учитель географии: Весть о победе на Куликовском поле прокатилась по многим странам. Значение Москвы как центра борьбы за освобождения Руси от ига монголо-татарских ханов теперь возросло и укрепилось.
Итог исторической странички об объединении русских земель.
Небольшое сообщение об экономике современной Центральной России (ученик).
Учитель литературы: На этом уроке историки напомнили нам о далеком прошлом нашего народа, вспомнили, что собой представляла наша Древняя Русь, какие народы ее населяли, какова была их культура. Узнали и о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как воины опустошали Русскую землю. Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее – все это находило отражение в его творчестве. Целая галерея знаменитых имен принадлежит России: А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. П. Чехов. И это лишь немногие из великих литераторов. А сколько художников и композиторов русских воспевали тебя – Россия!
А весь народ наш русский по истине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создавал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в творчестве наших далеких предков.
Давайте представим и воспроизведем одну небольшую картину далекого прошлого.
Литераторы:
Ведущий: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткёт… Но какая работа без песни? А там и до пляски недалеко (девушки поют, имитируя что прядут)
Позолоченная прялица
Мы прядем, а нитка тянется
Нам работа наша нравится…
Быстро меняется мелодия, начинается хоровод “А я по лугу”… Круг разрывается под песню девушек в круг входит добрый молодец.
Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява
Бородушка кучерява.
Кудри вьются до лица,
Люблю Ваню молодца.
Став полукругом исполняют частушки.
Учитель литературы: Русский народ имеет право гордиться своими самобытными традициями, своей национальной культурой.
1. Звучит запись.
На фоне музыки звучит стихотворение М.Ю. Лермонтова. Читает учитель литературы.
Учитель литературы: Мы эту страничку начали из отрывков литературного и музыкального произведений. Может вы вспомните какое произведение прозвучало?
Учитель географии: Мы не случайно начали эту страничку с Москвы. Ведь Москва – сердце России. А теперь совершим небольшое путешествие по золотому Кольцу России.
Небольшие сообщения о городах, которые входят в “Золотое Кольцо” Центральной России (ученики).
Наша Россия – это наш дом. А крепким он будет только тогда, когда между народами разных национальностей, населяющих Россию, будет крепкая дружба, именно на дружбе держится сила, мощь и красота.
Звучит стихотворение: А. Прокофьева “Нет в мире подобных России раздольной”.