Цели урока: закрепить знания учащихся о периметре геометрической фигуры, и о видах треугольников.
Задачи:
- закрепить умение находить периметр геометрической фигуры.
- научить строить равносторонние равнобедренные треугольники при помощи перпендикуляра и циркуля.
- закрепить умение сравнивать и преобразовывать именованные числа.
- развивать пространственные представления детей, их конструкторские способности.
- словарная работа: периметр, перпендикуляр, равносторонний, равнобедренный, циркуль.
Оборудование: Циркуль, линейка, прямоугольный треугольник, у каждого ученика – треугольники равносторонний, равнобедренный, разносторонний, таблица “ Виды треугольников ”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного. Преобразование именованных чисел.
7 дм = … см; | 57 см = … дм … см; |
40 см = … дм; | 94 дм = … м … дм. |
– Найти разность 3дм 7см и 3 дм 3см. – Найти сумму 55 м и 34 м 50 см.(перевести в см)
5. Весёлые задачи (устно).
- Пока плед был новым его длина составляла 190 см, а после стирки стала 175 см. На сколько сантиметров “сел” (уменьшился в длину) плед после стирки?
- Вася свой дневник с двойками закопал на глубину 5м, а Коля на глубину 7 м 55см. На сколько метров глубже закопал свой дневник Коля? Переведите в дециметры.
III. Изучение нового материала.
1. Из истории математики. На доске портрет Евклида. Евклид первым в мире все знания по геометрии записал в 13 книгах “Начал”, куда вписал все свои исследования и знания, накопленные другими. Евклид обо всем написал очень просто и понятно, поэтому по его книгам легко изучать геометрию и сейчас. 1книга – о треугольниках; 2 книга – о многоугольниках; 3 книга – об окружностях и т.д.
– Ребята, кто из вас знает, а кто же написал самый первый учебник по математике в России? (Леонид Филиппович Магницкий ). Начинал он писать в Воронеже, на судостроительных вервях. До Магницкого было написано много книг по математике, но в других странах и на много – много веков раньше. Мы уже знаем, что геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг и т.д. И вы должны помнить, что геометрия, которая изучается в школе, называется евклидовой, по имени древнегреческого ученого Евклида.
2. Построение треугольников и нахождение периметра.
– Посмотрите на треугольник и ответьте на вопрос. Почему треугольник называют треугольником?
– Какие углы вы знаете? Покажите.
– Как могут называться треугольники по виду углов? (Остроугольные, тупоугольные и прямоугольные.) Покажите их на таблице.
– Различают треугольники и по сторонам. У треугольника все три стороны могут быть разными по длине – это разносторонний треугольник. (Показ.)
– Все три стороны равны – равносторонний треугольник. (Показ.)
– Две стороны равны между собой, а третья длиннее их или короче – это равнобедренный треугольник. (Показ.)
3. Равносторонний треугольник.
– Найдите у себя равносторонний треугольник. Покажите.
– Как можно проверить равенство сторон? (Перегибанием.)
– Найдите равнобедренный треугольник.
– Как можно построить равносторонний треугольник? (При помощи перпендикуляра.)
Алгоритм построения.
а) Отложим отрезок АС – 4 см.
б) Найдем его середину.
в) Опустим перпендикуляр.
г) Найдем точку вершины равноудаленной от точек А и С на 4 см до перпендикуляра.
д) Обозначим точку В.
– Найдите периметр равностороннего треугольника, если АС = АВ = ВС = 4 см. – Что значит найти периметр? ( Это значит найти сумму сторон треугольника.) – Р=АС+АВ+ВС; Р = 4см+4см+4см =12см. Сколько раз взяли слагаемое число4?(Три раза) – Значит Р = 4см х 3 =12 (см).
4. Физминутка.
5. Прямоугольный треугольник.
– Треугольник можно построить и при помощи циркуля.
Алгоритм построения.
а) Отложим отрезок АВ = 3 см.
б) Раствор циркуля по линейке на 3 см.
в) Из точки А сделаем засечку – небольшую дугу.
г) Из точки В сделаем засечку, которая пересечется с засечкой из точки А.
д) Точка пересечения двух засечек – это вершина треугольника.
е) Соединим точку А с точкой пересечения, точку В с точкой пересечения.
– Что у вас получилось?
– Проверьте, все ли стороны равны 3 см.
– Найдем периметр треугольника, если АВ = ВС = АС = 3 см.
– Сколько раз взяли число 3 слагаемым? Как это записать?
IV. Закрепление.
1. Самостоятельная работа в тетради. Построение равнобедренного треугольника.
АВ = АС = 5 см; ВС = 3 см. Найдите его периметр. Р - ?
АВ = АС = 6 см; ВС = 3 см. Высчитайте его периметр. Р = ? У какого треугольника периметр больше? (У того треугольника, у которого стороны длиннее.).
2. Качественная задача.
Какую салфетку можно обшить тесьмой длиной в 20 см?
V. Итоги урока.
– Чему мы научились на уроке?
– Что больше всего вас заинтересовало?
Выставление оценок, домашнее задание.