Трансформации дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. Данные трансформации отражаются в осознании педагогической общественностью серьезных изменений в функционировании учреждений. Главным результатом дошкольного образования на современном этапе является степень развития возрастных характеристик ребенка, а именно, проявление начальных компетентностей
(ключевых и специальных), а не только определенный базовой либо вариативной программами объем знаний. Такой подход предопределяет интерес общества к активным людям, обращенных к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее; к людям , способным решать различные проблемы, возникающие в той или иной ситуации осуществления деятельности .
Это в свою очередь требует самоопределения каждого педагога по всем
основаниям взаимодействия с детьми, построения системы профессиональной
деятельности. Источниками самоопределения педагогов в инновационных процессах
является теоретическая и практическая готовность к реализации инновационного
потенциала своего личностного и профессионального развития. Центральной фигурой
инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать
свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и
собственными ресурсами развития. Однако, по данным диагностических исследований,
педагоги недостаточно готовы к отбору, оцениванию позитивных инноваций,
разработке инновационных технологий и качественной реализации их в работе с
детьми. Ярким представителем эффективной работы в данном контексте выступает
интерактивное обучение, которое, являясь альтернативой традиционному, сохраняет
конечную цель и основное содержание образовательного процесса, и основано на
взаимопонимании и взаимодействии, что согласуется с экспериментальными данными,
которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не
более 20–30 % информации, а при личном участии в изучаемой
деятельности(например, в деловой иере – до 90 %).
Таким образом, признаками интерактивного обучения являются : проблемность;
адекватность учебно-познавательной деятельности, взаимообучение, и
индивидуализация, исследование изучаемых проблем и явлений, непосредственность,
самостоятельность педагогов с учебной информацией.
По мнению психологов, в условиях проблемности содержания, творческого характера
и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие
резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают
человека, инициируют его направленность на совершение деятельности. Немаловажным
фактом использования интерактивного обучения для развития инновационного
потенциала является создание атмосферы психологического комфорта для разных
групп педагогов (по степени готовности к инновационной работе) : “новаторы”, “
передовики”, “ золотая середина”, “ умеренные”. И.А. Зимняя называет это
“психологическим контактом, связанным с обоюдной заинтересованностью и доверием
друг к другу сторон взаимодействия". Формирование групповой общности можно
начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной,
коммуникативной и т.д.
Затем формирование микроклимата занятия продолжается на этапе объединения
педагогов в группы. Следующий этап интерактивного обучения – организация
деятельности педагогов в группе. Диалогичные формы общения предполагают, что
собеседники обращены лицом друг к другу. Интерактивное обучение в диадах и
триадах помогает выработать навыки сотрудничества в микрогруппах, в ситуации
камерного общения. Увеличение численного состава группы приводит к тому, что
камерные формы работы, приемлемые для диад и триад, сменяются дискуссионными. В
процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит
столкновение различных точек зрения педагогов. Одно из самых трудных правил
поведения для них заключается в том, что следует различать личность коллеги и ту
роль, которую он исполняет в процессе групповой работы. Ярким тому
подтверждением может служить проведение дебатов, когда участнику предопределена
определенная роль и он наделен одной из позиций (“за” или “против”). Или другой,
более острый случай: роль …закономерно предполагает критику, но критику
обоснованную, конструктивную. При этом и сам "критик", и его оппонент должны
чувствовать границы ситуации и не переносить конфликтную ситуацию за рамки
семинара в межличностный план.
Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить
поставленную задачу.
Такая оценка может стать мостиком к следующему этапу интерактивного занятия –
рефлексии прошедшего занятия. Сложность его заключается не столько в нежелании
педагогов разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои
ощущения. Поэтому педагогу стоит заранее подобрать вопросы, помогающие коллегам
понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Важно, чтобы
рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах
включались все без исключения педагоги (позже можно остановиться на заслушивании
реплик нескольких человек). Найти и показать особенность личного переживания(по
поводу всего занятия, отдельного эпизода, конкретного человека и пр.) – в этом и
заключается момент осмысления. Для этого очень важно, чтобы старший воспитатель
(руководитель) был готов всегда поддержать высказывание педагога. Г.А. Цукерман:
"Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную
ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия! При оценке
работы группы следует подчеркивать не столько профессиональные качества, сколько
человеческие добродетели. Таким образом, основы методики организации
интерактивного обучения включают следующие положения:
– нахождение проблемной формулировки;
– организация пространства, располагающего к диалогу;
– мотивационная готовность педагогов к совместным усилиям в процессе познания;
– создание специальных ситуаций, побуждающих педагогов к интеграции усилий для
решения поставленной задачи;
– выработка и принятие правил сотрудничества;
– использование "поддерживающих" приемов общения: доброжелательные интонации,
умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;
– оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;
– развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.
Итак…Нужно ли интерактивное обучение в современном образовательном процессе? Способна ли решить такая форма педагогические, психологические и социальные задачи образования? Что дает внедрение интерактивного обучения различным субъектам образовательного процесса?
Эффективность для ребёнка:
- Положительная динамика качества обучения и воспитания;
- Отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
- Дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Эффективность для родителя:
- Положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
- Готовность и желание родителей стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей.
Эффективность для педагога:
- Положительный психологический климат в коллективе;
- Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- Удовлетворённость педагогов собственной деятельностью;
- Качественно организованная система развития инновационного потенциала педагогических кадров;
- Развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
Таким образом, осмысление профессионального эталона инновационной компетентности каждым педагогом происходит через поиск своего пути в рамках организации методической работы и осознание соответствия собственных возможностей предполагаемому уровню требований с последующей рефлексией и проектированием возможных вариантов достижения успешных результатов.