Введение
Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной работы по всем учебным предметам. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. В условиях современной школы учитель должен построить свою работу так, чтобы предоставить ученикам возможность выбора индивидуального пути развития и ранней специализации.
Кружок “Любители русского языка” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Он способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.
Пояснительная записка
Данная программа направлена на возрастную группу детей 2-го класса.
Срок реализации программы 1 год (34 часа)
Формами проведения являются беседы, викторины, практические работы, КВН, игры-упражнения, составление кроссвордов.
Цель: Формирование личности, владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Воспитание у школьников бережного отношения к слову, богатствам языка.
Задачи:
- Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции.
- Формирование у школьников навыка грамотного письма, правильного произношения и словоупотребления, первичных орфоэпических, орфографических навыков.
- Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала.
- Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Тематический план
№ п/п |
Название раздела |
Общее количество часов |
Часы аудиторных занятий |
Часы внеаудиторных занятий |
1 аздел |
4 |
|||
1.1 |
История письменности |
1 |
1 |
|
1.2 |
Как люди научились говорить? |
2 |
1 |
1 |
1.3 |
А кто в алфавите живёт? |
1 |
1 |
|
2 раздел |
5 |
|||
2.1 |
В путь за “главным” правилом. |
2 |
1 |
1 |
2.2 |
Память и грамотность. |
1 |
1 |
|
2.3 |
Однозначные и многозначные слова. | 2 |
1 |
1 |
3 раздел |
5 |
|||
3.1 |
Где же хранятся слова? |
2 |
1 |
1 |
3.2 |
В мире словарей. |
3 |
1 |
2 |
4 раздел |
12 |
|||
4.1 |
Из чего строятся слова. |
3 |
1 |
2 |
4.2 |
Приставки-труженицы. | 2 |
1 |
1 |
4.3 |
Смотри в корень! |
3 |
1 |
2 |
4.4 |
Корень и “главное” правило. | 4 |
1 |
3 |
5 раздел |
8 |
|||
5.1 |
Культура поведения и культура речи. |
4 |
1 |
3 |
5.2 |
Соблюдение речевого этикета в споре. |
4 |
1 |
3 |
Всего |
34 |
Содержание деятельности
1 раздел (4 часа)
1.1. История письменности.
Как обходились без письма. Понятно без слов. Ручное письмо. Немного о пересказе. Древние письмена. Договор между читающим и пишущим. “Священные знаки”.
1.2. Как люди научились говорить?
Почему люди говорят на разных языках? Русский язык на земном шаре. Языки и народы.
1.3. А кто в алфавите живёт?
Как возникла наша письменность. Меня зовут фонема. Поиграем с фонемами. Для всех ли фонем есть буквы? Таинственная фонема. Буква – подсказчица.
2 раздел (5 часов)
2.1 В путь за “главным” правилом.
Что такое орфографическая зоркость? Тайна фонемы. Ключ к тайне фонемы.
Опасные согласные. Составление “свода законов”. Здравствуйте, гласные! Добрый
“волшебник” – ударение.
2.2. Память и грамотность.
Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Как тренировать память. Способы запоминания. Составление плана.
2.3. Однозначные и многозначные слова.
Умей различать разные значения одного и того же слова. Говори правильно. Употребление слов в речи как в прямом, так и в переносном смысле.
3 раздел (5 часов)
3.1. Где же хранятся слова?
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Какая наука изучает происхождение слов?
3.2. В мире словарей.
Как рождаются новые слова? Звуковые законы. Можно ли усвоить правописание всех слов? Этимологический , толковый , орфографический словари
4 раздел (12 часов)
4.1. Из чего строятся слова.
Строительная работа морфем. Поговорим о всех приставках сразу. Роль суффикса в “строительной” работе.
4.2. Приставки-труженицы.
Много ли на свете приставок? Для разных приставок – разные законы. Игры с приставками. Коварная приставка с. Самые трудные приставки (пре-, при-)
4.3. Смотри в корень!
Секреты родственных слов. Кто командует корнями. Приведём наши знания в порядок
4.4. Корень и “главное” правило.
Сообразил – проверил – написал. Игра “Словесный мяч” ударим по безударным гласным. Проверить удаётся не всё.
5 раздел (8 часов)
5.1. Культура поведения и культура речи.
Слово – это тоже поступок. Что значит быть вежливым? Тон вежливой речи.
5.2. Соблюдение речевого этикета в споре.
Способы выражения просьбы. Вежливый отказ. Общение в форме спора.
Какую речь хочется слушать.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня:
Список литературы
- Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М., “Просвещение”, 2004.
- Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М., “Просвещение”, 1990Н.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М., “Просвещение”, 1989.
- Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., “Просвещение”, 1978Г.А. Панов. Занимательные задания по русскому языку”. – М., “Просвещение”, 1991.
- А. Бондаренко. Где прячутся ошибки.– М., “Просвещение”, 1999.
- Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М., “Просвещение”, 2005.
- Волина В.А. Весёлая грамматика. – М., “Просвещение”, 1995.
- Гольдин В.Е. Обращение: Теоретические проблемы.– Саратов, 1987.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.. Секреты орфографии. -М., “Просвещение”, 1994.
- Дьячкова Г.Т. Факультативный курс по русскому языку. Волгоград, “Учитель – АСТ”, 2005.