Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления.
Задачи:
Образовательные:
– определить сущность понятия "холодная война", ее этапы, признаки.
– определить влияние внешних факторов на внутреннюю и внешнюю политику СССР в 1945-1953г.
Развивающие: продолжить развитие творческого мышления учащихся, их познавательной деятельности, активности, стремление пополнять знание из различных источников информации; формирование умения выделять существенные связи, давать им оценку, обобщать, анализировать.
Мотивационные: способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.
Воспитательные: продолжить воспитание любви к Родине, отрицательного отношения к войне.
Планируемые результаты.
Учащиеся узнают о:
- основных итогах Второй мировой войны;
- истоках "холодной войны" и ее проявлениях;
- причинах локальных войн и конфликтов;
- причинах отказа руководства СССР от "плана Маршалла";
- воздействие конфликта с Югославией на укрепление советского влияния в Восточной Европе;
- роли СССР в образовании государства Израиль;
- причинах и последствиях образования НАТО;
- помощи СССР в создании Китайской Народной Республики;
- роли Корейской войны в противостоянии СССР и США после Второй мировой войны.
Тип урока: нестандартный.
Форма урока: мастерская.
Методы обучения:
- по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;
- по форме сотрудничества: групповой.
Средства обучения:
- Телевизор, видеомагнитофон, видеокассета.
- Раздаточный материал.
- Учебник "История России 1945-2008 гг." 11 класс
- Бумага, фломастеры.
- 4 ватмана.
Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Решением этого вопроса и занялись ведущие государства антигитлеровской коалиции – СССР, США, Англия и Франция, к которым вскоре присоединился Китай. Объективное развитие ситуации вело к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за стремления усилить свои позиции на мировой арене. Это, так или иначе, затрагивало интересы каждой из стран коалиции. В то же время выявилась и особенность характерная именно для периода после Второй мировой войны: конфронтация между бывшими союзниками проявилась в идеологической форме и постепенно превращалась в идейно-политическое противостояние – СССР, с одной стороны, и западные союзники – с другой. Его признаки начали нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривались к концу 1946г. Вскоре появился и термин, обозначающий это противоборство – "холодная война".
В 11-м классе вам давно уже понятен смысл слова "война". Но сегодня мы должны определить сущность понятия "холодная война", ее даты, признаки. У нас с вами 2 часа и через 2 часа мы должны ответить на поставленные вопросы, нарисовать плакат и написать статью к понятию "холодная война".
Мне бы хотелось, чтобы в процессе работы в мастерской вы еще раз осознали значимость прошедших событий и событий сегодняшнего дня. Актуально это и потому, что опять гремят взрывы, свистят пули и гибнут чьи-то сыны, мужья, отцы.
1 Этап | 1. Индуктор В качестве индуктора
предлагается слово “война” А) на доске слово
“война”; Б) возьмите чистый лист бумаги. Обведите ладонь и напишите на ладони ассоциации к слову “война”. Можете выделить главное слово (страх, слезы, ужас, разруха и т.д.) |
1. На каждом столе А) ватман; Б) фломастеры; В) Чистые листы бумаги на каждого ученика 2. В каждой группе выбрать художника, который до конца урока выпускает плакат против войны. 3. В группе выбрать консультанта для коррекции работы и оценивания результатов. |
2. Ведущий мастерской 1) предлагает просмотр видеофильма о войне | Просмотр видеофрагмента | |
5 мин. | 3. Самоконструкция. Рассказать в группах о своих мыслях и ощущениях, вызванных увиденным. | |
5 мин. | 4. Социализация | Каждая группа представляет результаты обмена впечатлениями и размышлениями |
А какие войны вы знаете еще? (Отечественная, гражданская, локальная и т.д) | ||
5. Творческое задание группам Прочитайте 1 пункт § 1 “Холодная война” – “Послевоенный мир” | Группы предлагают свои ответы Итог работы записывают на доске | |
Задание: Подведите итоги работы 2 мировой войны |
||
На доске:
|
||
10 мин. | 6. СоциализацияЗадание группам: Пользуясь ассоциативным рядом и своими представлениями составьте статью для Толкового словаря “Холодная война” – это…. Таким образом вы можете внести свой вклад в опыт составления статьи в словарь | – Каждая группа дает свое определение. – Во время выступления групп отметить в предлагаемых определениях их достоинство и своеобразие. Итог работы: – определение какой группы было наиболее точным? |
7. Работа с информациейА теперь каждая группа 1) получает информационный блок: А) статья “Холодная война” из Большой советской энциклопедии Б) Образ врага. Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1994. В) железный занавес. Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1994. Г) Речь У.Черчилля в Вестминстерском колледже. Фултон 5.03.1946 г. Д) учебник стр. 16-24 2. Прочтите и обсудите материал; 3. Конечная цель данной работы – корректировка определения “холодная война” | Работа учащихся с текстами. Художник рисует плакат. | |
8. Социализация.– Каждая группа дает скорректированное толкование понятия “холодная война”, делает сообщение. Сравните с определением в учебнике (Словарь, стр. 363). – Сформулируйте основные положение, сделавшие возможным раскол мира на 2 лагеря. Представьте положения, сделавшие возможным раскол на 2 лагеря. – Представьте свой ответ в виде знаковой системы по выбору (таблица, схема, кластер) Художники | – Составление таблиц, кластеров, схем. Художники размещают свои плакаты на стене (подготовка к защите плакатов). | |
А теперь возьмите свои листочки с нарисованными ладонями. Перечеркните их, поднимите. Итог работы: Сегодня на уроке еще раз…. Человек сказал: “Нет войне!” | Все поднимают листочки с перечеркнутыми ладонями, на которых сделана запись о войне. | |
5 мин | Рефлексия А теперь предлагаю написать текст, который начинается словами: “Сегодня в мастерской я…” | |
2 мин | Подведение итогов урока Спасибо за урок! |
Литература
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
- Данилов А.А., Уткина А.И., Филиппов А.В. История России 1945-2008г. 11 класс. – М.: Изд-во “Просвещение”, 2007.
- Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. 5. Инновационные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. Заведений, слушателей ИПК.– Ростов н/Д.: Изд-во "Учитель", 2007. – 208 с.
- Орлова О.В. История Отечества ХХ в. Педагогическая мастерская. – Санкт-Петербург: "Паритет", 2003.
- Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе. Методические рекомендации. Библиотека преподавателям истории и обществознания. Серия: "Историческое образование в современной российской школе". – М.:ACADEMIA АПК и ППРО, 2008.