В течение последних 15-20 лет система исторических и социальных наук в России вступила в новую фазу своего развития. Смена общественного устройства страны повлекла за собой переоценку целого ряда ключевых событий мировой и общественной истории. На сегодняшний день в современном образовательном процессе приоритетную роль играют историко-обществоведческие предметы, так как именно они направлены на формирование всесторонних представлений об изучаемом времени, на развитие умений и ценностных установок, необходимых для формирования исторического мышления, гражданско-патриотической самоидентификации личности и образа жизни в политокультурном мире, национально-государственной идеологии России.
На протяжении столетий семья является самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством, с помощью которого сохраняется и передается культура народа. Как пишет известный историк Б.Н. Миронов, “история материализуется в национальных традициях и стереотипах поведения. Их хранительницей является семья. Подобно хромосоме именно она — носительница социальной наследственности, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем наследственность биологическая”. Национальные традиции, менталитет зафиксированы в межличностных отношениях в семье, в стереотипах поведения взрослых и от них передаются ребенку. Семья – своего рода социальный микрокосм: ее структура представляет собой микромодель большого общества. В ней в миниатюре заключается вся гамма общественных отношений. Социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений.
Семья является важным социальным институтом, первичной ячейкой общества, сопряженной с ней многочисленными и многообразными связями. Семья как подсистема общества выполняет также специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений, а потому считается одним из важнейших объектов социальных наук. Семья неизбежно отражает изменения, происходящие в обществе, и, пожалуй, не менее чем другие области человеческой жизнедеятельности, изменяется сама со всеми своими отношениями и исторически сложившимися порядками.
Семья как фундаментальная социальная общность людей, имеющая сложную природу социального института и малой социальной группы, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека и общества. В настоящее время семья переживает переход от традиционных устоев к модернизированным. Старые ее формы дезорганизуются, уступая место новым формам семейной организации. Институциональные же функции семьи: воспитательная, оздоровительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветительная, досугово-творческая, стимулирующая самостоятельный опыт личности, охранно-защитная – редуцируются за счет частичного или полного замещения некоторых из них государством и другими социальными институтами общества.
В целом, формируется новый характер взаимоотношений семьи и государства. Проводимые в нашей стране в 90-х годах XX века социально-экономические реформы оказали на российскую семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям в ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели приспособиться к новым условиям жизни. В переходный период произошли резкая дифференциация доходов семей, массовое обнищание многих из них. Одним из следствий этого стало ухудшение здоровья людей. Значительно снизилась продолжительность жизни россиян. Увеличилась детская и материнская смертность, возросла нестабильность браков, резко упала рождаемость, началась депопуляция населения. Это привело к падению качества трудового и интеллектуального потенциала России. Серьезный удар, нанесенный семье, дезорганизация ее жизни как специфической социально-психологической общности проявились в разрушении сложившихся в течение многих десятилетий нравственно-этических норм и традиций. Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми как следствие их экономической, психологической и правовой незащищенности. Рост конфликтных семей опасен для общества, так как такие семьи воспроизводят негативные социально-психологические стереотипы. За эти годы снизилась роль семьи в процессе социализации детей, в воспроизводстве ее духовных традиций. Это отразилось на воспитательном потенциале семьи, следствием чего явился рост детской безнадзорности и социального сиротства. Названные процессы, в свою очередь, способствовали росту девиантного и асоциального поведения детей и подростков.
С другой стороны, изучение семьи обусловлено гносеологическими факторами.
Во-первых, семья является объектом изучения различных, связанных между собой социальных, естественных и гуманитарных наук. В изучении семьи, с одной стороны, наблюдается эмпирическое “мелкотемье”, сочетаемое с изучением “частокола частностей”, т.е. демографических, социологических, психологических и других характеристик семьи, с другой – наметилась тенденция синтезировать все формы проявления жизнедеятельности людей в этой сфере. Реализация этой тенденции в полной мере возможна на основе осмысления семьи как общественного феномена.
Во-вторых, “многожанровый” подход к исследованию семьи приводит к простой сумме различных методов ее изучения: исторического, правового, демографического, социологического, психологического, педагогического, культурологического, социально-политического и др.
В-третьих, необходимость изучения семьи актуализируется и тем обстоятельством, что в демографических, социально-экономических и социокультурных процессах развития института семьи последних десятилетий много неизученного, что значительно затрудняет научное прогнозирование жизнедеятельности семьи и разработку действенной государственной семейной политики.
Программа курса “История” в 5-11 классах предоставляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, с исторической мыслью, с различными взглядами на семью.
1-й этап. 5-й класс. Вводный курс по истории города, семьи. Работа в рабочей тетради "Моя история" по темам:
- "Введение в родословие";
- "История моего города";
- "История моей улицы, моего дома";
- "История моих предков";
- "История моих бабушек и дедушек";
- "История моих родителей";
- "Родословное дерево".
Названия тем ориентировочные, т.к. дети сами могут додумывать их на уроке. Так, тема "История моего города" может приобрести такое звучание: "Мой город? Мой город!"
Знакомство с родословной начинается с экскурса историю имени ребенка, знакомства со святками, с приглашения для этой цели священника местного прихода. Об истории города, его улиц, о знаменитых земляках учащиеся узнают во время экскурсии в краеведческом музее. К каждой теме составляется вопросник. Вопросы записываются на доске, и дети размышляют, какие из них наиболее важны для исследования, на какие можно ответить в классе, на какие с помощью родных. Используются разные методы и приемы: словесный, наглядный, исследовательский. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов детей, мини – семинара, путешествия по картинной галерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке.
Идет знакомство со словарем родословия и разными приемами составления генеалогического дерева.
На первом этапе важно учитывать мотивации и особенности мышления детей 10 лет. В этом возрасте наступает благоприятный момент для изучения истории семьи:
- Имеются хорошие мотивации (чувство гордости за своих родных, желание рассказать о них, занимательность и необычность содержания урока, чувство долга и ответственность ребенка).
- Сформированы способность к творчеству и исследовательской деятельности, причинное мышление. Ребенок учится ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы, рассматривать известные ему факты с позиции выдвинутых им гипотез.
Важно не упустить этот момент и решить следующие учебно-воспитательные задачи:
а) формирование мировоззренческих позиций;
б) формирование навыков исследовательской
работы;
в) развитие эмоциональной сферы (положительное
отношение к самостоятельной работе),
воображение, радость открытия.
2-й этап. 8-11 классы. На этом этапе идет основная работа над родословной.
9-й класс. В этом возрасте формируется эвристическое мышление. Мотивация к учению приобретает знак "плюс", т.е. у обучающихся появляется желание изучать предмет, в том числе и дополнительно, завоевать авторитет в классе, знать историю лучше, чем другие, ощущать радость самовыражения, самовоспитания, открытия.
Готовность к исследовательской деятельности, эвристическое мышление, положительные мотивации, складывающиеся мировоззренческие позиции должны быть поддержаны разумными учебными программами. Узловые темы по истории Отечества с середины XIX века изучаются в такой последовательности: собирается материал по родословной по этому периоду, на уроке материал анализируется, выявляются закономерности, формируется проблема, выдвигаются гипотезы. Возникающие проблемы решаются путем изучения материала из учебника. История семьи проецируется на историю страны. Информация учебника начинает звучать по-новому, становится личностно-значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью общей картины исторического процесса.
11-й класс. Написание исследовательских работ: "Как встретили XX век мои предки", "Столыпинская реформа в истории моих предков", "Октябрьская революция в судьбах моих предков", "Колхозное строительство и моя семья", "Великая Отечественная война в судьбах моих предков", "Кем мы гордимся в нашей семье", "Семейные традиции" и т.д.
Положительный прогноз:
Возрастает мотивация к изучению истории Отечества.
- учебник становится хорошим подспорьем для параллельного изучения родословной и узловых вопросов истории;
- обучающиеся приобретают ценный опыт исследовательской работы;
- легко осваиваются и запоминаются большие объемы учебного материала;
- исчезает напряженность на уроке, приходит чувство уверенности в успехе; между учителем и обучающимся возникают доверительные партнерские отношения;
- крепнет взаимопонимание между старшим и младшим поколением в семье, чувство семьи; нигилизм подростка сменяется уважением к старшему поколению.
Отрицательный прогноз:
- неприятие некоторыми родителями (даже в благополучных семьях) этой формы работы, отказ своим детям в помощи, нежелание потратить часть времени на поиск материалов для родословной;
- невозможность доверительных отношений в неблагополучных семьях.
С другой стороны, эффективным в решение данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Каждый урок истории и обществознания с использованием проектно-исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов, по которым она осуществляется (организационно-подготовительный, технологический, презентационный).
В ходе организации работы школьников над проектами реализуются следующие цели:
Образовательная – вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая – развитие интереса к предмету, воображения; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных вступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Таким образом, в преподавании истории и обществознания учебный проект имеет большие перспективы, под проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у обучающихся появляется возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению обучающимися прошлого и настоящего, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления обучающихся.
Возможные темы проектов на уроках истории в 5-м классе:
Моя родословная (исследовательский, индивидуальный, среднесрочный).
Цель проекта:
- изучение обучающимися истории своей семьи:
- ознакомление обучающихся с основами поисково-исследовательской деятельности (работа с различными видами исторических источников);
- формирование навыков составления генеалогического древа своей семьи;
- расширение понятийного аппарата и выявление типичных особенностей семей различных поколений.
Практический результат и форма презентации: составление собственного генеалогического древа и устного отчета об изучении истории своей семьи; подготовка сообщения о выдающихся представителях своего рода; научная конференция.
Герб моей семьи (исследовательский, практикоориентированный, индивидуальный, среднесрочный).
- изучение основ геральдики;
- приобретение навыков составления гербов;
- ознакомление с историей возникновения гербов городов, государств, старинных родов;
- дальнейшее изучение истории своей семьи. Практический результат и форма презентации: составление герба своей семьи на основе полученных геральдических знаний с последующим описанием герба и составляющих его частей.
Семейная реликвия (исследовательский, индивидуальный, срочный)
Цель проекта:
- изучение отдельных эпизодов семейной истории;
- расширение представлений учащихся об исторических источниках на доступном материале.
Практический результат и форма презентации: составление выставки семейных реликвий с последующим рассказом обучающихся о каждой из них.
Биография моего предка (исследовательский, индивидуальный, среднесрочный)
Цель проекта:
- установление связи между историей семьи и историей Отечества;
- исследование вклада одного из предков в историю страны, региона, города.
Практический результат и форма презентации: создание иллюстрированной биографии предка в любой творческой форме (альбом, буклет, видеофильм и т.д.).
Итак, работа над родословной с целью формирования у обучающихся национального самосознания дает ощутимые результаты: возрастает мотивация к изучению истории Отечества, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание в семье. Работа над родословной превращает каждое занятие в урок двух историй – своей семьи и своей страны; она помогает ученикам не бесстрастно и отстранено смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем не сравнимый восторг от сделанного в истории своей семьи открытия.