Цели:
Образовательные:
– Ввести понятие маятников, как колебательных систем, Закрепить знания по изучаемой теме выяснить от чего зависит собственные частота и период колебаний маятников, вывести формулы для периода колебаний маятников;
– Научить применять на практике знания, полученные на уроках физики.
Воспитательные:
– Формировать интерес к предмету, учебе;
– Воспитывать инициативу, творческое отношение к учебной деятельности.
Развивающие:
– Развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности;
– Развивать умение самостоятельно формулировать выводы;
– Расширить познавательный интерес.
Оборудование:
1) Штативы. 2) Грузы на нити. 3) Пружины с разной жесткостью. 4) Набор грузов (по 100 г). 5) Измерительные ленты. 6) Часы с секундной стрелкой. 7) Магниты постоянные.
ТСО:
Персональный компьютер, интерактивная доска.
Форма урока – урок-исследование, практикум (нестандартный).
Методы – словесный, наглядный, самостоятельная работа, проблемно-поисковый.
Форма работы – парная.
Ход урока (см. здесь)
Задание №1. фамилия, имя, взвод/рота.
Выяснить как зависит период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний.
Оборудование
Кратко описать эксперимент, заполнить таблицу.
А |
t |
N |
T |
А1 /А2 |
Т1/Т2 |
Вывод |
|
1 |
|||||||
2 |
Варианты ответа для вывода
- Не зависит.
- Т прямо пропорционален А ( ТА).
- Т обратно пропорционален А ( Т1/А).
- Т прямо пропорционален корню квадратному из А (Т).
- Т обратно пропорционален корню квадратному из А (Т.
Задание №2. фамилия, имя, взвод/рота.
Выяснить как зависит период колебаний математического маятника от массы груза.
Оборудование
Кратко описать эксперимент, заполнить таблицу.
m |
t |
N |
T |
m1 /m2 |
Т1/Т2 |
Вывод |
|
1 |
|||||||
2 |
Варианты ответа для вывода
- Не зависит.
- Т прямо пропорционален m (Тm).
- Т обратно пропорционален m (Т 1/m).
- Т прямо пропорционален корню квадратному из m (Т ).
- Т обратно пропорционален корню квадратному из m (Т .
Задание №3 фамилия, имя, взвод/рота.
Выяснить как зависит период колебаний математического маятника от длины нити.
Оборудование
Кратко описать эксперимент, заполнить таблицу.
l |
t |
N |
T |
l1 /l2 |
Т1/Т2 |
Вывод |
|
1 |
|||||||
2 |
Варианты ответа для вывода
- Не зависит.
- Т прямо пропорционален l (Тl).
- Т обратно пропорционален l (Т1/l).
- Т прямо пропорционален корню квадратному из l (Т).
- Т обратно пропорционален корню квадратному из l (Т ).
Задание №4. фамилия, имя, взвод/рота.
Выяснить, как зависит период колебаний математического маятника от ускорения свободного падения.
Оборудование.
Кратко описать эксперимент, заполнить таблицу.
g |
t |
N |
T |
Вывод |
|||
1 |
|||||||
2 |
Варианты ответа для вывода
- Не зависит.
- Т прямо пропорционален g (Тg).
- Т обратно пропорционален g (Т1/g).
- Т прямо пропорционален корню квадратному из g (Т).
- Т обратно пропорционален корню квадратному из g (Т.
Задание №5 фамилия, имя, взвод/рота.
Выяснить, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза.
Оборудование
Кратко описать эксперимент, заполнить таблицу.
m |
t |
N |
T |
m1 /m2 |
Т1/Т2 |
Вывод |
|
1 |
|||||||
2 |
Варианты ответа для вывода
- Не зависит.
- Т прямо пропорционален m (Тm).
- Т обратно пропорционален m (Т1/m).
- Т прямо пропорционален корню квадратному из m (Т).
- Т обратно пропорционален корню квадратному из m (Т .
Задание №6. фамилия, имя, взвод/рота.
Выяснить как зависит период колебаний пружинного маятника от амплитуды колебаний.
Оборудование
Кратко описать эксперимент, заполнить таблицу.
А |
t |
N |
T |
А1 /А2 |
Т1/Т2 |
Вывод |
|
1 |
|||||||
2 |
Варианты ответа для вывода
- Не зависит.
- Т прямо пропорционален А (ТА).
- Т обратно пропорционален A (Т1/А).
- Т прямо пропорционален корню квадратному из А (Т).
- Т обратно пропорционален корню квадратному из А (Т.
Задание №7. Фамилия, имя, взвод/рота.
Выяснить как зависит период колебаний пружинного маятника от жесткости пружины.
Оборудование
Кратко описать эксперимент, заполнить таблицу.
k | t | N | T | k1 /k2 | Т1/Т2 | Вывод | |
1 | |||||||
2 |
Варианты ответа для вывода
- Не зависит.
- Т прямо пропорционален k (Тk).
- Т обратно пропорционален k (Т1/k).
- Т прямо пропорционален корню квадратному из k (Т).
- Т обратно пропорционален корню квадратному из k (Т.
Задание №8. Фамилия, имя, взвод/рота.
Сравнить периоды обращения конического маятника и период колебаний математического маятника.
Оборудование
Кратко описать эксперимент, заполнить таблицу.
t | N | T | Т1/Т2 | Вывод | |
Конический маятник | |||||
Математический маятник |
Задание №9. Фамилия, имя, взвод/рота
Вывести формулу для расчета периода колебаний математического маятника.
Гюйгенс установил, что период колебаний конического маятника равен периоду колебаний математического маятника.
- Сделать рисунок.
- Записать 2 закон Ньютона в общем виде для равнодействующей.
- Вспомнить формулу центростремительного ускорения и формулу линейной скорости при равномерном движении по окружности.
- Пользуясь рисунком, выразить равнодействующую.
- Заменить tg на sin, так как для малых углов tg sin.
- Получить формулу для периода колебаний математического маятника.