Предмет |
Окружающий мир |
Тема |
Что такое ремесло. Какие ремёсла были на Руси. |
Класс |
3 |
Продолжительность |
45 минут |
Тип урока |
Урок – путешествие |
Учебник |
Н.Ф. Виноградова, Г. С. Калинова “ Окружающий мир” |
Технологии |
Проблемное обучение |
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, историческая карта“ Древняя Русь”, учебник, кроссворд. |
Цели урока |
Обучающая – Познакомить с возникновением ремёсел и ремесленников. – Раскрыть значение понятия “ трудовая деятельность людей”. Развивающая Воспитательная |
Планируемый результат |
Усвоить новые понятия и уметь ими оперировать. |
Домашнее задание |
Подготовить сообщение об истории любого ремесла. |
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Можно ли сравнить Древнюю Русь с той Россией, которую мы видим по телевизору, в журналах, газетах, фильмах?
Учитель: А нужно ли нам знать о том, чем занимались люди Древней Руси?
Учитель: Кто делает нашу Россию красивой, нарядной?
Учитель: Хотелось бы вам заглянуть в прошлое России , чтобы больше узнать о жизни, о труде славян?
Учитель: Тогда вперёд, мы отправляемся на экскурсию в исторический музей Древней Руси, и хотя она от нас далеко, но во времена Интернета ничего невозможного нет. Путешествие не в реальный мир, а виртуальное по представлению.
Я приглашаю вас в музей “ Ремесло” и пройтись по его залам.
Сообщение темы урока.
Учитель: Итак. Что такое ремесло. Какие ремёсла были на Руси. Приложение№2 (Слайд №1)
Ваша задача: быть внимательными слушателями и активными зрителями.
Не забывайте о правиле поведения в музее: “ Соблюдайте тишину”.
Первый зал отражает маршрут нашего путешествия по музею. (Слайд №2)
Какие залы мы посетим?
Учитель: Наш первый зал – Карта. (Слайд №3)
Покажите на карте границу Древней Руси.
Дети: Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы; они селились по берегам рек, как Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря)
Учитель: Почему славяне селились по берегам рек?
Дети: Кругом непроходимые леса. Можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.
Учитель: Отличается ли территория России сегодня от территории Древней Руси?
Дети: Да, в наше современное время Россия занимает огромные пространства Земного шара, граничит со многими государствами. Есть возможность побывать в разных странах России, применяя воздушный, водный, наземный транспорт.
Учитель: Вы правы, ребята.
А теперь давайте остановимся в зале “ В поисках” и вспомним, как одевались славяне?
Повторение. (Слайд №4)
1 задание. Найди лишнюю вещь.
Коллективная работа.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Телогрея |
сорочка |
летник |
сорочица |
платье |
сарафан |
рубашка |
повязка |
безрукавка |
Охабень |
зипун |
сермяга |
опашень |
кафтан |
безрукавка |
азям |
шуба |
душегрея |
Сапоги |
ботинки |
лапти |
валенки |
онучи |
поршни |
туфли |
порты |
кеды |
2 ряд (одновременно). Работа в парах. Кроссворд. (См. Приложение №1).
Учитель: В каком столбике ответ для первой строки? (8)
В каком столбике ответ для второй строки? (9)
В каком столбике ответ для третьей строки? (8)
Верные ответы: 1 строка – повязка (кусок ткани, повязываемый волоса); 2 строка – душегрея (женская одежда); 3 строка – порты (брюки)
Учитель: Всегда ли одежда славян выглядела так, как современная одежда?
Дети: Нет, со временем одежда менялась, потому что люди выбирали удобную, практичную одежду?
Проверка:
- Почему данные слова будут лишними?
- Кто работал с кроссвордом: если правильно соотнесли значение со словом, значит ответ верный.
- Поставьте номера верных ответов в порядке уменьшения.
- Какое число получилось? (988г.)
- С каким событием оно связано? (Принятие христианства: люди стали верить в единого Бога)
2 задание. Тест.
Деревянные дома возводили:
1) плотник; 2) каменщик; 3) строитель.
Деревянный крестьянский дом называется:
6) хоромы; 7) терем; 8. изба
Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:
4) палата; 5) сруб; 6) клеть.
Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома:
1) завалинка; 2) фундамент; 3) ров.
Проверка:
- Поставьте цифры в вашими ответами в ряд.
- Какое число получилось? (1861)
- Что означает это число? (Год, когда отменили крепостное право) (Часть крестьян купила себе участки земли, стали обрабатывать, но многие стали наниматься к помещикам или уходили в город, где становились рабочими)
Учитель: Произошли ли изменения в современной России?
Дети: Сейчас каждый человек имеет участок земли, обрабатывает его, выращивает овощи, фрукты.
Физкультминутка. (Слайд №5)
Учитель: В непроходимых лесах и топких болотах могли жить только выносливые люди.
Многие из них отличались физической силой.
Стать сильными нам помогает спорт, поэтому в следующем зале мы отдохнём.
Работа по теме. (Слайд №6)
Учитель: Мы продолжаем своё путешествие в зале “ Град исторических терминов”.
С отменой крепостного права люди получили свободу и возможность уйти от помещиков, стали обрабатывать земли. Ходил человек из села в село, из одной деревни в другую – плотничал. Это его труд или ремесло. Где сарай построит, где баньку сложит. Все инструменты при нём. За работу деньги платят, но чаще накормят, пригреют, хлеба, молока дадут. После трудного дня сядет на крыльцо отдохнуть, а руки опять работы требуют.
Так у человека появилось профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом или ремесло.
Учитель: Как назвать человека, который занимается ремеслом?
Дети: Ремесленник.
Учитель: Ремесленник – это человек, который занимается профессиональным ремеслом.
Сначала ремесленник работал один, но это было не очень выгодно, потому что одному трудно добиться больших результатов. Тогда мастера стали объединяться в бригады – артели. Теперь они могли принимать от населения заказы. Одни артели ходили по сёлам, городам в поисках заказов. Таких работников называли странствующими. Другие оставались на одном месте, жили в одном селе или городе.
(Переход к слайду 7)
Как память, об этом сохранились названия улиц Гончарная, Кирпичная, Кожевенная.
Учитель: Как вы думаете, о чём говорят названия этих улиц?
Дети: На улице Гончарной изготавливали посуду из глины, на Кирпичной производили кирпич, на Кожевенной обрабатывали кожу; делали, починяли обувь, изделия из кожи.
Учитель: А какие названия улиц сейчас можно встретить?
Дети: Степная, Молодёжная, Выборная, Пушкина, Некрасова, Советская, Рабочая.
Учитель: Действительно, в наше время очень много улиц, связанных с каким – то событием.
(Переход к слайду № 6)
Учитель: Итак, с какими новыми историческими терминами мы познакомились?
Задание. Дополните предложения:
1. Профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом – называется… (ремеслом).
2. Человек, который занимается профессиональным ремеслом, называется….. (ремесленником).
3. Одному было не выгодно работать, тогда мастера стали объединяться в …(артели).
4. Артели, которые ходили по сёлам, городам в поисках заказов, называются………. (странствующими).
Слова в скобках появляются на экране.
Учитель: Из года в год ремесло развивалось. (Слайд №8)
Мы подходим с вами к залу “ Ярмарочная площадь”.
Здесь познакомимся с некоторыми видами ремёсел, благодаря которым трудовая деятельность Древней Руси преображалась.
Учитель: Возьмёт чурку – глядь – уже не кусок дерева, а голова коня. И стали забавные игрушки получаться, что детишки просили сделать каждому. И так пошли гулять по свету деревянные игрушки, доставляя радость всем. (Слайд № 9)
А какое это ремесло, догадались?
Дети: Обработка дерева.
Учитель: Какое же хозяйство без посуды. Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды, плетёнку обмазывали сырой глиной. Могло случиться, что такая плетёнка попадала в костёр. Прутья обгорали, а глина стала твёрдой, как камень. А дальше – всё просто – люди стали лепить посуду из глины, используя гончарный круг.
Как вы думаете, о каком ремесле говорится? (Слайд № 10)
Дети: О гончарном ремесле.
Учитель: Люди уважали кузнеца – ведь он делал ножи, гвозди, подковы. Кузнеца уважали, но и побаивались. Кузница находилась в стороне от жилья, там постоянно горел огонь, оттуда доносились непонятные звуки: стук, шипение, не иначе кузнец с нечистой силой знается. Сапожник, портной пользовались металлическими инструментами.
Учитель: Давайте просмотрим видеозапись работы кузнеца. (Слайд № 11)
Учитель: Какими инструментами пользуется кузнец?
Дети: Клещи, молоток.
Учитель: Опишите его работу?
Дети: Кузнец всю работу выполняет в верхонках. Разжигает огонь, накаляет скобу до красноты и на наковальне выбивает молотком нужную форму.
Учитель: Догадались, какое ремесло?
(Слайд № 12)
Дети: Обработка металла.
Учитель: Как вы считаете, трудная ли эта работа?
Дети: Да, нужно быть выносливым, сильным?
Учитель: А сколько выдумки в работе у кружевниц: ночные сорочки, украшения на подушки, кайма для покрывала.
Как называется это ремесло? (Слайд № 13)
Дети: Кружевное ремесло.
Учитель: Каким качеством надо обладать, чтобы сделать такие изделия?
Дети: Талантом, терпением.
(Перейти к слайду № 7)
Учитель: С какими ремёслами познакомились ?
Дети: Обработка дерева, гончарное ремесло, обработка металла, кружевное ремесло.
Учитель: А какие ещё ремёсла существовали, прочитайте схему в учебнике на с. 131.
Дети: Ювелирное ремесло, производство продуктов питания, обработка шерсти, обработка льна, строительные ремёсла.
Учитель: Каким вы представляете мастера, который делает все эти ремесленные изделия?
(Слайд № 14)
Дети: Трудолюбивым, умелым, талантливым человеком, потому что он трудится на благо своей семьи, пользуется всем тем, что сделает.
Учитель: Прочитайте пословицу и объясните её смысл.
Труд облагораживает человека.
Дети: Когда человек трудится, он должен получать удовольствие, радость. Труд приносит пользу. Сделанными вещами можно пользоваться, любоваться.
Учитель: Из данных слов составьте вторую пословицу о труде?
Дети: Под лежачий камень вода не течёт. (На экране появляется пословица в исправленном виде)
Учитель: О каком качестве человека говорится в пословице?
Дети: О трудолюбии. И только тогда, когда будет трудиться человек, у него будет и пища на столе, и тепло в доме, и различные предметы, необходимые для работы.
Учитель: Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
Дети: Делу – время, потехе – час.
Кончил дело – гуляй смело
Маленькое дело лучше большого безделья.
Учитель: Сегодня в России можно увидеть множество изделий в различной технике исполнения. Люди постигают всё новое.
И мы попадаем в последний зал “ Зал итогов”.
-
Понравилась ли вам экскурсия по музею? (Слайд
№ 15)
- Какой зал был для вас интересным, познавательным и почему?
- Хотели бы вы ещё раз совершить подобное путешествие по Древней Руси?
- Что такое ремесло?
- Докажите, почему ремесленник в одиночестве не может добиться больших результатов?
- Что создавали ремесленники?
- Какую пользу приносили артели?
- Какие ремёсла существовали в России 17 – 18 веков?
Наш урок хочу закончить стихотворением: (Слайд № 16)
Времена теперь другие
Как и мысли, и дела
Далеко ушла Россия, от страны какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине – слава нашей стороне!
Рефлексия урока.
Учитель: Каким ремеслом вы бы хотели заниматься после нашего урока, если у вас появилась сейчас, в данный момент, такая возможность?
Оценивание.
Домашнее задание: подготовить сообщение об истории любого ремесла.
Кроссворд.
По горизонтали:
3. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины. 4. Зимняя верхняя одежда, которую носили не только мужчины, но и женщины. 5. Женская одежда, которая грела не только душу. 8. Что носили зимой на руках? 10. Украшение, которое могло быть величиной с яйцо.
По вертикали:
1. Кусок ткани, повязываемый волоса. 2. Как раньше назывались брюки? 6. Короткая, чуть ниже талии, очень широкая сборчатая одежда на лямках, согревала не только душу, но и тело. 7. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине. 9. Обувь, плетенная из лыка.
Ответы.
По горизонтали: 3. Волосник. 4. Шуба. 5. Телогрея. 8. Рукавицы. 10. Пуговица.
По вертикали: 1. Повязка. 2. Порты. 6. Душегрея. 7. Сарафан. 9. Лапти.