Цели урока:
1) закрепить умения выполнять умножение и
деление чисел, оканчивающимися нулями, решать
задачи;
2) формировать у школьников интерес к русским
народным традициям;
3) cпособствовать воспитанию любви к Родине,
содействовать формированию интереса к
историческому прошлому России и своего края.
В уроке принимают участие ученики, переодетые в скоморохов, Деда Мороза, Зиму Лешего, Кикимору, Бабу-Ягу и Весну.
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
– Мы завершаем работу над интересной темой и на уроке будем решать примеры и задачи, в которых встречается умножение и деление с числами, оканчивающимися нулями. Какое сейчас время года? (Зима.) Какие зимние месяцы вы знаете? Какой зимний месяц последний? С давних времен на Руси и у нас в конце зимы целую неделю отмечался старинный славянский праздник проводов зимы. Масленица, во время которого пекутся блины и устраиваются веселые праздники. Это была Масленая или Сытная неделя, которая предшествует Великому посту разделяет в славянском народном календаре зиму и весну. Хотите сейчас отправится на такой праздник? Нас уже зазывает на него.
1-й скоморох.
Ой, вы, добры молодцы и красны девицы!
Спешите к нам,
Не проходите мимо,
Мы сегодня с вами
Провожаем зиму!
2-й скоморох
Подходи, честный народ.
Праздновать весны приход!
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать.
А мы, провожая зиму и встречая весну, покажем нашу силу в математике. Для того чтобы проводить зиму, мы должны открыть ворота снежной крепости, которые заперты на огромный замок.
2-й скоморох. Дверь вы сможете отпереть, коли разгадаете код.
II. Закрепление изученного материала.
Учитель. На доске зашифровано слово, с помощью которого мы сможем открыть замок. Вычислив значения выражений, найдите в таблице необходимый ответ и сопоставьте его с соответствующей буквой, тогда у вас получится нужное слово.
120 х 200 | 27500 : 100 | 1800 х 200 |
3200 : 800 | 450 : 50 | 24000 : 30 |
3620 х 100 | 5400 : 900 | 4200 : 600 |
4 | 6 | 7 | 9 | 275 | 800 | 24 000 | 360 000 | 362 000 |
А | Н | А | Е | Л | Ц | М | И | С |
В результате выполнения задания у учащихся получается слово Масленица.
Учитель. Попробуйте подойдет ли к нашему замку это слово. Да, цепи с замком упали.
1-й скоморох. Молодцы, справились с заданием. Код разгадан, замок сорван. Вы смогли отворить дверь.
В класс входят Дед Мороз и Зима.
Дед Мороз. Здравствуйте, весь честный народ!
Зима. Спасибо, что пришли нас проводить!
Дед Мороз.
По озябшим городам
Уж спешит Весна-сестрица.
До ее прихода к нам
С вами надо бы проститься.
Зима.
Мы пока еще в почете,
Пора подумать об отчете.
Дед Мороз.
Ну что ж, начнем отчет.
О проделанной работе
Я всегда веду учет!
Попробуйте решать мои задачи.
Задача 1.
Город Белгород протянулся с востока на запад на 20 км, а с юга на север – на 15 км. Всю площадь. Которую занимает город Белгород, Дед Мороз засыпал снегом. Вычислите площадь, засыпанную снегом. (300 км)
Задача 2.
Река Северный Донец имеет ширину 20 м, а длину – до 100 000 м. Вычислите площадь льда, которым покрыта эта река. (2 000 000 м)
Учитель. Все твои задания, Дедушка Мороз, ребята выполнили.
Дед Мороз. Молодцы, ребята! Теперь все в полном порядке, можно и Весну приглашать.
Под звон бубенцов Леший и Кикимора ведут Бабу– Ягу, переодетую в Весну.
Баба-Яга. Трр! Приехали! Весну приглашали?
Дед Мороз. Приглашали. Да что-то Весну я не вижу.
Баба-Яга. Ты что , дед, Весну– раскрасавицу не признал? Приглашали? Встречайте, как положено!
Дед Мороз. Ну, раз у тебя большое желание быть Весной– Красной и ты такая же смышленая, как она, реши три задачи.
Баба-Яга. Ну, это я мигом. Задавайте свои задачки!
Задача 1.
Ученики двух школ за всю зиму слепили 1200 снеговиков. Ученики одной школы слепили 2/3 всех снеговиков, а, другой – всех остальных снеговиков. Сколько снеговиков сделали ученики каждой школы?
Баба-Яга. Ой, да как же я это решу? Я не могу, вот если бы мне ребята помогли.
Дед Мороз. Ребята, помогите весне– Красне справиться с заданием.
Задача 2.
Дед Мороз за 4 ч намел сугробы высотой 140 см. За какое время он наметет сугробы высотой 210 см, если будет мести с той же скоростью?
Ученики помогают Бабе– Яге решить задачу.
Задача 3.
Девочки и мальчики одновременно на лыжах отправились навстречу друг другу. Девочки шли со скоростью 12 км/ч, а мальчики – со скоростью 18 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если от одного пункта выхода до другого 90 км/ч?
Ученики решают задачу.
Учитель. А какими зимними видами спорта увлекайтесь вы? Дедушка Мороз, наши ребята тоже любят зимние забавы: и в снежки поиграть, и на санках и на лыжах покататься. Да и в математике они сильны: помогли Весне– Красне решить три задачи.
2-й скоморох. Ни одной задачи ты не решил без помощи ребят. Узнали мы тебя, ты– Баба-Яга, не быть тебе Весной– Красной!
Физкультминутка.
Дети танцуют с Бабой-Ягой.
Зима.
Весна – и словом, и умом красна!
По земле она идет –
Все ликует, все цветет!
Входит Весна.
Весна. Спасибо, что меня с радостью встречаете, но Зимушку не обижайте. Сегодня еще день. правления. Так давайте проводим ее с почестями.
1-й скоморох
Русскую зиму проводить нужно
По-старинному, весело и дружно.
2-й скоморох
С пустыми руками от нас не уйдет
Приз обязательно приобретете.
Проводы зимы всегда на Руси сопровождались играми. У нас, в Чувашии, особо популярными были кулачный бой и перетягивание каната. Русские богатыри всем демонстрировали, какой силищей они обладают.
Разделимся на две команды по вариантам. Команда 1-го варианта называется Красный нос, 2-го – Синий нос.
От каждого варианта выходят к доске по одному человеку на кулачный бой, т. Е. для состязания один на один.
Учитель заранее написал на доске задание.
Реши с проверкой
1-й вариант | 2-й вариант |
13 400 : 200 | 24 600 : 300 |
32 700 : 300 | 94 500 : 500 |
Учитель. В кулачном бою победит ученик, быстро и правильно справившийся с заданием. А пока наши участники выполняют вычисления, мы поиграем по командам в игру перетягивание каната.
Ученики выполняют самостоятельно задание, записанное на доске. Учитель проверяет самостоятельную работу и объявляет победившую в состязаниях команду.
Учитель. Вот мы поиграли в игры, которые были во времена Масленицы.
1-й скоморох.
Слушайте, слушайте все!
По старинному, по русскому обычаю-
Зиму провожаем,
Зиму-Масленицу сжигаем!
Учитель. В конце масленичной недели ( в воскресенье ) по белгородским селам катали по улицам “масленичную” бабу в виде чучела из соломы. У вас на партах лежит нарисованное чучело Масленицы. С обратной стороны – задание. Задания все разные, у каждого свое (по уровню сложности ). Кто быстрее справится с заданием, тот быстрее и возьмет Масленицу в плен, а значит, и победит.
На карточках записаны уравнения.
1-й уровень. | Х х 50 = 2000 |
2-й уровень. | У : 725 = 20 х 20 |
3-й уровень | ( а – 125 ) : 350 = 640 + 1360 |
У нас сформировался отряд удальцов, которые победили Масленицу. А после того как ней одержали победу, соломенное чучело всегда сжигали. Пришло время и нам ее сжечь. И так же в старину, когда сжигали масленицу, все дружно хором говорили:
А мы Масленицу покатали,
Дорогую свою потеряли,
А мы в ямочку закопали,
А на лето мы закопаем
И обратно ее раскидаем!
1-й скоморох.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
2-й скоморох
Говорим всем до свиданья ,
До счастливых, новых встреч!
III. Итог урока.
Учитель. Закончился наш праздник “Масленица”, и мы говорим: “Прощай, Зимушка! Здравствуй, Весна-Красна!” Мы и не заметили. Что наш урок математики незаметно подошел к концу. Чему же мы учились на этом уроке? ( Решать примеры и задачи с числами, оканчивающимися нулями.) все, кто отличился сегодня в силе и ловкости, в решении задач, получат приз и отметку “пять”. Завершая наш урок, хочу вас спросить: какой сегодня день недели? (Среда.) Именно среда вовремя Масленицы называлась лакомкой, и в этот день ели блины, символизировавшие солнце. Ваши родители знали, что у нас будет необычный урок, и приготовили блины.
1-й скоморох.
Вот румяные блины,
Во все стороны равны!
2-й скоморох.
Что за праздник без блинов.
Налетай без всяких слов!
1-й скоморох.
С пылу с жару, из печи –
Похвалить не забывайте!
2-й скоморох.
С пылу с жару, из печи –
Все румяны, горячи!
С широкой Масленицей вас всех!