Занятие с элементами тренинга для педагогов, участвующих в конкурсе "Серце отдаю детям"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Психологическая подготовка педагогов к ситуации конкурса.

Задачи:

  1. Снятие ситуативной тревожности.
  2. Обучение способам расслабления и концентрации при возникновении тревожности.
  3. Рефлексия личного опыта тревожного состояния, способов совладания с тревожностью.
  4. Раскрепощение, расширение своих психологических границ.
  5. Осознание себя как специалиста, повышение уверенности в себе.

Участники: педагоги МОУ ДОД "Дворец детского (юношеского) творчества" г. Магадан

Ведущие: Шолкова С.В., Миронова (Желнова) С.И.

Дата проведения: 17.24.11.09г.

Было проведено два занятия длительностью по 1,5 часа.

Тематический план занятий (проводимые упражнения)

Занятие 1. Чего я боюсь в конкурсе?

Цели, задачи занятия:

  • Знакомство с тревогой, ситуациями тревоги, причинами.
  • Определение личностных причин тревожного состояния.
  • Мотивирование группы на следующее занятие, повышение уверенности в себе участников.

План занятия

1. "Станцуй свое имя" [1, стр. [4]

Цель: Знакомство на двигательном уровне, диагностика психосоматических зажимов.

Инструкция: "Представьте, что вы хореографы и у каждого из вас есть своя студия. Распределитесь по пространству и найдите где это воображаемое место. Ваша задача создать танец на тему "Мое имя", при этом аккомпанентом к этому танцу будет звучание вашего имени. Вы можете выбрать ту форму имени, которая вам подходит сейчас, вы можете экспериментировать с ритмом, тембром и громкостью голоса, создать мелодию собственного имени. При этом, танец может быть очень простым, не более трех движений. Постарайтесь найти именно те три движения, которые наиболее точно, ясно передадут суть вашего имени". (1-2 минуты)

Все возвращаются в круг и по очереди представляют свое имя следующим образом: каждый становится солистом, исполняет свое соло, группа смотрит, затем, следуя за солистом (вместе с ним), группа максимально точно повторяет его танец три раза, затем - следующее соло. Далее вся группа одновременно воспроизводит 1 соло, 2 соло; затем показывает свой танец 3 солист. Так до конца круга. В завершении все исполняют танец всего круга три раза, при этом очень важно обратить внимание, какие ощущения, чувства, образы или воспоминания приходят к вам, когда вы двигаетесь. Чьи-то танцы вам могут казаться "родными и близкими", а чьи-то - "чужими и незнакомыми" для вашего тела.

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы себя чувствовали, когда танцевали свое имя? Почему?

2. Как вы себя чувствовали, когда танцевал ваше имя весь круг?

3. Чей танец вам ближе, а чьи движения не знакомы или некомфортны? Почему?

2. Дискуссия на тему "Ожидания от тренинга, конкурса, опасения по поводу предстоящей ситуации конкурса"

Вопросы для обсуждения:

- Что вы ждете от конкурса?

- Что вы ждете от сегодняшней встречи?

- Какие опасения, тревоги, страхи или, наоборот, положительные периживания у вас есть по-поводу конкурса?

- Есть ли негативный опыт участия в конкурсе? Опишите?

3. "Чего я хочу на самом деле от конкурса?" (модифицированное релаксационное упражнение [2, стр.60])

Цель: Выявление участниками своих основных желаний в ситуации конкурса.

Инструкция: "Слушайте мой голос и делайте, что я скажу:

Сядьте поудобней, снимите мышечное напряжение, расслабьтесь, закройте глаза (пауза).

Почувствуйте, как потоки воздуха проходят через нос (пауза), наполняя ваше тело (пауза). С каждым вдохом, вы все больше расслабляетесь. Дыхание становится медленнее и глубже. Вдох - выдох, вдох - выдох. Мышцы ваших ног начинают расслабляться, руки становятся тяжелыми, расслабляется ваше туловище, мышцы шеи, головы (пауза).

Представьте, что вы хотите на самом деле от конкурса. Чем вы хотите, чтобы этот конкурс закончился для вас. Представьте это конкретно: в цветах (пауза), формах (пауза), событиях (пауза).

Представьте себя в зрительном зале. На сцене стоит человек. Этот человек - Вы! Вы, который реализовал все, все, что захотел на самом деле от конкурса. Он переживает чувство победы, уверенности, радости за то, что исполнил свои желания.

Посмотрите на себя. Теперь Вы на сцене. Вы это он! А теперк почувствуйте себя активным, деятельным, идущим к своим целям. Побудьте в этом состоянии. Позвольте себе действовать (пауза).

Вы чувствуйте ваше дыхание, оно становится быстрее, вы чувствуйте как тепло идет по вашим ногам, рукам, по туловищу, голове. Ваши руРи и ноги становятся легкими, в тело приходит бодрость, ваши глаза понемногу открываются, вы осознаете себя в этой комнате, среди этих людей, на этой встрече".

Вопросы для рефлексии:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Получилось ли у вас представить свои желания? Почему не получилось?
  • Что вы хотите от конкурса на самом деле? Представилось ли что-то, чего вы не ожидали?

4. Дыхательная гимнастика (инструмент для самостоятельного снижения ситуативной тревоги) [1].

Цель: Обучение навыкам психоэмоционального контроля, мышечное расслабление и концентрация внимание на рациональных мыслях.

Инструкция: Повторяйте за мной. Постарайтесь сконцентрироваться на состоянии вашего тела.

"Делаем медленный вдох и одновременно поднимаем руки до уровня груди, соедините руки и оттените их от себя, расширяя свое пространство. Раскрываем руки и соединяем через стороны на верху, тянем на себя луч солнца, одновременно прогибаемся в корпусе. Затем сбрасываем весь негатив в пол, нагибаясь и устремляя руки вниз. Теперь медленно "разворачиваем" корпус и снова делаем вдох" (повторить упражнение 3-4 раза).

"Сокровище" [1]

Цель: Концентрация на цели, диагностика темпа достижения ближних и дальних целей.

Инструкция: "Сейчас представьте свою самую заветную цель в виде сокровища. Теперь ваша задача все?время видеть это сокровище в пространстве. Вы видите где-то в пространстве сокровище (на столе, стуле, на полу, потолке, окне и т.д.) и стремитесь до него дотронуться, как только вы его касаетесь, сразу находите в другой точке пространства свое сокровище. При этом будет три темпа достижения сокровища. Первый темп - это очень медленный, когда вы очень медленно должны двигаться. Второй - средний, предполагает движение в обычном темпе вашего шага. И третий - быстрый, когда вы должны спешить, как можно быстрее достичь сокровища".

Вопросы для рефлексии:

  1. Удалось ли всегда видеть свое сокровище? Почему не удалось, что отвлекало?
  2. Какой темп достижения цели был легче, а кокой сложнее для вас?
  3. Какой темп достижения цели вы предпочитаете в жизни и почему?

"Выйти из круга" (модификация [2, стр. 58])

Цель: Определение участниками тренинга своей способности достигать поставленной цели, находить выход из сложной ситуации.

Инструкция: "Сейчас мы попробуем преодолевать препятствРя на пути к своей цели следующим образом. Для этого всем надо встать в круг и взяться за руки. Желающий входит в круг и любыми способами пытается из него выбраться. Если круг его выпускает, значит, участник добился своей цели".

Вопросы для рефлексии:

  1. Сложно ли было вам выбраться из круга?
  2. Почему вы выбрали именно такой способ?
  3. Какого участника хотелось выпустить больше, а какого меньше? Почему?

"Уверенный стул" (модификация [3, стр. 31])

Цель: Сплочение группы, повышение уверенности в себе членов группы.

Инструкция: В центре круга ставиться стул. Члены группы вокруг него плотно становятся.

" Представьте себе, что мы на сцене. Конкурс уже закончен. И вам нужно выйти для получения награды. Для этого Вам нужно встать на стул. Громко назвать свое имя. А остальные участники вам громко поаплодируют".

Вопросы для рефлексии:

  1. Понравилось ли вам получать аплодисменты? Что вы чувствовали в этот момент?
  2. Понравилось ли поддерживать других участников (аплодировать им)?

Занятие 2. Конкурс как способ личностного роста

Цели, задачи:

  • Раскрепощение на эмоциональном и двигательном уровне.
  • Расширение своих психологических границ, развитие доверия к партнеру.
  • Осознание себя как специалиста.
  • Развитие навыков принятия заслуженного поощрения.
  • Обговаривание личных запросов.

План занятия

"Границы" [1, стр. 56]

Цель: Осознание своего пространства, ощущение личной границы, внешней границы, двигательное раскрепощение.

Инструкция: "Я попрошу вас двигатяся под музыку так, как вам хочется, не ограничивая себя в пространстве (5-7 минут). Теперь продолжайте движение, но на одной точке в зале (3 минуты). Теперь представьте, что вокруг вас есть граница и вы продолжаете движение (3 минуты)".

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы себя чувствовали во время движения в прортранстве? Что вам мешало?

2. Как изменилось ваше ощущение и движения, когда вы двигались на одной точке?

3. Как изменилось ваше ощущение и движения, когда вокруг вас была граница?

4. Нашли ли ваши движения новый выход в границе или нет? Почему?

Ведущий-ведомый [1, стр.58]

Цель: Развитие доверия у группы, двигательной импровизации участников.

Инструкция: "Разбейтесь по парам. Теперь один в паре выберите одну часть тела, которой для вас комфортно управлять. Под музыку медленно начните создавать ей движение. Задача второго участника в паре той же частью тела, что и у партнера повторять за ним его движения (5-7 минут). Поменяйтесь".

Вопросы для рефлексии:

  1. Сложно ли было формировать движение? Почему?
  2. Как себя чувствовали в роли ведущего/ ведомого?
  3. Удалось ли в паре найти контакт и создать общее движение?

"Скульптура" [1]

Цель: Расширение представления образа "себя как специалиста".

Инструкция: "Сейчас в парах один из вас мысленно представит позу, которая бы наиболее точно отражала сущность его профессии, ее специфику. Второй участник будет глиной. Как только первый придумает эту позу из второго участника пары, ему надо слепить эту позу без слов. Лишь управляя его частями тела. Как только поза получиться, второй участник должен в ней находиться некоторое время (1-2 минуты). А затем сделать то логичное движение, которое ему хочется в этой позе. То есть найти из нее некоторый выход. Затем скульптор и глина в паре меняются".

Вопросы для рефлексии:

  1. Сложно ли было придумать подходящую позу? Отразила ли поза желанное состояние участника?
  2. Что вы почувствовали, когда были глиной? Какие чувства у вас вызвала поза? Почему пришло именно это движение?
  3. Предсказуем ли был тот двигательный выход, который сделал второй участник? Что нового в этом вы увидели?
  4. Способы владения тревогой в ситуации публичности (вербальные инструкции) [5, стр. 122-143].

"Подарок в круг" (модификация [4, стр.28])

Цель: позитивная обратная связь между участниками группы.

Инструкция: "А теперь давайте поддержим друг друга в общей ситуации конкурса. Сейчас каждому члену группы мы будем дарить "подарок - пожелание" то, чего ему не хватает для лучшего выступления, или то-то, чтобы вы ему пожелали как коллега".

Вопросы для рефлексии:

  1. Трудно ли было выбрать (придумать) подарок? Для какого человека было трудно его выбрать?
  2. Какие подарки-пожелания, выбранные для вас коллегами, запомнились? Почему?
  3. Что вы почувствовали, когда вам подарили тот или иной подарок-пожелание? Почему?

Список литературы.

  1. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия. - М.: из-во ИПиП РАН, 2007г. - 215с.
  2. Стишенко И.В. Тренинг уверенности в себе. - СПб.: Речь, 2006г. - 240с.
  3. Фопель К. Энергия паузы: психологически игры и упражнения. - М.: Генезис, 2001г. - 240 с.
  4. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. - М.: Генез, 2001 г. - 256 с.
  5. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под научной ред. В.А. Чикер. - СПб.: Речь, 2707г. - 368 с.