Литературная композиция "Ямал мой необыкновенный"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Работа с родителями, Экология


На Ямале мы живём.
Дружно песенки поём;
Будем жить мы здесь всегда
Не страшны нам: холода

На полярном самом круге,
Где следы оленьих нарт,
Ты известен всей округе
Хлебосольный Салехард.

Салехард наш хорошеет
С каждым часом, с каждым днем.
Мы его все очень любим,
Очень дружно мы живём.

Песня «Добрый вечер Салехард»

Ведущая: Приглашаю вас, ребята отправиться в путешествие на оленьей упряжке, постараемся найти жемчужины Ямала.
Садитесь, поехали! Итак, в добрый путь к нашим северным родникам!

Появляется Шаман с бубном, исполняет импровизацию с бубном.

Ведущая: Ребята кто нас встречает?

Ведущая: Шаман, куда мы приехали?

Шаман: Дорогие ребята, вы приехали в стойбище «Поэтическое», где живут поэты, чтецы которые любят свой край северную природу, быт, где дети любят читать стихи о своей родине.

Пойдём со мной в наш тихий лес;
Там есть черника и морошка.
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч и еще немножко!
Когда солнце над тундрою светит.
Тундре радость несет оно.
Когда много друзей на свете,
Сердце счастьем озарено.
Морошка, морошка. Тоненькая ножка.
Ягодка-фонарик. Сладостью подарит.
Солнца луч в окошке. Золотые рожки.

Шаман: Вот мы и приехали.

Что нам стоит чум построить, в лесотундре из жердей:
Приподнять его за ушки поддержать чуть-чуть хорей,
Закрепить брезент верёвкой, взять местами бечевой.
Чум мы строим со сноровкой, по привычке кочевой,
Чум готов! Пора и печку по-хозяйски растопить
И на наше новоселье всех соседей пригласить

Выходит хозяйка чума

«Добро пожаловать дорогие гости. Вы приехали в стойбище северных сказок и народной мудрости. Я хозяйка чума, и рада встрече с вами. Народ придумал сказки для своих детей, чтобы они знали родной край, птиц, зверей. Рыб и чем богата северная земля. Чтобы слушая сказки, дети учились быть смелыми и честными, добрыми и умными. Долгими зимними вечерами, наши дети любят собираться у огня слушать сказки, сказания, легенды, загадывать загадки.

– А какие вы знаете загадки?

Дети:

  • Не из камня не из бревен из оленьих шкур построен. (Чум)
  • Чуток, строен и высок, гордо голову несёт. От рогов густая тень. Вот красивый  зверь. (Олень).
  • Летом меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)
  • Мягок, а не пух, зелен, а не трава
  • В тундре голой и холодной он стадо оленей пасёт. Зря тут бродит, волк холодный, к стаду он не подойдет. Потому что это стадо стережёт. (Оленевод).

Хозяйка: А какая же народная мудрость может обойтись без пословиц. Какие пословицы вы знаете?

Дети:

  • О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.
  • Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
  • Как олень гордо несет голову свою, так же высоко держи имя своё.
  • Оставленный в тундре запас и для вас и для нас.
  • Обижать своих соседей то же, что дразнить медведей.
  • С хорошим человеком и  без чума тепло
  • Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами волка и медведя.

Хозяйка: Давайте поиграем в игры. Мы с вами ребята оказались на поляне. Вспомним ягоды и грибы.

Игра «Какие ягоды и грибы растут на Севере»

Игра «Собери морошку и бруснику»

Игра «Важенка и оленята»

Шаман: А теперь мы с вами оказались в «Музыкальном стойбище».

Хозяйка. О Ямале, уникальном, Северном крае России Сложено немало песен. Своеобразная красота северной природы, душевность живущих здесь людей способствующих пробуждению творчества. Тут и солнечный свет, и осенняя  грусть, и восторженная любовь к родному краю. Танцы народов Севера – сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. В танцах мы встречаем быстрого оленя, ленивого медведя, легкокрылую чайку. В танцах оживает северная природа.

Танцевальная композиция И.Корнилов «На холодном Ямале»