Цели урока:
- Развитие умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно подбирать проверочные слова; анализировать и делать выводы.
- Формирование навыков коммуникативной культуры.
- Воспитание этики взаимоотношений.
Оборудование: сигнальные карточки, таблички со словами, пиктограммы, конверты со словами для игры, цветные магниты, видеофрагмент из м/ф «Зарядка для хвоста».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
II. Постановка учебной задачи
– Выполните задание, которое зашифровано с помощью числового выражения: 10 = 6 + 4
Ледовая, снеговая, иней, зеркальный, коньки, мороз, скрипучий, колючий, лопата, трескучий.
На доске:
ледяная снеговая зеркальный трескучий колючий скрипучий |
мороз иней коньки лопата |
– По какому признаку вы разделили слова? (2
способа)
– Сформулируйте тему урока.
На доске запись: Слова с … и … гласными в корне
(проверяемыми и непроверяемыми).
– Поставьте учебную задачу.
III. Актуализация опорных знаний
Упражнение «Проверяю себя» (фронтальный опрос проводится с помощью сигнальных карточек).
1) Какие гласные могут быть в корне слова?
2) Почему безударные гласные в корне нужно
проверять?
3) Какие безударные гласные следует проверять в
корне слова?
4) Какие слова являются проверочными?
5) Как проверить безударный гласный в корне слова?
Назовите два способа проверки.
6) Как поступить, если в корне слова встретилась
непроверяемая безударная гласная?
IV. Словарная работа
Работа проводится в группах по цепочке.
– Вставьте пропущенные орфограммы.
1 группа к..пуста |
2 группа д..ревня |
3 группа уч..ник |
Далее следует взаимопроверка в группах.
– Сделайте вывод о правописании непроверяемой безударной гласной в корне.
Физминутка под музыку
(показ видеофрагмента из м/ф «Зарядка для хвоста»).
V. Закрепление полученных знаний. Упражнение в нахождении орфограмм
1. Самостоятельная работа
– Вернёмся к шифровке. Назовите слова первой
группы.
– Определите орфограмму в корне. Какая гласная в
корне? (Проверяемая).
– Как проверить безударный гласный в корне
слова? Вспомните алгоритм.
(Используются пиктограммы).
– Подберите к каждому из данных слов проверочное
слово. Запишите сначала проверочное, а затем
проверяемое слово.
Далее следует взаимопроверка в парах.
2. Развитие речи
– Подберите к данным словам подходящие по смыслу имена существительные, составьте словосочетания (устно).
ледяная (горка)
снеговая (туча)
зеркальный (лёд)
трескучий (мороз)
колючий (иней)
скрипучий (снег)
– Подумайте, о чём можно составить предложения,
используя данные словосочетания? (О зиме).
– Составьте предложение с любым словосочетанием
(устно).
На доске:
Пуш*стый сне* зав*лил л*сные д*ро*ки.
– Подумайте и скажите, какое задание я хочу вам предложить? (Списать предложение, вставить пропущенные орфограммы, выполнить разбор предложения, выписать словосочетания).
Физминутка для глаз
3. Стихотворная разминка.
Работа в группах.
– Расшифруйте предложения. Запишите, обозначьте в словах орфограммы.
1 группа: йО ыт, мушзика-мази, сев кирождо мезала.
2 группа: сеВ ляпо комснеж крыпола, сев киовраж
лавазали.
3 группа: доЛьм деола зероо, куреч мозизарола.
– Прочитайте. Что получилось? (Стихотворение).
– Придумайте название.
На доске:
Ой ты, зимушка-зима, все дорожки замела,
Все поля снежком покрыла, все овражки завалила,
Льдом одела озеро, речку заморозила.
– Встретились ли в стихотворении слова с
непроверяемой безударной гласной? Назовите их.
– Объясните другие орфограммы.
Выполнение дифференцированных заданий.
1 группа. Записать стихотворение под
диктовку. Выполняется самопроверка.
2 группа. Творческая работа. Составить и
записать рассказ, используя данные
словосочетания: зимний денёк, чудесная погода,
лёгкие снежинки, липкий снег, играть в снежки, с
ледяной горки, весёлый снеговик.
VI. Итог урока
– Отгадайте загадку:
Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Игра «Поймай снежинку»
(На снежинках написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученик должен назвать проверочное слово и орфограмму. Если ответил правильно, то он забирает снежинку. Работа проводится в парах, по очереди).
– Сколько снежинок вы поймали?
– Справились ли вы с поставленной задачей урока?
VII. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке по критериям:
- активно (А);
- писал грамотно (Г);
- мне было интересно (И).
(Ученики закрашивают цветок с тремя лепестками соответствующим цветом: красным, зелёным, синим).
VIII. Домашнее задание