Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Развитие умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно подбирать проверочные слова; анализировать и делать выводы.
  • Формирование навыков коммуникативной культуры.
  • Воспитание этики взаимоотношений.

Оборудование: сигнальные карточки, таблички со словами, пиктограммы, конверты со словами для игры, цветные магниты, видеофрагмент из м/ф «Зарядка для хвоста».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

II. Постановка учебной задачи

– Выполните задание, которое зашифровано с помощью числового выражения: 10 = 6 + 4

Ледовая, снеговая, иней, зеркальный, коньки, мороз, скрипучий, колючий, лопата, трескучий.

На доске:

ледяная
снеговая
зеркальный
трескучий
колючий
скрипучий
мороз
иней
коньки
лопата

– По какому признаку вы разделили слова? (2 способа)
– Сформулируйте тему урока.
На доске запись: Слова с … и … гласными в корне (проверяемыми и непроверяемыми).
– Поставьте учебную задачу.

III. Актуализация опорных знаний

Упражнение «Проверяю себя» (фронтальный опрос проводится с помощью сигнальных карточек).

1) Какие гласные могут быть в корне слова?
2) Почему безударные гласные в корне нужно проверять?
3) Какие безударные гласные следует проверять в корне слова?
4) Какие слова являются проверочными?
5) Как проверить безударный гласный в корне слова? Назовите два способа проверки.
6) Как поступить, если в корне слова встретилась непроверяемая безударная гласная?

IV. Словарная работа

Работа проводится в группах по цепочке.

– Вставьте пропущенные орфограммы.

1 группа

к..пуста
м..рковь
ов..щи
..гурец
к..ртоф..ль
п..м..дор

2 группа

д..ревня
к..лхоз
пш..ница
ур..жай
тракт..р
с..лома

3 группа

уч..ник
т..традь
к..р..ндаш
п..нал
д..журный
учит..ль

Далее следует взаимопроверка в группах.

– Сделайте вывод о правописании непроверяемой безударной гласной в корне.

Физминутка под музыку

(показ видеофрагмента из м/ф «Зарядка для хвоста»).

V. Закрепление полученных знаний. Упражнение в нахождении орфограмм

1. Самостоятельная работа

– Вернёмся к шифровке. Назовите слова первой группы.
– Определите орфограмму в корне. Какая гласная в корне? (Проверяемая).
– Как проверить безударный гласный в корне слова? Вспомните алгоритм.
(Используются пиктограммы).
– Подберите к каждому из данных слов проверочное слово. Запишите сначала проверочное, а затем проверяемое слово.

Далее следует взаимопроверка в парах.

2. Развитие речи

– Подберите к данным словам подходящие по смыслу имена существительные, составьте словосочетания (устно).

ледяная (горка)
снеговая (туча)
зеркальный (лёд)
трескучий (мороз)
колючий (иней)
скрипучий (снег)

– Подумайте, о чём можно составить предложения, используя данные словосочетания? (О зиме).
– Составьте предложение с любым словосочетанием (устно).

На доске:

Пуш*стый сне* зав*лил л*сные д*ро*ки.

– Подумайте и скажите, какое задание я хочу вам предложить? (Списать предложение, вставить пропущенные орфограммы, выполнить разбор предложения, выписать словосочетания).

Физминутка для глаз

3. Стихотворная разминка.

Работа в группах.

– Расшифруйте предложения. Запишите, обозначьте в словах орфограммы.

1 группа: йО ыт, мушзика-мази, сев кирождо мезала.
2 группа: сеВ ляпо комснеж крыпола, сев киовраж лавазали.
3 группа: доЛьм деола зероо, куреч мозизарола.

– Прочитайте. Что получилось? (Стихотворение).
– Придумайте название.

На доске:

Ой ты, зимушка-зима, все дорожки замела,
Все поля снежком покрыла, все овражки завалила,
Льдом одела озеро, речку заморозила.

– Встретились ли в стихотворении слова с непроверяемой безударной гласной? Назовите их.
– Объясните другие орфограммы.

Выполнение дифференцированных заданий.

1 группа. Записать стихотворение под диктовку. Выполняется самопроверка.
2 группа. Творческая работа. Составить и записать рассказ, используя данные словосочетания: зимний денёк, чудесная погода, лёгкие снежинки, липкий снег, играть в снежки, с ледяной горки, весёлый снеговик.

VI. Итог урока

– Отгадайте загадку:

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.

Игра «Поймай снежинку»

(На снежинках написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученик должен назвать проверочное слово и орфограмму. Если ответил правильно, то он забирает снежинку. Работа проводится в парах, по очереди).

– Сколько снежинок вы поймали?
– Справились ли вы с поставленной задачей урока?

VII. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке по критериям:

  • активно (А);
  • писал грамотно (Г);
  • мне было интересно (И).

(Ученики закрашивают цветок с тремя лепестками соответствующим цветом: красным, зелёным, синим).

VIII. Домашнее задание