Урок "Реакции ионного обмена". 9-й класс. Урок с применением базовой модели формирования критического мышления в рамках деятельностного подхода в обучении

Разделы: Химия

Класс: 9


Урок с применением базовой модели формирования критического мышления в рамках деятельностного подхода в обучении.

Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, формирования системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Способствуя формированию критического мышления у учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в последние годы в системе развивающего обучения. " Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений "учитель - ученик".

Используя основные принципы развивающего обучения, была опробована и внедрена в практику базовая модель формирования у учащихся критического мышления (Агапов И.Г.). Используя данную модель, в уроке выделяют следующие стадии:

I. Вызов:

1) собственно вызов

2) актуализация знаний

II. Осмысление:

1) постановка учебной задачи

2) открытие нового знания

3) составление алгоритма

4) первичное закрепление

III. Рефлексия:

1) самостоятельная работа - самоконтроль

2) собственно рефлексия

Данная модель проведения урока имеет ряд позитивных моментов:

  • реализация всех дидактических принципов РО;
  • использование многих современных технологий, в т.ч. ИКТ;
  • использование различных способов деятельности;
  • составление алгоритма действий;
  • использование различных оценочных шкал;
  • большая накопляемость оценок;
  • зрелищность формы проведения урока;

Деятельностный подход позволяет учителю изучать с учащимися основную часть нового материала на уроке, поэтому данная технология может успешно применятся учителем в классах с углубленным изучением химии, а также в классах социально-гуманитарного и экономического профиля.

Уроки разработаны таким образом, чтобы учащиеся могли применять при изучении нового материала не только учебно - методический комплект по программе Кузнецовой Н.Е., но и использовать дополнительную справочную литературу, а также информацию сети Интернет.

Применение деятельностного подхода позволяет учителю органично включать в урок разнообразные формы ,такие как работа учащихся в группах, работа в парах, фронтальная беседа, диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, решение практических и расчетных задач.

Технология деятельностного подхода оптимально сочетается с информационно-коммуникационными технологиями, на уроках можно использовать компьютерные программы и учебные электронные пособия.

На уроках с применением деятельностного подхода высока активность учащихся. Учитель добивается этого благодаря системе оценочной деятельности, которая включает в себя поурочный балл на разных этапах урока, а также самооценку приобретенных знаний учащимися - рефлексию.

Применение деятельностного подхода способствует повышению интереса к изучению химии у учащихся, помогает учителю добиваться высоких результатов в изучении предмета.

Рассмотрим особенности применения деятельностного подхода в обучении на примере урока в 9 классе "Реакции ионного обмена"

Цель:

  • выяснить, в чем сущность реакций ионного обмена; когда реакции ионного обмена протекают необратимо до конца, а в каких случаях они являются обратимыми;
  • формировать у учащихся умения адекватно анализировать свою деятельность в соответствии с достижениями цели урока составлять алгоритм своих действий и использовать его для решения проблемы,
  • формировать умения общаться высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, учиться слушать товарищей, выражать свое мнение.

Оборудование:

  • растворы Cu SO4 ,Na OH, HCL,Na2CO3,KCL,Na2SO4 ,
  • фенолфталеин, химические стаканы;
  • "Малый химический тренажер" (И.М.Титова, М., Издательский центр "Вентана-Граф" 2001 г.)
  • карточки на магнитах с условными обозначениями признаков протекания реакций ионного обмена до конца:
  • , , <->, Н2О

Ход урока

Стадии урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Вызов

а) Собственно вызов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Актуализация знаний

 

 

 

 

II. Осмысление

а) Постановка проблемы и задач

 

 

б) Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

в) составление алгоритма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Рефлексия

а) Самостоятельная работа

 

б) Собственно рефлексия

 

 

IV. Подведение итогов

Домашнее задание.

На предыдущих уроках мы выяснили, что свойства растворов электролитов зависят от свойств ионов. Но химия изучает отношение веществ друг к другу. Что будем наблюдать, если смешать растворы электролитов?

Демонстрация опытов:

Опыт 1. Смешивание растворов CuSO4 и NaOH.

Опыт 2. Смешивание растворов Na2CO3 и HCl.

Опыт 3. К раствору NaOH добавляют фенолфталеин и приливают раствор HCl.

Опыт 4. Смешивание растворов KCl и Na2SO4.

Вопросы по ходу проведения опытов:

- Есть ли признаки реакции?

- К какому типу реакций относятся реакции, проведенные в опыте?

- Какие частицы находятся в растворах электролитов?

 

 

Что же является предметом разговора сегодня на уроке? Как же мы сформулируем тему урока?

Запись темы урока на доске

Какую проблему предстоит решить нам в ходе урока, исходя из темы?

 

Для решения поставленной проблемы необходимо повторить основные положения теории диссоциации. Предлагаю использовать комплект "Малый химический тренажер" (Титова И.М.), дидактический материал №11 "Электролиты и неэлектролиты" по вариантам.

Предлагаю проверить правильность ответов

 

 

 

Делаю акцент на поставленной в начале урока проблеме. Выясняю, каковы задачи урока?

 

 

 

Предлагаю решать поставленные задачи через лабораторную работу, ход которой описан в учебнике (авт. Кузнецова Н.Е. и соавторы, параграф 12 стр. 39-40).

 

 

 

 

 

 

По результатам опытов и работы с текстом, предлагаю составить уголковую схему определения

 Реакции ионного обмена

Предлагаю перейти к обсуждению формулировки определения "реакции ионного обмена".

Акцентирую внимание учащихся на признаках химической реакции, которые свидетельствуют о необратимости процессов

 

Определение реакций ионного обмена составлено на доске с помощью магнитных карточек.

 

 

 

 

 

 

 

На магнитной доске модель стакана, формулы электролитов, условные обозначения условий протекания реакций между растворами электролитов необратимо

Задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца?

Выберите условный знак каждого случая:

, , <->, Н2О

Пары электролитов:

1) K2SO4 и BaCl2

2) Na2CO3 и HCl

3) KOH и H2SO4

4) KCl и Na2SO4

Мы выяснили, что такое реакции ионного обмена, а в чем сущность реакций? Почему образуются неэлектролиты в ходе реакций?

Ответ дает составление ионных уравнений для реакции ионного обмена.

Разбираю последовательность составления ионных уравнений на примере взаимодействия растворов CuCl2 и NaOH.

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю составить ионные уравнения для следующих пар веществ:

I в. BaCl2 + H2SO4 ->

II в. FeSO4 + NaOH ->

Предлагаю проверить правильность составления уравнений, которые заранее составляют на доске два ученика.

Предлагаю обучающимся проанализировать усвоение материала, прикрепить значок необратимости или обратимости реакции ионного обмена в зависимости от понимания материала урока к соответствующей модели стаканчика с результатами реакций ионного обмена.

Параграф 12. "Задачник по химии-9"

№ 2-18(а,б,в)

 

 

 

наблюдают выпадение осадка

наблюдают выделение газа

наблюдают изменение цвета

признаков реакции не наблюдают

 

Обсуждение увиденного, предположения:

В одних случаях при смешивании растворов электролитов наблюдаются признаки реакции, т.е. процессы необратимы, в других признаков реакции нет.

В растворах электролитов находятся ионы и при смешивании этих растворов, электролиты обмениваются ионами.

Обучающиеся формулируют тему:

Реакции ионного обмена

Записывают тему урока в тетради

Исходя из темы урока, учащиеся формулируют проблему: В чем сущность реакций ионного обмена?

 

Работают в течение 5 минут по вариантам

В1 - 1,3,4,7,8,9

В2 - 1,2,3,4,5,6,9

В3 - 1,2,3,4,5,7,8,9

В4 - 1,2,3,4,5,6,9

В5 - 1,2,3,4,5,8

Исходя из поставленной проблемы, обучающиеся ставят задачи:

- выяснить, что такое реакции ионного обмена;

- научиться составлять уравнения таких реакций.

 

Проводят лабораторные опыты по инструкции учебника (с. 39-40)

Опыт 1. Смешивание растворов Al2(SO4)3 и NaCl

Опыт 2. Смешивание растворов CuCl2 и NaOH

Опыт 3. Смешивание растворов Na2CO3 и H2SO4

Опыт 4. Смешивание растворов NaOH, фенолфталеина и H2SO4

 

 

 

Учащиеся предлагают варианты определения реакций ионного обмена.

В ходе обсуждения формулируется определение:

 

Реакции ионного обмена

-> реакции обмена ионами

-> в растворах электролитов

-> с образованием неэлектролита

в виде ->  осадка ()

-> газа ()

-> малодиссоциирующего вещества (H2O)

Обучающиеся выбирают к каждой паре электролитов условное обозначение протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо)

 

1)

2)

3) Н2О

4) <->

 

 

 

 

 

Обучающиеся записывают в тетради молекулярное уравнение:

CuSO4 + 2NaOH -> Na2SO4 + Cu(OH)2

составляют ионное полное уравнение:

Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- -> 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2

Подчеркивают ионы, не принимающие участие в образовании неэлектролита. Составляют сокращенное ионное уравнение:

Cu2+ + 2OH- > Cu(OH)2

Делают вывод, что сущность реакции заключается в связывании ионов с образованием неэлектролита.

Учащиеся самостоятельно составляют ионные уравнения, результаты работы сдают учителю.