Урок с применением базовой модели формирования критического мышления в рамках деятельностного подхода в обучении.
Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, формирования системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Способствуя формированию критического мышления у учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в последние годы в системе развивающего обучения. " Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений "учитель - ученик".
Используя основные принципы развивающего обучения, была опробована и внедрена в практику базовая модель формирования у учащихся критического мышления (Агапов И.Г.). Используя данную модель, в уроке выделяют следующие стадии:
I. Вызов:
1) собственно вызов
2) актуализация знаний
II. Осмысление:
1) постановка учебной задачи
2) открытие нового знания
3) составление алгоритма
4) первичное закрепление
III. Рефлексия:
1) самостоятельная работа - самоконтроль
2) собственно рефлексия
Данная модель проведения урока имеет ряд позитивных моментов:
- реализация всех дидактических принципов РО;
- использование многих современных технологий, в т.ч. ИКТ;
- использование различных способов деятельности;
- составление алгоритма действий;
- использование различных оценочных шкал;
- большая накопляемость оценок;
- зрелищность формы проведения урока;
Деятельностный подход позволяет учителю изучать с учащимися основную часть нового материала на уроке, поэтому данная технология может успешно применятся учителем в классах с углубленным изучением химии, а также в классах социально-гуманитарного и экономического профиля.
Уроки разработаны таким образом, чтобы учащиеся могли применять при изучении нового материала не только учебно - методический комплект по программе Кузнецовой Н.Е., но и использовать дополнительную справочную литературу, а также информацию сети Интернет.
Применение деятельностного подхода позволяет учителю органично включать в урок разнообразные формы ,такие как работа учащихся в группах, работа в парах, фронтальная беседа, диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, решение практических и расчетных задач.
Технология деятельностного подхода оптимально сочетается с информационно-коммуникационными технологиями, на уроках можно использовать компьютерные программы и учебные электронные пособия.
На уроках с применением деятельностного подхода высока активность учащихся. Учитель добивается этого благодаря системе оценочной деятельности, которая включает в себя поурочный балл на разных этапах урока, а также самооценку приобретенных знаний учащимися - рефлексию.
Применение деятельностного подхода способствует повышению интереса к изучению химии у учащихся, помогает учителю добиваться высоких результатов в изучении предмета.
Рассмотрим особенности применения деятельностного подхода в обучении на примере урока в 9 классе "Реакции ионного обмена"
Цель:
- выяснить, в чем сущность реакций ионного обмена; когда реакции ионного обмена протекают необратимо до конца, а в каких случаях они являются обратимыми;
- формировать у учащихся умения адекватно анализировать свою деятельность в соответствии с достижениями цели урока составлять алгоритм своих действий и использовать его для решения проблемы,
- формировать умения общаться высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, учиться слушать товарищей, выражать свое мнение.
Оборудование:
- растворы Cu SO4 ,Na OH, HCL,Na2CO3,KCL,Na2SO4 ,
- фенолфталеин, химические стаканы;
- "Малый химический тренажер" (И.М.Титова, М., Издательский центр "Вентана-Граф" 2001 г.)
- карточки на магнитах с условными обозначениями признаков протекания реакций ионного обмена до конца:
- , , <->, Н2О
Ход урока
Стадии урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Вызов а) Собственно вызов
б) Актуализация знаний
II. Осмысление а) Постановка проблемы и задач
б) Открытие нового знания
в) составление алгоритма
г) Первичное закрепление
III. Рефлексия а) Самостоятельная работа
б) Собственно рефлексия
IV. Подведение итогов Домашнее задание. |
На предыдущих уроках мы выяснили, что
свойства растворов электролитов зависят от
свойств ионов. Но химия изучает отношение
веществ друг к другу. Что будем наблюдать, если
смешать растворы электролитов? Демонстрация опытов: Опыт 1. Смешивание растворов CuSO4 и NaOH. Опыт 2. Смешивание растворов Na2CO3 и HCl. Опыт 3. К раствору NaOH добавляют фенолфталеин и приливают раствор HCl. Опыт 4. Смешивание растворов KCl и Na2SO4. Вопросы по ходу проведения опытов: - Есть ли признаки реакции? - К какому типу реакций относятся реакции, проведенные в опыте? - Какие частицы находятся в растворах электролитов?
Что же является предметом разговора сегодня на уроке? Как же мы сформулируем тему урока? Запись темы урока на доске Какую проблему предстоит решить нам в ходе урока, исходя из темы?
Для решения поставленной проблемы необходимо повторить основные положения теории диссоциации. Предлагаю использовать комплект "Малый химический тренажер" (Титова И.М.), дидактический материал №11 "Электролиты и неэлектролиты" по вариантам. Предлагаю проверить правильность ответов
Делаю акцент на поставленной в начале урока проблеме. Выясняю, каковы задачи урока?
Предлагаю решать поставленные задачи через лабораторную работу, ход которой описан в учебнике (авт. Кузнецова Н.Е. и соавторы, параграф 12 стр. 39-40).
По результатам опытов и работы с текстом, предлагаю составить уголковую схему определения Реакции ионного обмена Предлагаю перейти к обсуждению формулировки определения "реакции ионного обмена". Акцентирую внимание учащихся на признаках химической реакции, которые свидетельствуют о необратимости процессов
Определение реакций ионного обмена составлено на доске с помощью магнитных карточек.
На магнитной доске модель стакана, формулы электролитов, условные обозначения условий протекания реакций между растворами электролитов необратимо Задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца? Выберите условный знак каждого случая: , , <->, Н2О Пары электролитов: 1) K2SO4 и BaCl2 2) Na2CO3 и HCl 3) KOH и H2SO4 4) KCl и Na2SO4 Мы выяснили, что такое реакции ионного обмена, а в чем сущность реакций? Почему образуются неэлектролиты в ходе реакций? Ответ дает составление ионных уравнений для реакции ионного обмена. Разбираю последовательность составления ионных уравнений на примере взаимодействия растворов CuCl2 и NaOH.
Предлагаю составить ионные уравнения для следующих пар веществ: I в. BaCl2 + H2SO4 -> II в. FeSO4 + NaOH -> Предлагаю проверить правильность составления уравнений, которые заранее составляют на доске два ученика. Предлагаю обучающимся проанализировать усвоение материала, прикрепить значок необратимости или обратимости реакции ионного обмена в зависимости от понимания материала урока к соответствующей модели стаканчика с результатами реакций ионного обмена. Параграф 12. "Задачник по химии-9" № 2-18(а,б,в) |
наблюдают выпадение осадка наблюдают выделение газа наблюдают изменение цвета признаков реакции не наблюдают
Обсуждение увиденного, предположения: В одних случаях при смешивании растворов электролитов наблюдаются признаки реакции, т.е. процессы необратимы, в других признаков реакции нет. В растворах электролитов находятся ионы и при смешивании этих растворов, электролиты обмениваются ионами. Обучающиеся формулируют тему: Реакции ионного обмена Записывают тему урока в тетради Исходя из темы урока, учащиеся формулируют проблему: В чем сущность реакций ионного обмена?
Работают в течение 5 минут по вариантам В1 - 1,3,4,7,8,9 В2 - 1,2,3,4,5,6,9 В3 - 1,2,3,4,5,7,8,9 В4 - 1,2,3,4,5,6,9 В5 - 1,2,3,4,5,8 Исходя из поставленной проблемы, обучающиеся ставят задачи: - выяснить, что такое реакции ионного обмена; - научиться составлять уравнения таких реакций.
Проводят лабораторные опыты по инструкции учебника (с. 39-40) Опыт 1. Смешивание растворов Al2(SO4)3 и NaCl Опыт 2. Смешивание растворов CuCl2 и NaOH Опыт 3. Смешивание растворов Na2CO3 и H2SO4 Опыт 4. Смешивание растворов NaOH, фенолфталеина и H2SO4
Учащиеся предлагают варианты определения реакций ионного обмена. В ходе обсуждения формулируется определение:
Реакции ионного обмена -> реакции обмена ионами -> в растворах электролитов -> с образованием неэлектролита в виде -> осадка () -> газа () -> малодиссоциирующего вещества (H2O) Обучающиеся выбирают к каждой паре электролитов условное обозначение протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо)
1) 2) 3) Н2О 4) <->
Обучающиеся записывают в тетради молекулярное уравнение: CuSO4 + 2NaOH -> Na2SO4 + Cu(OH)2 составляют ионное полное уравнение: Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- -> 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2 Подчеркивают ионы, не принимающие участие в образовании неэлектролита. Составляют сокращенное ионное уравнение: Cu2+ + 2OH- > Cu(OH)2 Делают вывод, что сущность реакции заключается в связывании ионов с образованием неэлектролита. Учащиеся самостоятельно составляют ионные уравнения, результаты работы сдают учителю. |