Коррекционно-развивающее занятие "Психолог и его команда"

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Психологам, работающим в образовательных учреждения труднее всего работать с педагогами, сказывается стереотипность мышления педагогов, их заниженная или завышенная самооценка, несклонность к изменениям, закрытость, поучающая манера речи. Поэтому очень важным этапом в работе психолога является расположить педагогов к себе, одним из таких методов в нашем детском саду является проведение цикла коррекционно-развивающих занятий “Психолог и его команда”.

Цель занятий: способствование профессиональному и личностному росту.

Основные задачи:

Создать условия для формирования стремления к самопознанию, познанию окружающих людей.

Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, понимать других людей.

Определение внешних и внутренних ресурсов каждого участника и поиск возможностей их использования.

Поиск приемов эффективного разрешения конфликтных ситуаций и эффективных способов общения.

Организация занятий: занятия проводятся психологом 1 раз в месяц в течение года. Всего 10 занятий.

Продолжительность занятий – 40 минут.

Формы работы: групповые, подгрупповые

Условия реализации. Требования к помещению: просторная комната, стулья по числу участников.

Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши или фломастеры, ручки, мяч, диски с записью мелодий для релаксации.

Предполагаемый результат. После прохождения цикла занятий у участников появляются личностные ресурсы, коммуникативные

Структура занятий.

I. Ритуал приветствия.

II. Разминка (активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния).

III. Основное содержание занятий (совокупность психотехнических упражнений и игр, направленных на решение задач данной программы).

IV. Ритуал прощания.

Предлагаю первое занятие из этого цикла.

1 занятие “Вводное”

Сообщение ведущего о начале работы в цикле занятий о правилах работы в группе

  1. Искренность в общении.

  2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

  3. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.

  4. Право каждого члена группы сказать “стоп” – прекратить обсуждение его проблем.

  5. Каждый участник говорит за себя, от своего имени.

  6. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

  7. При обсуждении происходящего в группе мы не оцениваем участника, а только его поступки и поведение.

С сегодняшнего дня мы приступаем к работе на занятиях на тему “Психолог и его команда”.

Упражнение “Имя-качество”

Задача:

– познакомить участников тренинга друг с другом.

Организационно-методические условия поведения: участники располагаются сидя в общем кругу.

Материалы: мяч.

Инструкция: Участники тренинга, по очереди передавая, друг другу мяч, называют свое имя и одно прилагательное на эту букву, которое характеризует этого человека.

“Я глазами других”

Задачи:

– более близкое знакомство участников тренинга;

– создать в группе атмосферу, благоприятную для работы.

Организационно-методические условия поведения: необходимо значительное свободное пространство.

Участникам предлагается разделиться на пары, для этого необходимо всей группе рассчитаться на первый, второй. Также необходимо чтобы образовались пары, где участники не знакомы друг с другом. В каждой паре первые номера рассказывают о себе все что пожелают, а вторые внимательно слушают и могут задавать уточняющие вопросы. По команде стоп, первые номера заканчивают рассказ о себе. Затем вторые рассказывают о себе, а первые слушают. На работу отводится по 3-5 минут, об этом участникам не сообщается. После общения первым номерам предлагается посадить вторых на стулья, положить руки им на плечи и начать рассказ от их имени. Меня зовут… и далее все что они смогли узнать за отведенное время от собеседника, далее пары меняются местами. Проводится рефлексия, каждой паре задаются вопросы, трудно или легко было вести рассказ от имени собеседника, все ли правильно рассказали о них, понравился ли рассказ?

Упражнение “Поменяйтесь местами все те…”

Задачи:

– более близкое знакомство участников тренинга;

– создать в группе атмосферу, благоприятную для работы.

Организационно-методические условия поведения: необходимо значительное свободное пространство.

Инструкция: Ведущий: "Поменяйтесь местами!"

Все садятся на стулья в круг.

“Поменяйтесь местами все те у кого...” далее ведущий может назвать все что угодно. Те к кому это относится должны встать и быстро найти себе новое место среди освободившихся. Те к кому названное не относится продолжают сидеть на своих местах.

Примеры: “Поменяйтесь местами все те, на ком есть одежда синего цвета!”, “Поменяйтесь местами все те, у кого дома есть кошка или кот”,

“Поменяйтесь местами все те, у кого сейчас хорошее настроение!”,

“Поменяйтесь местами все те, кто сегодня приехал на транспорте”,

“Поменяйтесь местами все те, у кого есть брат или сестра”,

“Поменяйтесь местами все те, кто любит сладкое”.

“Поменяйтесь местами все те, кто сегодня умывался или чистил зубы”.

Упражнение “Построй фигуру”

Задача:

– сплочение группы, формирование настроя на взаимодействие.

Организационно-методические условия поведения: участники стоят в общем кругу. Необходимо значительное свободное пространство.

Материалы: прочная длинная нить или веревка.

Инструкция: участники встают в круг. Ведущий дает команды:

– построить треугольник;

– построить квадрат;

– построить круг.

После выполнения отмечают результат.

Если группа достаточно легко справилась с заданием, то ведущий отмечает, что группа хорошо взаимодействует и работает как команда. Такие слова позитивно воспринимаются участниками и дают хороший настрой на взаимодействие. Если же группа не справилась с заданием (такое бывает реже), тогда ведущий говорит, о том, что работа в команде требует взаимодействия, взаимопонимания, согласованности действий. Что бы работать в команде, нужно находить грани соприкосновения, для лучшего понимания друг друга. Взаимодействуя в тренинге, участники будут иметь возможность развивать в себе эти качества.

Вопросы для обсуждения:

– Трудно или легко было работать в команде, взял ли на себя кто-то роль координатора общих действий?

– Что помогало или мешало выполнению данного упражнения?

Упражнение “Неоконченные предложения”

Задачи:

– определить факторы, способствующие появлению профессиональной деформации, влиянию которых подвержен данный сотрудник, определить “сильные и слабые стороны” личности человека, которые способствуют или напротив не допускают развитие профессиональной деформации;

– определить насколько участники тренинга подверглись профдеформации.

Организационно-методические условия поведения: участники располагаются сидя в общем кругу.

Материал: бланки анкет с неоконченными предложениями.

Инструкция: Участникам предлагается дописать следующие неоконченные предложения:

  1. Педагог ДОУ …

  2. Обстановка, существующая в учреждении, действует на меня…

  3. Мои коллеги…

  4. Дети …

  5. Проявление инициативы в моей работе…

  6. Творчество в моей работе…

  7. Если меня критикуют…

  8. Я выполняю свою работу…

  9. Свободное время я чаще провожу…

  10. Мои друзья…

  11. Самое важное в моей жизни…

  12. Когда со мной поступают несправедливо…

  13. Мое руководство…

  14. Больше всего я хотел бы работать…

  15. Быть сотрудником ДОУ…

Далее ведущий собирает бланки и хранит их у себя, до последней встречи, на которой будет проходит их обсуждение.

Рекомендации ведущему: ведущий собирает бланки, и после занятия знакомится с ними. Это дает возможность ведущему иметь представление о каждом участнике, на что нужно обратить особое внимание. В дальнейшем ведущий проводя следующие занятия, учитывая полученную информацию, целенаправленно помогает осознать и развивать необходимые качества в человеке, а также помогает осознать человеку свои “слабые” стороны.

Релаксация

Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы на пляже на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо.

Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из воды.

Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру. Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее. Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю.

Чем дальше вы плывете по морю, тем меньше осознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь. Одновременно сохраняя в себе частичку света и тепла.

Открываем глаза [1].

Завершение работы

Цель:

– обмен чувствами, мыслями о прошедшем занятии.

Организационно-методические условия поведения: участники располагаются сидя в общем кругу.

Материалы: мяч.

Инструкция: каждый участник тренинга по кругу, передавая мяч, делится своими чувствами и мыслями о прошедшем занятии, что понравилось больше всего, чему научились.

Литература

http://psihograf.by.ru/relaxuch.utf.html