Бурное развитие технических средств обучения, а особенно Интернет-ресурсов значительно расширяют возможности учащихся, в получении различной информации используя компьютер. Поэтому, чтобы сделать современный урок интересным для учащихся, необходимо использование информационных технологий, мультимедийных продуктов.
Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе - улучшает качество обучения за счет:
- наглядности при восприятии и усвоении новой информации на уроке. (Учащиеся отличаются разной скоростью восприятия информации, и разным "способом её восприятия").
- самоорганизации труда учителя и учащихся. (Возникает необходимость строго выстроить последовательность слайдов и текстов к ним).
- самообразования учителя и учащихся при подборе материала для презентации. (Возникает необходимость в получения дополнительной информации по предмету при подборе видеофрагментов, иллюстраций, составлении схем, таблиц:).
Урок - это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития школьников.
Планируя современный урок, учитель должен выбрать, с учетом условий осуществления образовательного процесса, такие методы и средства обучения, при помощи которых достижение целей обучения, воспитания и развития учащихся будет самым эффективным.
Согласно Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (первая ступень обучения) для изучение курса физики 7 - 9 класса отводиться 210 часов, в каждой параллели по 70 часов в год. Поэтому для волнения требований стандарта, основного общего образования по физике в течение года в 9 классе необходимо: изучить материал 80 параграфов (используется ученик "Физика 9 кл." авторы А.В. Перышкина Гутник); выполнить шесть лабораторных работ; провести: семь уроков решения задач, пять уроков повторения и обобщения материала, шесть контрольных работ ( итог изучения нового материала - четыре, плюс две - вводная и годовая). Несложные подсчеты, приведенные в Таблице 1, свидетельствуют, что на изучение нового материала, остается 42 урока.
Таблица 1
70ч. | 4ч. | = 66ч | 4ч.+2ч. | 6ч. | 7ч. | 5ч. | 42ч. |
Резерв | Планируется материал на год | Контрольные работы | Лабораторные работы | Уроки решения задач | повторения и обобщения материала | ОСТАЕТСЯ на изучение нового материала |
Подобный анализ проведен и по курсам физики 7 и 8 классов (Таблицы 2,3)
Таблица 2
70 ч. | 4ч. | = 66ч | 4ч+1ч. | 10ч. | 8ч. | 4ч. | = 38ч. |
Резерв | Планируется материал на год | Контрольные работы | Лабораторные работы | Уроки решения задач | повторения и обобщения материала | ОСТАЕТСЯ на изучение нового материала |
Таблица 3
70ч. | 4ч. | = 66ч. | 4ч+2ч. | 10ч. | 7ч. | 5ч. | = 38ч. |
Резерв | Планируется материал на год. | Контрольные работы |
Лабораторные работы | Уроки решения задач | повторения и обобщения материала | ОСТАЕТСЯ на изучение нового материала |
Итак, возникает необходимость за небольшой временной промежуток 38 ч в 7,8 классе и за 42 часов в 9 классе не только познакомить учащихся с материалом, но и научить пользоваться этим материалом для решения учебных задач. Кроме этого построение урока должно способствовать созданию ситуации способствующей развитию самостоятельного мышления учащихся.
Использование компьютера в качестве средства обучения существенно расширяет возможности учителя. Физические компьютерные энциклопедии, учебные фильмы, виртуальные демонстрационные эксперименты и лабораторные работы позволяют повысить мобильность учителя на уроке и активность ученика.
Поэтому одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики на сегодняшний день, я считаю повышение интенсивности обучения сочетающееся с самостоятельной работой учащихся.
Для выполнения поставленной цели разработана серия мультимедийных презентаций для уроков физики в 7, 8, 9 классах.
Технология планирования презентации.
Опираясь на свой опыт по созданию презентаций (2007-2008,2008-2009, 2009-2010 учебные годы), технология планирования, создания и использования электронных учебных материалов состоит из нескольких шагов:
1. Ответить для себя на вопрос о целесообразности использования презентации на данном уроке.
2. Разработка хода урока (сценария).
Учитель определяется с тем, как будет изложен материал, какие необходимы демонстрации, контрольные упражнения, тесты, домашнее задание и по каким критериям будут оцениваться ответы учеников.
3. Подбор необходимого материала и создание презентации.
Создание презентации требует больше всего времени: необходимо отобрать и скомпоновать материал, подобрать иллюстрации и видеоматериалы, подготовить тесты и т.д.
4. Апробация и корректировка разработанного ресурса в реальных условиях.
5. Последний этап предполагает оценку уже готовой презентации. Проводимые мною уроки показали, что некоторые моменты невозможно точно простроить за домашним компьютером, классы по-разному воспринимают материал (Иногда в ходе урока приходится менять последовательность слайдов в презентации или вопросов к ним). Учитель должен быть готов к этому, чтобы внести изменения в процессе проведения урока, могут быть и технические заминки.
Проектируя свои уроки, я опиралась на логику классического урока:
- Организация начала занятия.
- Проверка выполнения домашнего задания.
- Подготовка к усвоению нового материала.
- Изучение нового материала.
- Первичная проверка знаний.
- Закрепление знаний.
- Контроль усвоения знаний.
- Подведение итогов занятия.
- Домашнее задание.
Как используются презентации и электронные наглядные пособия на уроках физики рассмотрим на примере темы "Механические колебания. Волны. Звук" 9 класс.
Планирование темы "Механические колебания. Волны. Звук" 9 класс
Согласно программе в поурочном планировании к учебнику "Физика 9 кл." А.В. Перышкина Е.М. Гутник на изучение темы отводиться одиннадцать часов. Я предлагаю изучить данную тему за десять часов, один час оставить на резерв.
Проанализируем данные таблиц 4 и 5.
Из планирования, которое предлагаю я (таблица 5), видно как распределяются часы: оставлен урок - контрольная работа, выделен урок - семинар (заслушиваются доклады учащихся) и урок - обобщения и систематизации знаний. На уроки изучения нового учебного материала и уроки совершенствования знаний, умений и навыков остается семь часов. Резерв один час. В моем планировании лабораторная работа №3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины" вынесена на домашнее задание, я считаю это целесообразным так как практика моей работы показала, за сорок минут эту работу выполнить продуманно нельзя (кроме этого учащиеся научены работать дома, система домашнего эксперимента 7-8 класс). На следующем уроке мы обсуждаем результаты лабораторной работы и выполняем практическую работу: "Определение ускорения свободного падения с помощью маятника".
Итак, оптимизация (Таблица 6)
Время на изучение материала и закрепление знаний и умений сводится к семи часам; классическое изучение десять часов) и один час проверка знаний.
Время на самостоятельную творческую работу учащихся (семинар) и проверку знаний три часа (один час резерв); классическое один час проверка знаний.
Кроме того, проведение урока физики с применением презентации предполагает постоянную беседу с учащимися: ответьте на вопросы, приведите примеры, объясните явление, сравните и опишите результаты сравнения, сделайте вывод и т.д. Следовательно, учащиеся на уроке не являются пассивными наблюдателями, а осваивают новые знания в активной форме.
Таблица 4
Планирование по авторской программе
Тема № 2 Механические колебания и волны. Звук. Авторская программа Перышкин, Гутник 11часов |
|||
Тема урока | Параграфы | Демонстрации | |
1 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение | 24,25 | Примеры колебательного движения |
2 | Величины, характеризующие колебательное движение | 26 | Зависимость периода колебаний: а) нитяного маятника от длины нити б) пружинного от массы груза и жесткости пружины |
3 | Лаб. работа № 3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины" | ||
4 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 28,29 | 1.Преобразование энергии в процессе
свободных колебаний. 2.Затухающие свободные колебания. 3.Вынужденные свободные колебания. |
5 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. | 31,32 | Образование и распространение поперечных и продольных волн (рисунку 65 -67 в учебнике) |
6 | Длина волны скорость распространения волны. | 33 | |
7 | Источник звука. Звуковые колебания. Решение задач. |
34 | Колеблющееся тело как источник звука |
8 | Высота тембр звука. Громкость звука. | 35,36 | 1.Зависимость высоты тона от частоты
колебаний. 2.зависимость громкости от амплитуды колебаний. |
9 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. | 37,38 | Необходимость упругой среды для распространения колебаний. |
10 | Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач. |
39,40 | Отражение звуковых волн. |
11 | Контрольная работа Механические колебания и волны. Звук. |
Таблица 5
Рабочее планирование
Тема №2 Механические колебания и волны. Звук. |
|||||
Тема урока | Параграфы | Демонстрации | Интерактивные модели, анимация. | Видео ролики |
|
1 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение | 24,25,26 | Примеры колебательного движения. Примеры маятников: физический маятник, нитяного маятник, пружинный маятник |
Колебания груза на пружине | |
2 | Графики колебания. (Гармонические колебания) | Примеры маятников: нитяного маятника разной длины с грузам разной массы, пружинного маятника с пружинами разной жесткости | Математического маятника
(гармонические колебания) Характеристики груза на пружине |
||
3 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания | 27,28,29 | 1.Затухающие свободные колебания. 2.Вынужденные свободные колебания |
Время затухания колебаний Вынужденные колебания. Преобразование энергии в процессе свободных колебаний |
|
4 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны скорость распространения волны. | 31,32, 33 | Модель поперечной волны 2.Модель продольной волны 3.Поперечных и продольных волн в различных средах |
1.Волны на пружине поперечные и
продольные. 2. Волны на поверхности воды. |
|
5 | Источник звука. Звуковые колебания. Распространение звука | 34,37 | Колеблющееся тело как источник звука
(камертон, струна, линейка в тисках) Необходимость упругой среды для распространения колебаний. |
1.Восприятие звука человеком. 2.Громкость и частота звука |
1.Звук в вакууме 2. Эхолокация 3. Дефектоскопия |
6 | Звуковые волны. Высота и тембр звука. Громкость звука. | 35,36 | Зависимость высоты тона от частоты
колебаний. Зависимость громкости от амплитуды колебаний. (камертон, линейка и тиски) |
Высота звука и частота | Связаны частоты и амплитуды колебаний
источника с высотой и громкостью звука Энергия звуковой волны. |
7 | Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач | 38,39,40 | Отражение звуковых волн. | ||
8 | Выступления учащихся с докладами о роли звука в жизни человека. (презентации) | ||||
9 | Обобщение материала по теме "Механические колебания и волны. Звук" | ||||
10 | Контрольная работа. Механические колебания и волны. Звук. |
Таблица 6
Типы уроков | Согласно типовому планированию 11 часов |
Согласно моему планированию 10 часов (1 час) |
1. Уроки изучения нового учебного материала | 7 | 5 |
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков | 1 Лабораторная работа |
1 Семинар |
3. Уроки обобщения и систематизации | 0 | 1 |
4. Комбинированные уроки | 2 | 2 |
5. Уроки контроля и коррекции знаний | 1 | 1 |
Приложение № 1. Методические рекомендации по работе с презентациями.
Приложение № 2. Используемая литература.
Приложение № 3. Место анимации, звука в презентациях.
Приложение № 4. Место демонстрационного эксперимента в презентациях.
Приложение № 5. Технологическая карта урока 1 "Механические колебания".