Цель: способствовать получению и расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
- Расширение знаний об истории своей страны.
- Привитие обучающимся чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: компьютер и проектор для показа презентации.
Ход мероприятия
Ведущий:
Год 1945. Год 2010.
Между ними 65 лет
мира и памяти.
Память – это
благодарность.
Память – это долг.
Память – это жизнь.
Я помню, значит
я живу.
(М. Тимофеева)
Звучит песня «Священная война» – как фон.
Ученик:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
(Константин Симонов «Чтоб люди жили»)
Учитель: 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.
– Как вы думаете, ребята, почему война называется Великая?
– Почему её называют Отечественная?
– Зачем фашисты напали на нашу страну?
Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. У фашистов на главных направлениях было больше артиллерийских орудий, больше самолётов, танков, хорошо обученных солдат. Перед тем как напасть на Советский Союз, фашистская Германия захватила Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, ряд других государств Европы. Промышленность этих стран стала работать на захватчиков. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым, стремительным ударом. Они даже придумали выражение «блицкриг», то есть молниеносная война.
Учитель: Но фашисты глубоко просчитались. Как один, поднялись советские люди на защиту своей Родины и свободы. Многие люди ради победы не жалели своей жизни.
Слайд 1.
Память о подвиге Александра Матросова и сегодня живёт в сердцах многих людей.
Слайд 2.
И, рванувшись в атаку за другом,
В этот миг услыхали друзья,
Что свинцовая кончилась вьюга,
Огневая замолкла струя.
Это трепетом сердца живого
Наш Матросов закрыл пулемёт.
Никогда своего рядового
Не забудет Советский народ!
Учитель: Кем был герой Великой Отечественной войны Александр Матросов?
1-й ученик: Оказывается, Александр Матросов был родом из Башкирии, а его настоящее имя – Шакирьян Мухамедьянов. Шакирьян родился в 1924 году в маленькой деревушке Кунакбаево. Когда мать умерла, ему было не больше семи лет. Семья жила очень бедно, и, после того как отец женился в третий раз, мальчик ушел из дома.
2-й ученик: Куда потом делся Шакирьян, сказать сложно: бумаги детских домов Башкирской АССР начала 30-х годов не сохранились. Но не исключено, что он попал в детприемник-распределитель по линии НКВД, откуда его направили в Мелекесс (ныне Димитровград) Ульяновской области. Там он уже был Сашкой Матросовым. Позже, уже будучи в Ивановской режимной колонии, Сашка со смехом откровенничал, как, устраиваясь в детдом, назвал своим родным местом город, в котором ни разу не был. Возможно, именно поэтому во всех справочниках и энциклопедиях город Днепропетровск называется местом рождения Александра Матросова.
3-й ученик: Он старательно изучал игру на гитаре и мог в будущем стать замечательным гитаристом…
Слайд 3.
4-й ученик: Он старательно изучал игру на гитаре и мог в будущем стать замечательным гитаристом…
5-й ученик: Он лучше всех играл в футбол и в волейбол и мог когда-нибудь взойти на пьедестал в качестве чемпиона…
6-й ученик: Ему нравилась его фамилия, и он мечтал о профессии моряка, мечтал ходить в дальние плавания…
7-й ученик: Но ему суждено было стать Героем Советского Союза… посмертно.
Учитель: В действующей армии с ноября 1942 года. Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И.В. Сталина (позже 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии, Калининский фронт). Некоторое время бригада находилась в резерве. Затем её перебросили под Псков в район Большого Ломоватого бора. Прямо с марша бригада вступила в бой.
Звучит песня «Нам нужна одна победа»
Слайд 4.
Учитель: Наступило 22 февраля. Второй стрелковый батальон капитана Афанасьева, приблизившись вплотную к деревне Чернушки, взял на себя фронтовое обязательство к 25-летнему юбилею создания Красной Армии – какой угодно ценой овладеть этим важнейшим опорным пунктом врага.
Напрасно вы станете сейчас искать на картах деревню Чернушки. Ее нет. Она была полностью уничтожена гитлеровцами именно тогда, зимой 1943 года.
Слайд 5.
8-й ученик: Разрушенные дома превратились в огневые точки. Одной из этих точек был трехамбразурный дзот, имевший сверху пять деревянных накатов. Немцы столь надежно его замаскировали, что наши разведчики не засекли его, и когда на рассвете батальон пошел в атаку, неожиданный огонь этого дзота сорвал стремительность натиска.
Слайд 6.
9-й ученик: Дзот – полевое оборонительное сооружение, название по первым буквам слов: дерево-земляная огневая точка.
Слайд 7.
10-й ученик: Один пулемет врага был подавлен штурмовой группой автоматчиков и бронебойщиков, второй пулемёт – другой группой советских бойцов. А пулемет из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней.
11-й ученик: Гвардейцы не знали страха в бою. Было сделано несколько попыток подавить огневую точку противника. Взять дзот не удавалось. Три автоматчика пытались подползти поближе к дзоту.
12-й ученик: И тогда поднялся связной командира роты – гвардии рядовой Александр Матросов. Александр с автоматом и гранатами стал пробиваться к дзоту.
Слайд 8.
Именно тогда и наступил звездный час героя.
На глазах у рядового Матросова погиб его близкий друг рядовой Андрушенко, получили тяжкие ранения другие товарищи – Копылов и Малинкин. Видя, как они истекают кровью, и решив, что они тоже погибнут, Александр был вне себя от ненависти к врагу, продолжавшему поливать горячим свинцом местность.
Учитель: Знал ли он христианское "Несть лучшей доли, чем положить жизнь свою за други своя"?
Во всяком случае,
оно было глубоко в его сердце,
и в такую минуту
мгновенно вспыхнуло.
Рванувшись вперед, грудью своей, сердцем своим Матросов лег на огневую точку противника и заглушил дзот. Путь вперед был открыт.
Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.
Слайд 9.
13-й ученик: Была взята деревня Чернушки.
Над этой маленькой деревушкой был водружен флаг нашей Родины, за свободу которой отдали свою жизнь Александр Матросов и его товарищи.
Слайд 10.
Учитель: Это – вековое воспитание истинно русского человека, многие поколения которого восхищались примерами других великих полководцев России.
Кто знает эти прославленные имена?
Ученики: Это имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова.
Учитель: Таков русский солдат.
Аналогичные подвиги в Великую Отечественную войну совершили более 400 человек.
14-й ученик: Через несколько дней имя Матросова стало известным всей стране. Подвиг Матросова был использован находившимся случайно при части журналистом для патриотической статьи. При этом командир полка узнал о подвиге из газет.
Учитель: Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено 19 июня 1943 года. Похоронен в городе Великие Луки. 8 сентября 1943 года приказом народного комиссара обороны СССР имя А.М. Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, сам он навечно зачислен в списки 1-й роты этой части. Это был первый приказ НКО СССР в годы Великой Отечественной войны о зачислении павшего Героя навечно в списки воинской части. Награждён орденом Ленина (посмертно).
Слайд 11.
Место подвига Александра Матросова увековечено в памятнике.
Александр Матросов не собирался умирать. Он хотел жить. О его чувствах видно из письма, которое на рассвете 23 февраля 1943 года, идя в бой, рядовой Матросов передал связному, адресованное Лиде Кургановой, девушке, с которой Александр познакомился незадолго до ухода на фронт.
Слайд 12.
Вот это письмо:
"Дорогая Лида! Только что закончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: "Отдыхайте лучше, завтра бой". А я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете "гасилки" и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать: что-то ты поделываешь сейчас? У нас, на фронте, как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу – электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в 12. Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всём, что чувствую, что переживаю.
Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад.
Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь-живешь, и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад.
Твой Сашок."
В честь всех погибших на войне, умерших от болезней и ран, пропавших без вести объявляется минута молчания.
Слайд 13.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
И СЛАВА ТЕМ,
КОГО УЖЕ НЕТ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ,
НО БЛАГОДАРЯ КОМУ МЫ ЖИВЕМ!!!!!!
СЛАВА!!!!
СЛАВА!!!!!
СЛАВА!!!!!
Слайд 14.
Его именем улицу
город назвал,
Если имя живет –
значит, жив человек…..
Звучит песня «Журавли»
Литература:
- 30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост.Давыдова М.М. – М.: «Аквариум ЛТД», К.: ФГУИППВ, 2003.
- Алексеев С.П. Ради жизни на земле. История Отечества. Рассказы для детей. – М.: Педагогика, 1990.
- Настольная книга классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 1997.