Решение уравнений. 1-й класс по программе "Школа–2000"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: Р.

Цель урока:

  • Формировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.
  • Тренировать способность к решению уравнений всех изученных типов.
  • Закрепление навыков счета в пределах 10.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин.)

Цель этапа:

  • Мотивация учащихся к учебной деятельности;
  • Определение содержательных рамок урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Весна богата водой, а человек знаниями.(слово «весна» закрыто)

– Какой у нас урок?
– Что записано на доске?
– Можете ли прочитать?
– Предположите, что это такое?
– Как вы понимаете « человек богат знаниями».
– Как человек накапливает знания?
– Какие знания накапливаем мы на уроках математики?
– Но полностью предложение не открыто. А хотите узнать, какое слово закрыто?
–Чтобы его открыть, нужно выполнить задания.

– Какие знания мы открываем на уроках?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в собственной деятельности

Цель этапа:

  • актуализировать учебное содержание: нахождение целого и части, сложение и вычитание в пределах 10, решение простых задач на нахождение целого и части;
  • актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, аналогия;
  • зафиксировать повторяемые понятия и алгоритмы с помощью эталонов;
  • организовать выполнение самостоятельной работы № 1;
  • организовать самопроверку работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Математический диктант (на считках).

  • последующее число 9   (10)
  • предыдущее число 6       (5)
  • на сколько 5 меньше 8    (3)
  • на сколько 10 больше 3   (7)
  • какое число стоит между числами 5 и 7      (6)
  • уменьшаемое 10, вычитаемое 6. Чему равна разность?         (4)
  • Первое слагаемое 4, второе слагаемое 5. Чему равна сумма?   (9)    
  • Я задумала число. Из него вычла 3 и получила 5. Какое число я задумала? (8)

– Расставьте числа в порядке убывания.
– Выберите три числа так, чтобы каждое последующее было больше предыдущего на 3.

– Вставьте числа так, чтобы получились верные равенства.

  + 6 = 10                           + 3 = 6
10 –    = 6                         9  –    = 3

– Что интересного вы заметили? (В равенствах каждого столбика одинаковые части и целое, есть неизвестные числа).
– Что неизвестно в каждом равенстве – часть или целое?
– Как найти часть?

– Какая запись лишняя?

9 – 2 … 8 – 4
10 – 3 = 7
Х + 5 = 8

– Расшифруйте слово.

10 6 4 2 7
В Е С Н А

х + 3 = 7
х – 4 = 6
6 + х = 8
9 – х = 3
х – 5 = 2

Решая уравнения, ученики комментируют.

– Как найти часть?
– Как найти целое?

Открываем слово и читаем пословицу.

Весна богата водой, а человек богат знаниями.

– Какие знания нужны для решения уравнений?

Вывешиваются карточки.

Нахождение целого и части.
Применение правил.
Сложение и вычитание в пределах 10.
Состав чисел.

– Как понять, что мы научились решать уравнения? (Надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя)
– Какую цель поставили перед собой? (Проверим, как научились решать уравнения. Будем тренировать способность находить и исправлять ошибки).

Учитель вывешивает карточку: Тренироваться.

– А что значит «найти и исправить ошибку»? (Это определить ГДЕ? – место и ПОЧЕМУ? – причина ошибки).

Учитель вывешивает карточки целеполагания.

– Мы повторили способы действий. Какие из перечисленных на доске необходимо при решении уравнений?
– Вы будете решать самостоятельную работу.

Выполнение самостоятельной работы №1.

– Проверьте по образцу и поставьте знак «+» рядом с правильно выполненным заданием, и знак «?» рядом с неверно выполненным заданием.
– Проверив работу, вы должны были выяснить, есть ли у вас затруднения?

3. Локализация затруднений

Цель этапа:

  • Тренировать способность к выполнению действий по алгоритму исправления ошибок, формировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;
  • Уточнить индивидуальные цели урока.

– У кого совпал ответ в первом уравнении?
– Во втором?
– У кого все верно, что будете делать? (Проверим решение по эталону).
– А когда убедитесь, что все сделано верно, чем сможете заняться? (Сделаем дополнительное задание и проверим его по подробному образцу).
– Что делать тому, у кого ответ не совпал? (Проверим по эталону)
– Какова дальнейшая цель вашей работы? (Найти место и причину ошибки, исправить её. Выяснить, почему возникло затруднение).
– Нужно ещё проверить, правильно ли вы записали уравнение.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа:

  • формировать способность к коррекции собственной деятельности;
  • организовать построение детьми проекта выхода из затруднения (исправления своих ошибок).

Организация учебного процесса на данном этапе:

– Кто уже определил место и причину ошибки?
– Кто не смог определить место и причину ошибки?
– Как быть? (Проверить по эталону)
– В применении, какого способа действия вы зафиксировали ошибку?
– Как будем исправлять свои ошибки?
– Как ещё потренироваться, чтобы не допускать ошибок?

5. Самостоятельная работа № 2

Цель этапа:

  • интериоризация способов действий, вызвавших затруднения;
  • фиксация достижения индивидуальной цели.

Организация работы на этапе № 5:

Ученики, не допустившие ошибок, проверяют правильность выполнения дополнительных заданий по подробному образцу.
Учитель обращается к детям, допустившим ошибки:
– Для чего будем выполнять задания в самостоятельной работе № 2? (Ещё раз потренироваться и не допускать ошибок)
– Когда выполните задания, как себя проверите? (По подробному образцу)

Дети выполняют работу.

– Кому удалось выполнить самостоятельную работу № 2 без ошибок?
– Расскажите о своих успехах.
– На что в дальнейшем нужно обратить внимание?

6. Включение в систему знаний и повторение

Организация учебного процесса на этапе 6:

Выполнение заданий повышенной трудности.

7. Рефлексия деятельности

Цель этапа:

  • самооценка результатов деятельности;
  • осознание метода преодоления затруднений (алгоритм исправления ошибок), зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки.

– Какова цель нашего урока? (Учились находить и исправлять ошибки).
– Кто достиг цели?
– Дайте анализ своей деятельности.

Самостоятельная работа № 1

Реши уравнения и сделай проверку.

х + 20 = 90                                   х – 30 = 50

Эталон самостоятельной работы № 1

Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть часть.

Если       х + а = б,    то    х = б – а

Х + 20 = 90
Х = 90 – 20
Х = 70
70 + 20 = 90
90 = 90  

Чтобы найти целое, нужно части сложить.

Если     х – а = б,    то       х = а + б

Х – 30 = 50
Х = 30 + 50
Х = 80
80 – 30 = 50
50 = 50

Самостоятельная работа № 2

Реши уравнения и сделай проверку.

х + 50 = 70                             х – 20 = 30

Эталон самостоятельной работы № 2

Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть часть.

Если       х + а = б,    то    х = б – а

Х + 50 = 70
Х = 70 – 50
Х = 20
20 + 50 = 70
70 = 70

Чтобы найти целое, нужно части сложить.

Если     х – а = б,    то       х = а + б

Х – 20 = 30
Х = 20 + 30
Х = 50
50 – 20 = 30
30 = 30

Дополнительное задание

1. Реши задачу.

В первом бидоне 4 л молока, а во втором – на 2 л молока больше.
Сколько литров молока в двух бидонах?

1)
2)

Ответ:

2. Сравни, поставь знаки <,  >,  =.

6 см + 3 см … 4 см + 3 см
9 см – 5 см … 8 см – 2 см
4 см + 3 см … 3 см + 4 см

3. Реши примеры.

30 + 50 =                      90 – 70 =
80 – 60 =                      80 – 40 =
40 + 20 =                      20 + 60 =

Образец выполнения дополнительного задания

1. Реши задачу.

В первом бидоне 4 л молока, а во втором – на 2 л молока больше.
Сколько литров молока в двух бидонах?

1) 4 + 2 = 6 (л)
2) 4 + 6 = 10 (л)

Ответ: 10 литров.

2. Сравни, поставь знаки <,  >,  =.

6 см + 3 см > 4 см + 3 см
9 см – 5 см  < 8 см – 2 см
4 см + 3 см = 3 см + 4 см

3. Реши примеры.

30 + 50 = 80                    90 – 70 = 20
80 – 60 = 20                    80 – 40 = 40
40 + 20 = 60                    20 + 60 = 80