Оборудование: аудиозапись журчания ручья, магнитофон, костюм Почтальона Печкина, посылка, игрушки: грузовик, юла, пирамидка, колобок; пирамидки и волчки на каждого ребенка, музыкальная шкатулка, указка для зрительной гимнастики, видеозапись мультфильма «Беги, ручеек», телевизор, DWD магнитофон.
Программное содержание:
- Расширять представления детей о предметном мире.
- Формировать умение выделять части предмета, их цвет, форму, величину, назначение.
- Развивать полисенсорную ориентировку в окружающем мире.
- Активизировать речевую активность детей.
- Развивать мелкую моторику через практическую деятельность.
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Ход занятия.
1. Организационный момент (проводит тифлопедагог)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня праздник – именины нашей группы. Посмотрите, как вы за лето выросли, повзрослели. Сколько тебе, Ксюша, теперь лет? А тебе, Андрей? Наша группа теперь не младшая, а средняя.
- У каждого из вас есть имя, и у нашей группы тоже. Как называется наша группа? (ручеек) Что может делать ручеек? (бежать, журчать)
- Предлагаю детям закрыть глаза и послушать журчание ручейка (включается аудиозапись)
2. Посылка (проводит тифлопедагог)
- На именины всем что дарят? (подарки)
- Раздается стук в дверь, в группу входит Почтальон Печкин с посылкой
- Здравствуйте, ребята. Это средняя группа № 7 «Ручеек»? Тогда эта посылка для вас. Это подарок на именины вашей группы. (Дети благодарят Печкина)
Приглашаю детей на стульчики
- Ребята, а вы хотите узнать, что за подарки в посылке? (Пробую открыть, коробка не открывается)
- Посмотрите, здесь какая-то записка. Тут написано, что откроется она только тогда, когда мы отгадаем загадки, которые здесь написаны. Ребята, вы поможете мне отгадать загадки.
На дыбы поставил кузов
И избавился от груза. (грузовик)
(Звучит мелодия, открываю коробку)
- Какой красивый грузовик. Что есть у грузовика? (кабина, кузов, колеса) Какого цвета кабина, кузов, колеса? Для чего нужны колеса, кузов, кабина?
- Посмотрите, в кузове лежит какой-то мешочек. Хотите узнать, что в нем?
- Я предлагаю не заглядывать в него, а определить на ощупь, что же лежит в мешочке.
- Игра «Определи на ощупь»
За ширмочкой кладу в «волшебную сумочку» по одному предмету из мешочка. Дети по очереди определяют, что в ней лежит.
- Будем дальше отгадывать загадки?
Она и пляшет, и поет,
И гудит, как самолет;
Она бежит бегом
И жужжит жуком. (юла)
(Звучит мелодия, открываю коробку)
Достаю юлу, раскручиваю ее. Предлагаю детям изобразить, как гудит юла. (В это время воспитатель раскладывает на столе волчки)
Подходит воспитатель
- Как быстро крутится юла. А я приготовила для вас волчки и хочу посмотреть, как вы сумеете их раскрутить. Покажете? (Воспитатель приглашает детей за столы)
- Молодцы, как все старались, как быстро крутились ваши волчки. А теперь давайте отдохнем.
- Физминутка (проводит воспитатель)
1, 2, 3, 4, 5 – (шагаем на месте)
Начинаем мы играть.
Кукла – куколка, бай – бай, (укачиваем воображаемую куклу)
Поскорее засыпай.
Флажок за палочку возьму, (помахать перед грудью, затем поднять вверх)
Им помашу и подниму.
Скачет мячик, как живой – (отбиваем об пол воображаемый мяч)
Красный, желтый, голубой.
Кубик к кубику кладем – (ставим по очереди кулаки друг на друга)
Строим, строим новый дом.
Сели мы в машины – (крутим воображаемый руль, звукоподражание)
Зашуршали шины.
- Зрительная гимнастика «Котенок и мяч» (проводит тифлопедагог)
- Посмотрите, какой красивый полосатый котенок. (На конце указки – изображение котенка с мячом) Я расскажу про него стихотворение, а вы внимательно следите за ним глазками.
Вот котенок в мяч играет,
Вперед – назад его катает.
Вверх пытается бросать,
А потом его поймать.
Бегает за ним по кругу –
Стал ему мяч веселым другом.
Дети возвращаются на свои места.
- Послушайте следующую загадку:
Из колечек собираюсь,
Отгадай, как называюсь. (пирамидка)
(Звучит мелодия, открываю коробку)
- Какая красивая разноцветная пирамидка. Давайте назовем цвет колечек. Внизу какое по размеру кольцо?(самое большое) А наверху? А вы умеете правильно собирать пирамидку?
- Игра «Собери пирамидку» (проводит воспитатель)
Воспитатель приглашает детей за столы.
- Посмотрите, какие замечательные пирамидки. Посмотрите на них внимательно, запомните, как расположены колечки. Запомнили? А теперь разберите пирамидки. Соберите пирамидки так же, как они были собраны.
(Когда задание выполнено, незаметно нажимаю на Колобка. Из коробки раздается смех)
- Кто это там так весело смеется? (достаю из посылки Колобка) Вы узнали, кто это? Потрогайте Колобка. Какой он на ощупь? (мягкий) Посмотрите на Колобка, как вы думаете, какое у него настроение? Как вы догадались? (по лицу – он улыбается)
- Давайте тоже улыбнемся друг другу. Когда люди улыбаются. Настроение сразу становится лучше.
3. Итог занятия
- Ребята, понравились вам подаренные игрушки. Теперь они будут жить в нашей группе. А чтобы игрушки жили у нас долго – долго, как с ними нужно обращаться? Давайте для каждой из них найдем свое место.
- Где будет стоять грузовик? (ставим ее в гараж) Пирамидка? Юла? (на полочке в шкафу)
- Просмотр отрывка из мультфильма «Беги, ручеек»
- Наша группа называется «Ручеек», а Колобок не знает, что это такое. Давайте вместе с Колобком посмотрим небольшой отрывок из мультфильма «Беги, ручеек»
- Ребята, а в посылке еще что-то осталось. Посмотрите, какой красивый мешочек. Какого он цвета? Давайте по запаху попробуем определить, что в нем находится (приоткрываю слегка мешочек, дети определяют, что там мандарины). Предлагаем детям взять из мешочка по мандаринке. Какие же именины без угощения.