Цель: расширять и уточнять знание детей о хлебе; сформировать представление о том, как хлеб попадает на стол; развивать внимание, память, любознательность; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Словарная работа: активизировать речь детей словами и словосочетаниями: элеватор, пекарь, хлебопекарня, вискоза, шарманка, боронует землю, муковоз.
Материалы к занятию: использование медиаресурсов, гербарий злаков, плакаты с пословицами и поговорками о хлебе, “элеваторы”, две большие машины, руль, мешочки с зерном, свежий каравай, рушник, костюмы персонажам.
Предварительная работа: экскурсия на хлебопекарню, изготовление теста, оформление выставки детских работ (рисунки) “Какой он хлеб?” разучивание стихотворений о хлебе, народной игры “Каравай”, потешек.
Ход занятия
Дети под музыку “Зернышко – солнышко” проходят и садятся на заранее подготовленные места. (Слайд 1)
Рис. 1
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку, которую я вам хочу загадать, и правильно скажите, о чем сегодня мы с вами будем говорить на занятии.
Отгадать легко и быстро; мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб.)
Воспитатель. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе и о том, как хлеб приходит к нам на стол.
Вот послушайте сказку: (Слайд 2)
Давным-давно это было, тогда люди жили племенами в пещерах и питались животными. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились люди в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком, он упал, потеряв от изнуряющего голода сознание. Когда очнулся, вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Человек решил попробовать один из них. И вдруг приятный запах, и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и стал, есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он выздоровел и окреп, и сразу же ему захотелось рассказать об этом. Человек собрал зерна и пошел искать соплеменников. Увидев его живым и невредимым, они удивились, а человек рассказал им о чудо-колоске. [1]
С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зерна размельчать, потом размолачивать, подсушивать на камнях и питаться этим.
Стук в дверь – под музыку “Бу – ра – ти – но” появляются Буратино и Мальвина. (Слайд 3)
Рис. 2
Буратино. Здравствуйте, ребята, мы узнали, что у вас сегодня особый день, и пришли к вам.
Воспитатель. Проходите, мы очень рады вас видеть, у нас сегодня серьезный разговор о хлебе.
Буратино. Ребята, а вы помните, какой интересный случай произошел со мной, когда я получил, пять золотых монет. По дороге мне попались Кот Базилио и Лиса Алиса, которые заманили меня в харчевню, чтоб я угостил их тремя корочками хлеба. Помните, как Кот и Лиса обманули меня? Я заказал три корочки хлеба, а они заказали к ним и утку жареную, и рыбу, и молоко. И все это съели, кроме хлеба, а мне оставили три корочки. Но я ничуть не жалею, потому что я слышал, как они тогда заболели от того, что ели все без хлеба. А я вот жив и здоров.
Мальвина. А я, ребята, хочу вам рассказать, как один мальчик остался сиротой, так как его родители были не в состоянии из-за бедности прокормиться и умерли, а в наследство они оставили ему шарманку и маленького сурка, который и помогал ему заработать на хлеб. Мальчик ходил по улицам и играл на шарманке, а маленький сурок доставал билетики из ящика и развлекал публику. Богатые люди давали за это им кусочки хлеба и деньги. Вот послушайте эту песенку. (Слайд 4)
Воспитатель. Да, хлеб – самый нужный продукт на земле. Без хлеба нет и жизни. Во время войны фашисты сожгли очень много полей, засеянных хлебом. Но наши русские солдаты сражались за Родину, а люди пекли им хлеб, который состоял из примеси вискозы, обойной пыли, небольшого количества муки и трав. (Слайд 5).
Воспитатель: Послушайте стихотворение, (читает ребенок) о том, как мальчики ногами пинали булку по мостовой. Как это было ужасно.
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал.
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что показал детям незнакомый дядя (пекарь), поцеловав булку?! (Ответы детей.)
Воспитатель: Наша страна огромна. Нам нужно очень много хлеба, чтобы прокормить всех людей. Сейчас мы с вами отправимся в игру-путешествие по картинкам и узнаем, кто же выращивает хлеб для всех и как он приходит к нам на стол.
И вот под снегом талым распахнуты поля.
Платком пуховым стала широкая земля. (Слайд 6)
Выходят дети – 2 группы по 5 человек, строят 2 трактора, один ребенок изображает тракториста с рулем, 4 человека трактор. Все идут, притопывая под потешку:
Тара – тара – тара – ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
Будем рожь молотить,
Малых детушек кормить.
Воспитатель: Весенний день – год кормит. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен. Они работают день и ночь, сменяя друг друга.
Воспитатель: А вот и вспаханное поле. Сеялки вышли в поле и сеют зерно. (Слайд 7) (Читает ребенок.)
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.
Воспитатель: По вспаханному полю идет борона. Она боронует землю, чтоб она была рыхлой, и посевы легко смогли бы пробиться сквозь землю. (Ребенок берет колосок и читает стихотворение.) (Слайд 8)
Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается в поле колосок.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко, ветер и вода.
Воспитатель: Дети, Обратите внимание на колосок – у него прямостоячий стебель, листья широкие линейчатые, каждое зернышко спрятано в чешуйку с усиками, имеет зеленовато – желтую окраску. А сейчас мы услышим стихотворение о колоске. (Читает ребенок.)
Рис. 3
Ржаной росток зеленый
Оглядывает поле,
Смешной и удивленный
Как первоклашка в школе.
Расти, колосок, расти, колосок
Расти, колосок, до солнышка.
Физкультминутка.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы.
(Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра
Заниматься нам пора
(Слайд 9)
Воспитатель:
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и стал золотою стеною.
И слышит страна: “За уборку пора”.
(Слайд 10)
Воспитатель: Ребята, расскажите нам, пожалуйста, что происходит дальше с хлебными зернышками?!
1-й ребенок.
Поле хлебное созрело,
Жатва жаркая близка,
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.
2-й ребенок.
Время он беречь умеет,
Хлеб пожнет и в тот же миг
Обмолотит, и провеет,
И нагрузит грузовик.
3-й ребенок.
Повернется руль проворный
Под уверенной рукой,
И опять польются зерна
Золотой живой рекой.
4-й ребенок.
Не ищите в этом тайны,
Не при чем тут волшебство,
Просто взял штурвал комбайна
Мастер дела своего.
(Слайд 11)
Воспитатель: Посмотрите ребята, а вот это элеватор, а зачем зерна везут на элеватор, нам расскажут. (Дети читают стихи.)
1-й ребенок.
Хлеб созрел, но нам на стол
Прямо с поля не сошел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
2-й ребенок.
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем в игру “Кто быстрее привезет хлеб на элеватор?” по 10 мешочков с зерном лежат у команды девочек и команды мальчиков . По очереди каждый загружает один мешок в машину и везет его на элеватор (вот сюда – показываю)А теперь давай те же посмотрим чей элеватор быстрее наполнится зерном. Перед игрой дети говорят: Побыстрей собирай, Да зерно не рассыпай! (Слайд 12)
Рис. 4
Воспитатель: На элеваторе много хлеба. Со всех полей сюда привозят зерно на хранение.
(Слайд 13). Вот зерно полежало на элеваторе и опять отправилось в путь. А куда же дальше отправляется зерно, нам расскажет (дети читают стихи).
1-й ребенок.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу-чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
По воле электричества
Получается мука.
2-й ребенок. (Слайд 14)
И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь-муковоз
На завод муку повез.
Воспитатель: А вот здесь ребята пекут хлеб – это пекарня. (Слайд 15) А кто из вас знает, какие продукты используют для того, что бы испечь хлеб? Давайте назовем их. (Слайд 16)
(На мольберте висит плакат с пословицами о хлебе.)
Воспитатель: А, какие пословицы вы знаете о хлебе? (Дети читают пословицы.) И что они обозначают?!
Хлеб всему голова.
Без хлеба не обедают.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб да пирог и во сне добро.
Какова земля, таков и хлеб.
Хлеб сердце человеку укрепит.
(Слайд 17) Под музыку появляются 3 колхозницы с караваем хлеба на рушнике, встают посередине группы здороваются и говорят:
1-я колхозница.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом,
На каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
2-я колхозница.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель: Давай те, ребята встанем и испечем вкусный каравай. Все дети становятся вокруг колхозниц, и проводится игра “Каравай”. Поют.
Рис. 5
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Видно солнце с небосвода,
Дети водят хороводы.
В хоровод и ты вставай.
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Веселее подпевай.
Колхозник:
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе
Нет вкусней на земле!
Я иду, иду, иду и друзей с собой веду.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем!
Воспитатель:
Слава хлебу на столе!
Слава миру на земле!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
А сейчас сходите, помойте руки, и я приглашаю Вас на чаепитие с караваем, который мы испекли.
Список литературы.
- В гости праздник к нам пришел (сценарии праздников в детском саду) Сост. Т. А. Ежикова, Т. Я. Кляйн. – Волгоград: Учитель, 2003. – 59 с.
- Шеваров Д. Краюха хлеба // Российская газета. – №115 (4678). – 2008. – 29 мая.
- Нарочницкая Н. А. За что и с кем мы воевали. – 2-е изд. – М.:Минувшее. – 2007. –.79 с.
- Амусина Л. Хлеб всему голова. Воспитание школьников. № 9 2004 г.
- Пицков Ю. Как хлеб на стол приходит. Москва, Просвещение, 2003 г.