Задачи:
Расширять и систематизировать знания детей о полезной и здоровой пище, о способах её приготовления.
Закреплять знания детей о том, какие витамины присутствуют в здоровой пище, умение определять наличие витаминов в овощах и фруктах.
Развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное ощущение, координацию речи с движением и правильность дыхания.
Продолжать развивать речь детей в процессе беседы со сверстниками и взрослыми.
Совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование относительных прилагательных).
Расширять и активизировать словарь детей: микроб, витамины, лаборатория, ингредиенты.
Развивать творчество и инициативу в приготовлении овощных и фруктовых блюд, умение презентовать созданное блюдо.
Воспитывать трудолюбие, коммуникативную культуру и умение договариваться в процессе продуктивной деятельности.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы А. Прокофьева “Огород”, “Капуста”; Ю. Тувим “Хозяйка однажды с базара пришла”, В Волина “ Наша грядка”.
Создание детского журнала “Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты”.
Инсценирование сценки “Собираем урожай. Что собрали, отгадай?”. Экскурсия на кухню детского сада.
Дидактические игры: “Полезные – бесполезные продукты”; “Приготовим блюдо из молока”.
Рассматривание иллюстраций с изображением заготовок и готовых салатов, блюд из овощей, фруктов.
Оборудование: телефон, журнальный столик, массажные мячики по количеству детей, емкости со снегом, стаканчики с водой, трубочки, ложки по количеству детей, резиночки для массажа, театральная ширма, театр ложек (2микроба), фартуки и головные уборы, заготовки овощей, фруктов, соусов, посуда, салфетки, карточки с изображением заготовок салатов.
Ход
1. Дети заходят в группу с воспитателем:
Воспитатель: За окном холодно и морозно, а в нашей группе светло и тепло. Сегодня у нас много гостей и мы приветствуем их.
Дети здороваются.
2. Сюрпризный момент:
Входят Нехотейкин и Вредница.
Нехотейкин: Ой, Вредница, ты не знаешь, куда мы пришли?
Вредница: Не знаю Нехотейкин. Давай сядем и отдохнём. Совсем сил нет. Нехотейкин: И у меня тоже.
Оба садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у них такой нездоровый вид. Как вы думаете, почему они такие сутулые, бледные?
Дети: -Наверно, они не занимаются физкультурой. Не бывают на свежем воздухе. Не любят ходить в бассейн.
Воспитатель: А кто им может помочь?
Дети: Доктор Айболит.
Воспитатель: Кто из вас сможет вызвать Доктора Айболита по телефону?
Воспитатель предлагает одному из детей вызвать Доктора Айболита по телефону.
Ребёнок: Алло здравствуйте, это Доктор Айболит? К нам в гости пришли Вредница и Нехотейкин, у них нездоровый вид. Приезжайте скорее. Наш адрес: Детский сад “Теремок”, группа “Светлячок”. Спасибо. До свидания.
3. Звучит музыка и в группу входит Доктор Айболит.
Доктор Айболит:
Добрый Доктор Айболит к вам на помощь поспешит.
Что случилось ребятня, я готов помочь друзья.
Ответы детей.
Воспитатель:
Доктор, Доктор, помогите!
Плохо им, их полечите.
Доктор Айболит:
Чтоб леченье прописать
Будем всех мы проверять!
Рано утром все вы просыпаетесь,
А зарядкой занимаетесь?
Доктор Айболит: Я предлагаю всем сделать зарядку.
Детям предлагается взять из корзины по одному массажному мячу.
4. Оздоровительная гимнастика с массажными мячиками.
Доктор Айболит:
Мячик в руки мы возьмём,
Крепче мы его сожмём,
Покатаем, повращаем
Здоровей мы в миг все станем!
Доктор Айболит: Ребята, вы все получили заряд бодрости?
Дети: – Да!
Доктор Айболит: А вы Нехотейкин с Вредницей?
Нехотейкин: –Нисколько.
Вредница: Ничего мы не получили.
Доктор Айболит: обращаясь к Нехотейкину с Вредницей.
Может горлышко болит?
В организм микроб проник?
Доктор Айболит: обращаясь к детям – Дети, вы знаете, где живут микробы?
Дети: На грязных руках, на одежде, на немытых овощах и фруктах.
Доктор Айболит: обращаясь к Нехотейкину с Вредницей
Может к нам пока вы шли
Да играли вы в снежки?
И лизнули снег с руки?
Нехотейкин: Да, да мы лизнули снега немножко.
Вредница: Он такой лёгкий, белый, чистый, воздушный, как мороженное.
Воспитатель: Ребята, снег можно слизывать с рук?
Дети: Нет, нельзя. В нём живут микробы..
Нехотейкин: А мы не верим.
Воспитатель: Я предлагаю всем пройти в нашу минилабораторию и провести эксперимент.
5. Поведение опыта со снегом.
В минилаборатории на столах стоят ёмкости со снегом.
Доктор Айболит: – Ребята, посмотрите, что произошло со снегом?
Дети: Он растаял, превратился в воду.
Доктор Айболит: Давайте рассмотрим, какая вода?
Дети: Она стала грязной. В ней появилось много микробов.
6. Элемент театрализации.
Звучит музыка, из-за театральной ширмы появляются 2 микроба.
1 микроб:
Мы микробы буки-бяки
Не выносим чистоты,
Никогда не мойте руки
Мы с грязнулями дружны!
2 микроб:
Мы научим вас ленится,
С чистотой не дружить.
Кто не любит чисто мыться
Рядом с нами будет жить.
Доктор Айболит: Ребята, нам нужны микробы?
Дети: Нет.
Доктор Айболит: Я предлагаю вам взять стаканчики с чистой водой и сделать дыхательную гимнастику “Буря в стакане”, чтобы напугались все микробы и больше не появлялись.
7. Дыхательная гимнастика “Буря в стакане”
Дети берут стаканчики с водой и трубочки, набирают воздух через нос, выдыхают через рот в трубочку.
Воспитатель: Не проходит бледность у Нехотейкина и Вредницы. Может они не употребляют в пищу витамины?
Нехотейкин: Витамины? А кто они такие?
Вредница: Мы с ними не знакомы.
Воспитатель: А вот наши дети очень даже знакомы. Ребята, где находятся витамины?
Дети: Они живут в полезной пище, в овощах и фруктах.
Воспитатель: А какие вы знаете витамины?
Дети: А, В, С, Д.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам поиграть.
Дети подходят к столу, где изображены карточки с изображением овощей и фруктов.
Воспитатель: Вы должны разложить карточки с овощами и фруктами к тем витаминам, где их больше всего.
8. Игра “Определи витамины в овощах и фруктах”
9. Доктор Айболит:
Молодцы, ребята!
В каждом польза есть и вкус.
А решать я не берусь.
Кто из них вкуснее. Кто из них важнее.
Но одно я точно знаю и ещё раз повторяю
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить
Все без исключения, в этом нет сомнения.
Нехотейкин: (качая головой)
Не хочу я есть салат,
Дайте лучше мармелад!
Не хочу я винегрет,
Дайте булок и конфет!
Вредница (требовательно):
Принесите-ка, мне в сад
Фанту, пепси, колу, спрайт.
А то из фруктов разных соки
Доведут нас до мороки.
Доктор Айболит: Всё теперь с вами ясно и понятно, почему вы такие бледные?
Дети: Бледные, потому, что не едят овощи, фрукты. Не пьёте соки.
Дети: Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить!
Воспитатель: Нехотейкин и Вредница, вы поняли советы детей?
Нехотейкин: Подумаешь, ничего в этом хорошего нет.
Воспитатель: Ребята, что нам сделать, чтобы они поняли, что овощи и фрукты полезные продукты?
Дети: Нужно приготовить разные блюда из овощей и фруктов. И предложить их попробовать.
Воспитатель: А что необходимо, чтобы приготовить салаты?
Дети: Овощи, фрукты. Сметана. Йогурт. Подсолнечное масло.
Воспитатель: Правильно, молодцы, я предлагаю вам поиграть в игру “Приготовь салат”.
10. Игра “Приготовь салат”.
Детям предлагается взять карточки и выложить ингредиенты салата. Придумать название салата и рассказать, из каких продуктов он сделан.
Доктор Айболит: Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием, а теперь я предлагаю вам по-настоящему приготовить салаты, но сначала потренируем наши пальчики.
11. Пальчиковая гимнастика с резиночками.
Что положим в наш салат?
(Крутят резиночку)
Огурцы, картофель, помидоры и укроп
для приправы и для проб.
(Тянут пальчиками резиночку)
Есть морковка, и горох,
Наш салат совсем неплох.
(Резинка между ладошками)
Доктор Айболит: А сейчас чисто помойте руки, оденьте фартуки и головные уборы. И все пройдём в клуб “Румяные щёчки”.
Взрослые помогают детям завязать фартуки.
12.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, сколько у нас здесь заготовок овощей, фруктов. Что можно из них приготовить?
Дети: Овощные и фруктовые салаты
Воспитатель: А какими они должны быть, чтобы Нехотейкин и Вредница захотели их попробовать?
Дети: Вкусными, аппетитными, красивыми, полезными.
Воспитатель: Давайте попробуем сами приготовить салаты, Нехотейкин и Вредница присоединяйтесь к нам.
13. Приготовление салатов.
Звучит тихая, спокойная музыка, взрослые помогают детям, подсказывают.
Воспитатель: Дети, когда вы готовите салаты, бросьте в них немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любому салату и принесут здоровье.
Нехотейкин: Какая красота! Как аппетитно! Даже слюнки потекли.
Вредница: Ой, как хочется попробовать!
Воспитатель: Подождите не спешите. Мы поможем выбрать вам, что вкуснее и полезнее. Сейчас ребята представят вам свои блюда. Но что я вижу, дети? С Нехотейкиным и Вредницей произошли изменения, у них зарумянились щёчки. Как вы думаете, почему?
Дети: Они попробовали салаты.
14. Демонстрация и дегустация салатов.
Воспитатель и Доктор Айболит: Уважаемые гости, вашему вниманию наши дети представляют салаты.
Дети подходят к столу, называют название салата и показывают его гостям.
“Вкусняшка” (свекла, орехи, сметана)
“Витаминный” (морковь, чеснок, сметана)
“Фруктово-ягодная фантазия” (яблоко, клюква, йогурт)
“Аппетитный” (морковь, картофель, лук, масло)
“Пальчики оближешь” (свёкла, чеснок, сметана)
“Зайкина радость” (морковь, капуста, масло)
“Фруктовое наслаждение” (яблоко, груша, йогурт)
Воспитатель и Доктор Айболит благодарят детей.
Литература:
1.Обухова Л.А., Лемякина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2001.