Конспект интегрированного урока обучения грамоте "Твердый и мягкий разделительные знаки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать представление о том, в каких случаях пишем разделительный твердый знак, а в каких разделительный мягкий знак;
  • формировать навыки чтения слов и предложений с данными буквами;
  • способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, орфографической зоркости, пополнению активного словарного запаса;
  • формировать интерес к изучению родного языка.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Раз, два – выше голова,
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

– Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

2. Актуализация знаний.

– Вы в течение всего учебного времени, начиная с первого сентября, упорно трудились, узнали много нового и интересного, научились читать, писать, выполнять сложные задания и упражнения, отвечать на непростые вопросы. Поэтому, я уверена, вы уже готовы сыграть в интеллектуальную игру “Что? Где? Когда?”
– На адрес школы для нашего класса пришло много вопросов и заданий от героев одной сказки. Название этой сказки вы мне назовете в конце урока, когда определите всех героев этого произведения и выполните их задания.
– От кого же пришло первое задание? Отгадайте загадку.

(Загадку читает наизусть заранее подготовленный ученик.)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц.)

(На доске открыть картинку с изображением зайца.)

– Заяц прислал вопросы блиц-опроса.
– Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
– Сколько из них гласных? (10)
– Сколько гласных звуков вы знаете? (6)
– Какие это звуки?
– Какие гласные буквы могут обозначать два звука? (Е, ё, ю, я)
– В каких случаях эти гласные обозначают два звука?
– Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?
– Где расположены эти буквы в ленте букв?
– Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков?
– Для чего нужен “ъ”? (Для раздельного произношения согласного и гласного звуков, для обозначения твердости согласного звука.)
– В чем разница между “ь” и “ъ”?
– Что общего в их написании? (Пишем после согласных букв перед гласной.)
– Перед какими гласными звуками пишем “ь” и “ъ”? (Е, ё, ю, я)

– Молодцы! Вы хорошо справились с вопросами от Зайца. Но он прислал еще и задание: выполнить слого-звуковой анализ слов “семь”, “съем”, в Прописи на странице 13 выполнить схемы этих слов. Откройте Прописи.

– Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

(Ученики выполняют задание в Прописях. Два человека работают у доски.)

Фронтальная проверка (с помощью светофоров).

– За правильное выполненное задание Заяц прислал для вас букву – последнюю букву своего имени. Какая это буква? (“Ц”)
– Сохраните эту букву до конца урока. Она вам понадобится для выполнения последнего задания.

3. Постановка темы и цели урока.

– Кто же следующей участник нашей игры? Отгадайте загадку.

(Загадку читает наизусть заранее подготовленный ученик.)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке золотой,
Хвост пушистый и большой. (Лисица.)

(На доске открыть картинку с изображением лисы.)

– В конверт от Лисы был вложен лист со стихотворением С.Я. Маршака.

(Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение.)

Рано утром натощак
Пошли мы к букве “твердый знак”.
Но не могли найти никак
Ни твердый знак, ни мягкий знак.

Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти.
И после размышленья
В печать решили мы послать
Такое объявленье:

“Пропала не собака,
А два печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака”.

В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Петрова
Из города Тамбова.
Илья Петров ответил так:
“И твердый знак, и мягкий знак
Найдешь в одно мгновенье.
Ты их найдешь, когда прочтешь
Свое же объявленье!”
Мы объявленье перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в Тамбов:
“Благодарим, Илья Петров!”

– На партах у каждого из вас лежит объявление из этого стихотворения. Найдите в нем слово, в котором есть “ь” и “ъ”.

(“Объявленье”.)

Слого-звуковой анализ слова “объявление”.

– Выполните схему слова “объявление” в Прописях на странице 13.

(Ученики выполняют задание. Один ученик работает у доски.)

Фронтальная проверка (с помощью светофоров).

– Как вы думаете, есть ли в русском языке еще слова, в которых есть “ь” и “ъ”? (Объяснить, объединить, объявить, съездить и д.р.)
– Кто догадался, каково тема нашего урока?
– Тема нашего урока: “Правописание разделительных “ь” и “ъ””. Мы попытаемся разобраться, в каких случаях и почему пишется “ь”, а когда – “ъ”.
– Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Чему научиться?
– За блестяще выполненное задание Лиса прислала вам гласную букву, которая в ее имени указывает на мягкость согласного. Какая это буква? (“И”)

4. Работа над новым материалом.

– Следующее задание для вас прислала… Отгадайте загадку.

(Загадку читает наизусть заранее подготовленный ученик.)

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака.)

(На доске открыть картинку с изображением собаки.)

– Собака прислала вам письмо, в котором сообщает о себе вот что: “Села кашу. Пю воду. Веду семку. Забила коля. Обявила каникулы.”

(Письмо от Собаки написано на доске.)

– Исправьте ошибки, допущенные в письме. Каких помощников потеряла Собака?

(Ученики устно исправляют допущенные ошибки, объясняя правописание слов. По очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы: съела, пью, съемку, колья, объявила.)

– А вот и задание от Собаки. В Прописях на странице 13 прописать слова с буквой “ъ”.

Пальчиковая гимнастика.

Угощение гномов

Стали гномы гостей
Приглашать,
Стали гномы гостей
Угощать.
Каждому гостю
Досталось варенье.
 Пальчики склеило
То угощение.
Плотно прижалась
Ладошка к ладошке.
Гости не могут
Взять даже ложки.
Указательным пальцем правой руки надавливать
по очереди на подушечки пальцев левой руки.
 Затем – наоборот.

“Намазать” варенье на кончик каждого пальца.

Последовательно, начиная с большого, “склеить”
соответствующие пальцы на обеих руках
Прижать ладони одна к другой

 Плечи приподнять, руки слегка развести в
 стороны – “удивиться”.

 (Учащиеся прописывают слова в Прописи.)

– Подчеркните красным карандашом то слово, которое вы написали лучше всего.
– Что вы прописали в Прописи? (Слова.)
– Из чего состоят слова? (Из слогов.)
– Из чего состоят слоги? (Из звуков.)
– На какие две большие группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные.)
– Какие звуки мы относим к гласным?
– По каким признакам мы относим звуки к согласным?
– Для чего нужны буквы?
– Чем отличается буква от звука?
– Что составляют слова? (Предложения.)
– Какие вы знаете предложения по интонации?
– Что составляют предложения? (Речь.)
– Какая бывает речь? (Письменная и устная.)
– Что мы можем делать с письменной речью?
– Что мы можем делать с устной речью?
– А еще Собака просит вас прочитать шуточное стихотворение В. Орлова “Что написано в тетрадке?” в Русской азбуке на странице 201.

Чтение стихотворения в учебнике.

– Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог.)

Чтение стихотворения по ролям.

– В награду за хорошее выполнение задания Собака вам предлагает сыграть в игру “Данетка” (загадать букву “ы”).

(Дети отгадывают загаданную букву.)

– Какой секрет вы знаете про букву “ы”? (Нет прописной буквы “ы”.)
– Почему нет такой буквы?
– Есть ли заглавная буква “ь” или “ъ”? Почему?
– Данная буква поможет вам выполнить последнее задание.

5. Физкультминутка.

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
И как зайки поскакали.
И за кустики пропали.

– Если я назову слово с разделительным “ь”, то сядут ученики первого ряда. Если назову слово с разделительным “ъ”, то сядут ученики второго ряда. Береза, подъезд (садятся ученики второго ряда), съел, лисья (садятся ученики первого ряда).

6. Закрепление изученного материала.

– Следующим участником нашей игры станет… Отгадайте загадку.

(Загадку читает наизусть заранее подготовленный ученик.)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)

(На доске открыть картинку с изображением медведя.)

– А Медведь прислал вам загадку.

Полежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь –
В дом не попадешь. (Ключ.)

– О каком ключе идет речь в загадке?
– Знаете ли вы еще какие-нибудь ключи?
– Давайте прочитаем о ключах в Русской азбуке на странице 200.

Чтение стихотворения “Ключ” в учебнике.

– О каких ключах идет речь в учебнике?
– Что вы можете сказать о слове “ключ”? (Оно многозначное.)

Повторное чтение стихотворения.

– Какие еще многозначные слова вы знаете?
– Медведь в своем задании предлагает вам сыграть в игру “Слово рассыпалось”. Составьте из указанных букв слово: с, т, о, в, х.
– Как вы думаете, слово “хвост” многозначное или нет?
– Давайте прочитаем стихотворение Ю. Коринеца о хвостах.

Чтение стихотворения в Русской азбуке на странице 200.

– Так является ли слово “хвост” многозначным?
– О каких хвостах идет речь в стихотворении?
– Найдите в стихотворении слова с “ь”. (“Есть”, “бьет”.)
– В каком случае пишем разделительный “ь”? (В слове “бьет”.)
– Докажите, что в этом слове надо писать разделительный “ь”, а не разделительный “ъ”.

Повторное чтение стихотворения.

– На уроке внеклассного чтения мы с вами познакомились с некоторыми произведениями В. Бианки. Среди них была сказка “Хвосты”. Вспомните, пожалуйста, для чего животным нужны хвосты?

(У Слизняка не хвост, а брюхо. Он его сжимает да разжимает – только так и ползает. Он – брюхоног.
У Рыбы хвост – руль.
У Рака хвост вместо весла.
Дятлу хвост подпоркой служит.
У Оленихи хвост – “маяк” для оленят.
Лисе хвост помогает врагов обманывать.
Корове хвост помогает мух отгонять.)

– Не важно, какой хвост у животного. Важно умело им пользоваться.
– А вот и задание от Медведя: прочитать в Прописи предложение на странице 13, объяснить его смысл, прописать по пунктирам, а затем самостоятельно. (“В деле не сила нужна, а уменье”.)

(Учащиеся выполняют задание.)

– За выполненное задание Медведь прислал для вас букву – первую букву своего имени. Какая это буква? (“М”)

7. Физкультминутка.

Ветер сильно вдруг подул.
Листья с дерева смахнул.
Закружились листья все.
Прилетели все к земле.

– И последний участник нашей игры… Отгадайте загадку.

(Загадку читает наизусть заранее подготовленный ученик.)

Ходит по дворы будильник,
Разгребая лапой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор. (Петух.)

(На доске открыть картинку с изображением петуха.)

– Обратите внимание на слова – названия героев нашей игры. Что вы заметили? (Это словарные слова.)
– Давайте хором их прочитаем.
– Проверьте, записаны ли они у вас в словаре.
– Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого “Правда всего дороже”.

Чтение учащимися рассказа.

Анализ произведения по вопросам.

– Что произошло, когда мальчик играл?
– Это кто-нибудь видел?
– Кто спросил мальчика о разбитой чашке?
– Почему мальчик затрясся от страха?
– Что он ответил отцу?
– Что на это сказал отец?
– Почему рассказ так называется?

Повторное чтение рассказа.

Чтение по ролям.

– За правильно выполненные задания Петух принес вам букву – гласную букву, которая в его имени указывает на твердость согласного звука. Какая это буква? (“У”)

– Молодцы. Петух прислал нам еще и игру “Я возьму тебя с собой”.

(Загадать слово “ножницы”. “Брать с собой” только слова на букву “н”.)

– По какому принципу я брала с собой слова?
– Буква “н” – последняя буква, которую прислали нам герои игры.

Составьте слово из отгаданных букв. (“Умницы”.)

– Заяц, Лиса, Собака, Медведь, Петух – это герои какой сказки?

(“Заюшкина избушка”.)

– Поднимите руку те, кто читал эту сказку. Расскажите эту сказку.

8. Итог урока.

– Сколько вы теперь знаете букв, которые не обозначают звуков?
– Что показалось самым трудным на уроке?
– С чем справились быстрее всего?
– С чем бы хотели поработать на следующем уроке?