Цели.
- Повторить пройденный материал.
- Совершенствовать орфографическую зоркость.
- Развивать речь детей.
- Прививать любовь к русскому языку.
- Расширять кругозор детей.
Оборудование: в проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1).
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня у нас урок обычный и необычный.
Мы будем повторять пройденный материал, а помогут нам… Это мы узнаем потом. Так хочется лето!.. Надоела зима. Закрываем глаза. Открыли. Вот мы и попали в лето. (Иллюстрация “Лето”, слайд 2. Презентация)
Как хорошо! Но что-то очень жарко! Быстро пилотки на голову! (У детей – разноцветные пилотки, у учителя – красивая шляпа.) Как все зелено, красочно! Лето!
2. Чистописание: буква Лл. (Слайд 3)
3. - Ой, что случилось? Лето пропало!
Мир стал безликим,
Не цветным.
Друзей своих вы в нем ищите.
Я черной магией полна.
Идите вы ко мне сюда.
- Ребята, кому-то нужна наша помощь. Но кому? Напишем слова из словаря (Поставьте ударение, подчеркните опасное место)
(Слайд 4)
Один человек у доски: калитка, голос, навстречу, оборот, малина, авось, мечта.
- Проверяем:
Калитка быстро распахнулась,
Оставив букву К одну.
А буквы первые подскажут
Куда же мы сейчас пойдем!
Читаем. (К гномам.)
- Вот кому нужна наша помощь! Ой, лето появилось! (На доске иллюстрация “Лето”). Ну, пошли!
Мы в путь-дорогу все пойдем,
Своих друзей мы там найдем.
Колдуньи след не страшен нам,
Ей 2-б не по зубам. В дорогу!
4. - Ребята, через реку мы можем перебраться, вспомнив знакомые орфограммы. (Диктовка, на доске - проверка).
(Слайд 5)
У_берега, с_р_ка, руч_и, под_езд, ду_, ж_знь, ч_щ_, ч_д_са.
- В этой корзинке вкусная ягода – земляника. Она поможет нам вставить нужную букву в слова и вспомнить названия каждой орфограммы. (В корзине лежат нарисованные ягоды, а с другой стороны – буква и название орфограммы.) В слова вставляем букву-ягоду – магнитом. Вспоминаем орфограммы. Молодцы!
(Слайд 6)
Физкультминутка.
5. - Мы вошли в лес. Ой, какой красивый домик! (Слайд 7) А у домика на лавочке сидят кто? (Гномы!) (Показываются фигурки гномов, которые сидят на лавочке и читают книгу.) Их зовут Сущ. И Мес. Какие интересные имена! А может вы знаете их полные имена? Кто поможет их расшифровать? (Существительное и местоимение)
(Слайд 8)
Дети читают определения этих частей речи.
6. - Назовите любые существительные. Молодцы! Гномы дают нам задание. Запишите одушевленные существительные кто? и неодушевленные что? (По 4 слова)
Проверка.
- А какие местоимения вы знаете? Хорошо! Гномы рассказали, что они очень весело жили в этом домике с другими гномами. Но пришла колдунья и выгнала всех гномов. Теперь они не могут найти дорогу домой.
7. - Ой, а этот гном плачет! (Показ фигурки гнома.) Почему? Узнаем! Оказывается, этого гнома зовут Прил. (Расшифруйте.) И злая колдунья обидела его. Она выкинула Прила из всех стихов, сказок, рассказов. Посмотрите.
(Слайд 9)
Улыбнулись березки,
Растрепали косы. Стр.4 проверка
Шелестят сережки,
И горят росы.
(Находим нужные прилагательные. Вставляем. Списываем 1 и 2 строчки. Подчеркиваем прилагательные (определения) волнистой линией.
- А вот и еще один гном. И его обидела колдунья. Дано предложение. В нем пропало слово. Вставляем.
(Слайд 10)
В густой траве… кузнечик.
А вы поняли, как зовут гнома? (Глагол). Разбираем предложение по членам предложения и по частям речи.
8. - Пора разобраться с этой Колдуньей! Вот ее замок. (Слайд 11). Колдунья нам будет не страшна, если вы подберете нужные слова к слову:
(Слайд 12)
- боль больной больница болеет больно (определить части речи)
- друг дружный дружить дружно
Что это за слова? (Однокоренные). Какая часть слова одинаковая? (Корень)
Выделить.
Распределяем по частям речи. Проверка.
- Ребята, мы объединили всех гномов. Не боимся мы больше колдуньи! Прогнать нельзя помиловать! (Поставьте правильно запятую). И не будет больше колдуньи!
9. - Появились еще гномы. (Слайд 13.) Узнаем их! Это Пред., Юз., Час. Кто расшифрует их имена? (Предлог, Союз, Частица.) (Фигуры гномов: три гнома стоят друг на друге. Самый маленький держит фонарик в руках.) Это – служебные части речи!
10. Итог урока.
- Скольким же гномам была нужна помощь? (8)
Восьмой гном – Речь (Наречие). (Слайд 14.) Еще будет с нами знакомиться. А остальные мы с вами уже хорошо знаем. Это части речи, которые мы прошли. А объединили гномов наши умения, старания, знания.
И, конечно, наш друг – Речь.
Наше путешествие в лес к гномам еще будет продолжаться. Мы часто будем встречаться с частями речи и учить новые. Скажем им: до новых встреч!
11. Закончим наш урок стихотворением О. Выготской “Части речи”. (Слайд 15)
Существительное - школа,
Просыпается - глагол,
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомнения,
Приниматься надо всем!
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
12. Домашнее задание.