Интегрированный урок по развитию речи. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: познакомить с новым литературным жанром “былинами”, научить работать над текстом, развитие устной и письменной речи учащегося, совершенствовать навык чтения, расширять кругозор и словарный запас.

Значение былин в процессе обучения

“Эпическое повествование … в народе слывет былиною или былью, иначе – стариною, потому что повествует о старине”. Так запишет в “Русской народной словесности” исследователь устного творчества Ф.И. Буслаев.

Из рода в род прославляла земля русская богатырей. Это символ смелости, бесстрашия, непобедимости. Былины актуальны в любое время. Читают дети их с желание, интересом. У большинства появляется потребность в изучении дополнительного материала. Тем самым возрастает интерес к чтению.

Былины – эмоциональное произведение, в котором учитель проявляет свое мастерство, учащиеся в процессе познания показывают умение высказаться, проанализировать прочитанное.

В работе задействованы все психические сферы ребенка: память, мышление, внимание, воображение…

Уроки изучения былин – интегрированные уроки.

Работа по подготовке к сочинению по картине длится 2 недели. За это время учитель прослеживает следующие этапы:

1. Вступительная беседа

(Помогает установить связь с ранее изученным материалом, восстанавливает знания, дает возможность сориентироваться в предстоящих событиях, организует детей на работу. Цель: вспомни)

2. Прослушивание кассеты, диска

(Всегда материал воспринимается лучше, если звучит выразительно, с участием профессионалов. Учитель эмоционален.

Цель: умение слушать звучащее слово.

Если ребенок внимательно воспринимает “чужое звучание”, он будет слушать своего одноклассника).

3. Чтение былин

В 4 классе авторы учебника “Родная речь” предлагают две былины “Ильины три поездочки”, “Илья Муромец выходит на свободу”.

После первичного восприятия дети читают текст по смысловым частям. Это помогает вдумчиво воспринимать прочитанное, проходит анализ этой части, работа над словарем.

- Когда собирались на походный совет?

- Кто собирался?

- Почему богатырей назвали славнорусскими?

- Как вы поняли строку (слова) “Думу думали, раздумывали?”

- Чем усиливается смысловое значение слов “По нарядам снарядился?”

- Во что мог быть одет богатырь?

- Какие он имел доспехи?

Обязательно доспехи надо показать на иллюстрации или настоящие. У меня на уроках были палица, меч, стрелы. С каждым уроком число предметов росло.

Словарная работа идет от текста. Если есть необходимость, то на партах лежат толковые словари (дети объединяются группами).

Таким образом, на первом уроке учитель успевает отработать две дороженьки. Для домашней работы задание: дочитать, прочитать сначала, выбрать описание богатырей, разбойников, иноземцев.

Второй урок – это урок разбор, работа над художественной стороной произведения.

- Найдите и прочитайте описание природы. За кого она выступает? На чьей стороне? Почему?

“Из-за тучи месяц выглянул,
Прочитай вон, на камени
Придорожным надписочка
Четко-ясно высечина…”.

“Навалилась туча черная,
Поглотила светлый месяц она.
Поехал Илья Муромец
На погибель на предписанную
Ночью темную-распретемную”.

“Светлый месяц опять выходил,
Все убранство на Илье озарил:
Заблистал в сорок тысяч шлем,
Засияли камни-яхонты
Во сто тысяч во гриве у коня,
Сам конь выше цен, выше смет!”.

Даже природа принимает сторону богатыря. Почему?

- Как себя показал Илья Муромец в сражениях? Какой он?

- Назовите черты характера?

- Почему народ воспевал богатырей?

- Можно ли назвать былину сказкой? Что сказочного? (троекратные повторы, дуб кряковистый, мистические числа 3, 7, 30…)

- Что было в действительности?

Цель: совершенствовать навык чтения, умение связать старину с реальностью, свободно владеть текстом, работать над содержанием, составляя образ богатыря, использовать устаревшие слова в своей лексике.

4. Выборочная работа

Письменный пересказ.

“Одна поездочка Ильи”.

Это один из видов развития устной и письменной речи. Работают память: зрительная и слуховая, логическое мышление, представление того момента: словесное рисование заменяется письменным.

Все дети с заданием справились. Работы были творческие. Но разделились: девочки писали про жену веселую, мальчики – ходовитых разбойничков, про воинов латинских.

Работали в классе 15-20 минут. Тема раскрыта. (Изложения прилагаются)

5. Просмотр нескольких кадров из мультфильма или видеофильма

Цель: опиши богатыря, каким ты себе его представлял?

6. Рисунки

Цель: рисование по представлению.

7. Домашняя былина

Цель: с одним из былинных героев составить новое произведение, новую историю (творческая работа).

Домашнее задание преследует сразу несколько жизненно важных воспитательных моментов:

- связь детей и родителей (многие лишены такого общения)

- потребность друг в друге

- связь учителя с домом, родителями, семьей.

8. Сочинение по картине В.М.Васнецова “Богатыри” (фото картины)

1. Беседа

Былины – это древние песнопения о славных подвигах богатырей, исполняющихся певцами нараспев под звон гуслей. Исследователи относят истоки этого жанра на Руси к 9-10 векам.

Как люди, не знающие письменности, могли передавать былины?

Почему на Руси?

Русский народ певучий. Он любил поработать, да и мог повеселиться. Предпочтение отдавалось певцам-гуслярам. Они ходили по селам, играли на гуслях и рассказывали о событиях в других местах, кто женился, у кого кто народился, кто жадный, кто жестокий, прославляли. Чудо: таким чудом могла быть удаль молодецкая, сила неравная, для врага – погибель.

Былины славят русский народ, подчеркивая его удивительную силу, мужество, доброту, благородство. Подобно сказочным героям богатыри способны к чудесным превращениям, им даже помогает сама природа.

Вспомните, как меняется все вокруг, когда Илье грозит опасность?

Как озаряется кругом, когда Муромец чувствует силу во сто сабель?

Кто такие богатыри? (Защитники отечества с высокими представлениями о чести, достоинстве, справедливости и долге).

Как повел себя богатырь, когда открыл погреба со златом и серебром?

О каких богатырях вы читали?

К старшим богатырям относят Святогора, Вольгу Святославовича, Микулу Селяниновича.

Младшие богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – любимые русские герои. Они создали крепкую дружину. Богатыри не боятся опасностей, смело идут навстречу смерти, выбирая “дорогу прямоезжую”.

- Вспомните былину “Ильины три поездочки”. Какую он выбрал дорогу? Илья остановился на одном пути?

- Распевая такую песню о чем думал русский народ?

Былины – это героические народные песни о подвигах сильных могучих защитников русской земли. Они любят свою родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают от порабощения и унижения.

Былины – это поэтическое, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного.

- Что вас удивляет в былинах?

- Похожи ли они на сказку?

- Почему? (Волшебные герои, построение)

Былины имеет зачин, кульминацию, концовку.

Зачин.

“Как из далеча, далеча, из чисто поля
Из того было раздольица из широкого
Что не грозная бы туча накатилася,
Что не буйные бы ветр позымалися
Выбегало там стадичко змеиное,
Не змеиное бы стадичко – звериное”.

(Былина “Рождение богатыря”)

“В славном городе во Муроме,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец,
Сиднем сидел цело тридцать лет”.

(“Исцеление Ильи Муромца”)

Концовка.

“Налетала на Русь та орда словно гнус,
Да в бореньях с Ильей поиссякла вся,
Был Батый да вконец избатыился.”

(“Илья Муромец выходит на свободу”)

“Говорил Илья да таковы слова:
“Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей
Тебе полно-тко вдовить да жен молодых
Тебе полно-тко спущать сиротить малых детушек!”

(“Илья Муромец и Соловей-разбойник”)

- Что же было в кульминации? (Основная часть)

Вот представьте: сидит певец, играет на гуселках. И любуются люди на своих героев.

2. Инсценировка

(Дети в русских народных костюмах, в шлемах, в руках мечи, палица).

Цель: приучать учащихся к инсценировке, к перевоплощению.

(Сидит гусляр, три главных героя)

Гусляр:

“Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе красна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри.
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядились.”
“Илья Муромец и Соловей-разбойник”.

Ф.И.Бусалаев “Русская народная словесность”

Илья Муромец:

“Ехал Илья Муромец по дороге в Стольный Киевград повстречал
Соловья-разбойника и расправился с ним.
А у старого казака Ильи Муромца
Его й сердце богатырское не сдрогнуло,
А берет он в руки плеточку шелковую,
А удары давает все тяжелые…
Да й берет он свою стрелочку каленую,
Натянул тетеиву шелковую,
Так просвистнула стрелочка
А попала в Соловья-разбойника,
А попала ему да во правый висок,
Она сбила Соловья да из сыра дуба
Во сыру землю, да и во ковыль-траву”.

“Добрыня и змей” (Записано от Т.Г.Рябинина из деревни Середка Петрозаводского уезда, 1850 год)

Добрыня Никитич:

“ Тут молоденький Добрынюшка Никитич –
А подпоры-то он железные откидывал,
За затворы-то он медные отдвигивал,
Он прошел во норы во змеиные!
А во тех-то норах во змеиных
Много-множество да полонов сидит,
Полоны сидят да все русские,
А сидят-то там князи да бояре,
Сидят русские могучие богатыри!”

“Алеша Попович и Тугарин” (Былины. Н.Н.Надеждин, 1804-1856)

Алеша Попович:

“Поменялся Алеша с каликой платьем.

Навстречу Тугарин:

Гей, калика перехожий, не видал ли ты молодого Алешу Поповича,
Я бы его копьем заколол, огнем спалил!
Стоит Алеша еле жив, однако говорит змею:
Не слышу, что говоришь ты Тугарин Змеевич, подъезжай сюда поближе, скажи погромче.
Поверил ему Тугарин, подъехал к нему вплотную. Как кинет ему в лоб Алеша палицу свою тяжелую в пятьдесят пудов – расшиб Тугарину голову, упал змей навзничь”.

- Каками вы себе их представляете?

3. Работа над картиной

Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова “Богатыри”. Художник родился и жил в детстве в Вятском крае, где много лесов. Будучи очень впечатлительным мальчиком, он надолго запомнил сказки и былины, которые часто слышал в детстве. В последствие эти впечатления отложились на его полотнах “Аленушка”, “Иван-царевич на сером волке”, “Царевна Лягушка”. А картину “Богатыри” Васнецов писал 17 лет. Размеры ее восхищают 295,3 см на 446 см. Посмотрите. (Все смотрят на картину)

Застава богатырская зорко охраняет русскую землю, в дозоре три славных защитника. Число три - сказочное

- Где встречалось оно вам?

Васнецовские герои наделены чертами национального русского характера.

- Кого вы видите в центре?

На вороном коне Илья Муромец.

- Как он выглядит?

- Что выражает его лицо? (Благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. На сбруе и уздечке красуются пряжки красна золота, они мокнут, но не ржавеют. Поводья и подпруги шелковые, они тянутся но не рвутся. Нет такой силы, которая выбьет его из седла. Подстать седоку и конь. “Если он двинется, то зачудит земля.”)

- Чем оснащен богатырь? (С правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное “мурзавецкое” копье)

- Во что одет богатырь? (Одет он в железную кольчугу, на голове - шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости. Он не станет проливать людскую кровь. По правую руку от Ильи – побратим Добрыня Никитич)

- Почему побратим? (Добрыня искусен в боях и забавах. Лучший стрелок из лука. Умеет играть на гуслях и петь песни. Добрынюшка вежлив)

- От какого слова произошло его имя? (“Добрыня знает как речь вести как себя блюсти”. Добрыня из города Рязани. Исследователи считают, что чертами лица Добрыня напоминает самого Виктора Васнецова, автора картины. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла инкрустирован золотом, узорчатый шлем, нарядные сапоги.

Добрыня нетерпеливо сжимает рукоятку меча наполовину вынутого из ножен, ноги в стременах, глаза зорко всматриваются вдаль, он готов в любую минуту броситься в бой. Уберет Илья копье – значит может Добрыня ринуться на врага.

Третий богатырь – Алеша Попович, сын ростовского попа Мотия, тоже храбрый и смелый, хотя и не так силен)

- Почему? (“Но Алеша силой не силен, да напуском смел”)

- Почему? (Где не взять силой он берет ловкостью, находчивостью. Рыжий конь низко наклонил голову, хочет пощипать степной травы, но уши навострил – ждет команды.)

Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук с “каленой стрелочкой” держит наготове. Он моложе всех. Безбородое лицо, юное, милое. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы, сбоку виднеются гусли.

Алеша – весельчак и балагур.

- Какая природа вокруг?

- Какая растительность?

- Почему выбрал художник именно такое место? (Ровное степное поле. Низко кланяется ковыль. Никакой жизни вокруг)

- Какие краски?

- Какое небо? (Нависло низкое небо. Покрыто холодными свинцовыми тучами)

- Какими красками написана картина?

“Русь” И.С.Никитин.

Под большим шатром
Голубых небес
Вижу – даль степей зеленеется.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути во все стороны.
Посмотрю на юг –
Нивы зрелые,
Что камыш густой тихо движутся.

Это ты моя
Русь державная
Моя родина православная!

Широка ты Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

Богатыри на страже.
Можно ли отделить одного из них?
Три богатыря – это единое целое.

В.М.Васнецов нашел правильное расположение фигур. Герои возвышаются над линией горизонта. От этого картина имеет силу.

Какую?

- Актуальна ли эта картина сегодня?

- Какое она имеет значение?

Картина “Богатыри” - это памятник воинской славы русского народа.

4. Творческая работа

Оформление доски.

Тема: В.М.Васнецов “Богатыри”

Картина План сочинения Краткие сведения Слова
В.М.Васнецов

Картина “Богатыри”.

Третьяковская галерея – Лаврушинский переулок.

Васнецов трудился над ней 17 лет.

Размеры: 295 см на 446 см

1. Сведения о картине и авторе.

2. Богатыри на заставе.

3. Мое отношение к картине

Илья Муромец …

Добрыня Никитич …

Алеша Попович…

Богатыри

Кольчуга

Палица

Копье мурзацкое