Цель: создание атмосферы для знакомства с историческими личностями – Иваном III и Иваном IV.
Задачи:
- Познакомить с личностью – князем Иваном III и его достижениями в развитии Руси; сравнить с царём Иваном IV.
- Развивать творческо – образное мышление, мелкую моторику, речь.
- Воспитывать дух сотрудничества, уважения к историческому наследию.
Оборудование: учебники, словарные слова (“Два Ивана. Иван III. Иван IV.” 1380 г, лето; Успенский собор , Грановитая палата; хан Ахмат; Москва – река, р. Неглинка; конец XV в, 1480 г ; Грозный), портрет Ивана III и Ивана IV, листы с чертами характера, листы с достижениями, раздаточный материал (значки с фигурками), клей; значки для голосования.
Ход урока
1. Сообщение темы урока, цели.
– Сегодня мы продолжаем изучение истории Отечества. Нас ждёт знакомство с двумя правителями. Узнаем их вклад в развитие Руси.
2. Проверка Д/з.
– О чём говорит эта дата – (табличка) 1380 г, лето? (Куликовская битва с
Мамаем.)
– Почему битва получила такое название? (Куликовское поле между Доном и
притоком р. Непрядвой.)
– Какой князь возглавил русское войско? (Дмитрий Калита – Донской.)
Игра “Собери высказывание”.
(Доска.) НЕМИНУЕМО, ЛЮДИ, ИГО, ПОНЯЛИ, ЧТО, РУССКИЕ, ПАДЁТ, ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ.
– Запишите порядковые номера слов в правильном порядке.
– Прочитайте, какое восьмизначное число получилось у вас. Проверьте – 62458317
(Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падёт.)
3. Актуализация.
– Русская земля ещё сохраняет зависимость от Золотой Орды. Не прекращаются междукняжеские усобицы. На престол взошёл Иван Васильевич Третий. Ему шёл 23 г. (табличка, портрет).
– Прочитаем (с.75, 1–2 абз).Что ещё добавим из прочитанного к характеристике Ивана III? (Табличкаю) (Дальновидный, осторожный, расчётливый, решительный, непреклонный к врагам).
(Выход ученика “крестьянина”.)
– Мы с орды не брали дани, мы орде платили дань
И скотиной, и товаром, и пушниной, и казной.
Пусты русские амбары были каждою весной.
Князь Иван Васильич Третий изменил порядки эти
И сказал послам в ответ: “Мы платили двести лет,
Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна!
Пусть отныне снова вольной будет наша сторона!”
(Наталья Кончаловская)
Из летописных рассказов известно, что создал Иван огромное русское войско. Вместе с ним в походы ходили служивые люди, бояре со своими дружинами и военными холопами, полки из горожан. Освободится ли земля русская от власти Орды?
– Прочитаем (с.75, 3–4 абз).
Вывод 1: Иван III положил конец зависимости от Орды!
– В каком году произошло это? (1480 г.) (Табличка.)
– Сколько лет прошло после Куликовской битвы? (100 л.)
– А что теперь? Иван III продолжил дело своих предшественников, московских
князей – собирателей Руси. Он понимал, что столица государства должна иметь
достойный вид.
– Прочитаем (с. 76–77).
Вывод 2: Кремль перестраивается и становится краснокирпичным. В Москву стали приезжать иноземные послы.
– С момента правления Ивана III началась и история Государственного герба России. Откройте учебник (с. 78). На печати царя появился двуглавый орёл, а на обороте изображён всадник с копьём. (Показ изображения печати.)
Вывод 3: читаем (с. 79) и на (с.78) мы видим Успенский собор и Грановитую палату, которые вы можете посетить при экскурсии по Москве.(Табличка достижений.)
В XVI в. на престол всходит внук Ивана III. Его зовут, как и деда, Иваном Васильевичем. (Табличка, портрет.) Но он полная противоположность по характеру своего деда.
– Послушаем выступление юных историков. (1 – (с.80, 1 абз); 2 – (с.80, 2-3 абз) об Иване IV. Какие прилагательные можем записать в характеристику? (Табличка.) (Лютый, беспощадный, жестокий, несправедливый.)
– Этот царь первым венчался на престол в Успенском соборе Московского Кремля (видели эту церемонию, когда к власти пришёл Путин и Медведев). При нём была взята Казань. К России присоединились земли Казанского ханства. В честь этого события воздвигли Храм Покрова на рву, который в народе получил название – собор Василия Блаженного.
Иван IV упорядочил прежде неразвитую и бессмысленную жизнь государства. Создал единые органы управления – приказы. Провёл ряд изменений в церковных делах, в русском войске. (Табличка достижений.)
Практическая часть:
– Перед вами значки с фигурками. Мы выложим общественный строй славян, т.е кто кем управлял. Кто главнее всех? (Царь.) Ближе всего к царю были… – бояре. А как же без войска?! Так вот Иван IV заменил дружинников на стрельцов и служилых людей. Завершает строй представитель прикреплённых к земле – крестьянин.
Да только недобрую память оставил он о себе! Лют и скор на расправу был Иван IV. Оттого и заслужил прозвище Грозного. (Табличка.)
– Прочитаем (с.80–81).
Вывод: правление принесло стране развитие, но и неисчислимые бедствия.
4. Итог урока.
– Кто же правил на Руси в период XV–XVI вв? (Иван III и Иван IV.)
– Главное событие этого времени? (Победа над Ордой.)
– В каком году случилось это событие? Определите век. (1480 г, 15 в)
– Какой правитель вам больше симпатичен? Кому отдадите своё предпочтение (кладут
свой значок).
– Мне тоже больше симпатичен Ивана III. Я против насилия над людьми.
5. Домашнее задание.
С 75–79, пересказ; сделать аппликацию “Государство при Иване IV” ал. С.27 № 1.2