Цикл уроков по географии Якутии

Разделы: География


Урок № 6.

Тема: Природные зоны (урок-игра).

Цель:

  1. Познакомить с разнообразием природных зон республики.
  2. Путём игры закрепить навыки работы с картами, атласами, делать выводы.
  3. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

  1. Контурные карты России (настенные 2 шт.)
  2. Атласы Якутии. ...
  3. Магнитофон, аудиокассеты с записями якутских мелодий, голоса птиц, животных.
  4. Флажки, таблички.

Ход работы

I. Подготовительный этап. Класс делится на две команды: первая команда “ Лена”, вторая команда “Индигирка”.

  1. В каждой команде выбирают по одному топографу, картографу, синоптику, театралов (2–3 уч-ся), художнику, капитану, ботанику, зоологу, кока.
  2. Путём опережающего метода обучения, начитывают материал по природным зонам Саха.
  3. Заранее каждая команда получает задание: театралам поставить постановку, используя народные якутские традиции: “жизнь тундры”, “Жизнь тайги”.

II. Игра.

Сегодня тема нашего урока “Природные зоны Саха” (написана на доске). Мы совершим с Вами путешествие от побережья Северного Ледовитого океана до Станового хребта. Путешествие будет не сложным, так как мы уже знаем какие и где расположены природные зоны в России, что в них особенного. Сейчас мы познакомимся со своеобразием природных зон нашей республики. Для этого. Вы уже определили две команды. Оценивать я Вас буду по “5” бальной системе, результаты вписывать в таблицу на доске:

Конкурс Команда “Лена” Команда “Яна”
1. Капитанов
2. Топографы
3. Картографы
4. Синоптики
5. Ботаники
6. Зоологи
7. Театралы
8. Кок
9. Художники

Начинаем нашу игру.

Задание № 1.

У меня в руке таблички с название природных зон я приглашаю топографов, которые умеют хорошо ориентироваться по карте, закрепить эти таблички на контурной карте Саха в том месте, где на Ваш взгляд расположена природная зона, указанная в табличке.

Задание № 2.

Пока работают топографы, я приглашаю картографов. Вам необходимо не только продолжить путь, но и назвать его географические объекты, по которым пройдёт ваш маршрут.

  1. карточка– 64 С.Ш. 125 в.д. (к. Лена)
  2. карточка– 62 С.Ш. 140 в.д. (к. Яна)

(1-я карточка. Центрально-якутская низменность. Можно сплавиться: р. Пульман, р.Тимптон, р.Алдан, р.Вилюй; или с Нерюнгри, минуя Алданское нагорье, Приленское плато, переправившись через Лену у Покровска, вдоль правого берега Лены и Вилюя к центрально-якутской равнине.)

(2-я карточка – Оймяконское нагорье. Можно с Нерюнгри сплавиться по р. Пульман, р. Тимптон, р.Алдан, до п. Хандыга, а затем через хребты Сетте-Дабан, хр. Сунта попасть на Оймяконское нагорье.)

Задание № 3.

Каждая природная зона имеет свои климатические особенности. Я приглашаю синоптиков, прошу определить для какой природной зоны характерны описания в ваших карточках.

1-я карточка: Длинная зима, средняя температура января на . островах -32С и материке -38С, лето короткое холодное со средней температурой июля ниже 10 С. Сюда приходят атлантические циклоны, приносят облачность, осадки, ветра, пургу. Количество осадков уменьшается с запада на восток от 250 мм до 140 мм. (Тундра.)

2-я карточка: Зима холодная и длинная 7–8 месяцев, температура воздуха -40 С , часто бывает температура -50 С и ниже. Летние температуры от 12 С на севере до 18 с на юге и выше. Среднее годовое количество осадков от 300 мм до 600 мм. (Тайга.)

Дадим время подготовиться метеорологам, а послушаем, как справились с заданием картографы (выставляю оценки). Для каких же природных зон характерны записи погоды у команды “Лена”? (Отвечает синоптик). Я прошу подтвердить Ваш ответ домашним заданием – театральной постановки “Жизнь Тундры”. А теперь тоже задание команде “Яна” (отвечает синоптик) и театральная постановка “Жизнь Тайги” (выставляю оценки).

Задание № 4.

Природная зона – это особенный органический мир. Я приглашаю ботаников. Перед Вами набор гербарных растений. Вам необходимо выбрать растения, произрастающие в зоне тайги и рассказать, как они приспособились произрастать в якутской тайге, Побеждает тот, кто отберёт большее количество гербарных растений и лучше расскажет об их приспособленности. Пока готовятся ботаники, я приглашаю зоологов.

Задание № 5.

Вы сейчас услышите голоса птиц, зверей, насекомых. Вам необходимо определить их, (отвечают по очереди, выставляю оценки).
После такого интересного конкурса пришло время послушать ботаников (ставлю оценки). Звучит мелодия “Капитаны”, Как вы уже поняли я приглашаю капитанов. Сейчас я вам прочту свои журналистские заметки, но мне кажется, я где-то допустила неточности. Ваша задача найти их.
“Путь мой лежал гот подножья г. Победа, которая расположена на хребте Сетте-Дабан, на широте 40 С.Ш. до полуострова Нордвик на широте 60 с.ш. Мы шли на восток. Природа была удивительна. Дул тёплый, влажный, тропический ветер, природу высокогорий сменяли пойменные долины, реки, где плавали утки, лебеди, фламинго. Чем больше мы продвигались к северу, лес становился скуднее, но всё чаще и чаще нам встречались липы, ольха, карликовая берёза, каштаны. В долине р. Оленек раскинулась тундра с пёстрыми цветами брусники, ириса, клюквы, морошки, лапчатки, нарцисса. Полуостров оказался очень большим, его омывали воды Восточно-Сибирского моря”.
И так, капитаны, Ваши замечания. (Оцениваю ответы.)

Задание № 6.

Поскольку, мы с Вами совершаем путешествие без кока, нам не обойтись. Вам предлагается составить меню и рецепты обеда, но не простого, готовить вы будите вегетарианский обет и только с тех продуктов, что можно взять в природе (меню: салат, борщ, чай, салат из одуванчиков, борщ из борщевика, чай из иван-чая). Дадим время кокам. Ребята, когда Вы готовились к сегодняшнему уроку, Вы, наверное, обратили внимание, что человек на столько вмешался в природу, что привело к созданию заповедников, национальных парков, к созданию законов о сохранении природы. У вас есть художники.

Задание № 7.

Сейчас за 6 минут, художники, и все члены команды им помогают, должны нарисовать плакать, который бы призывал людей сохранять природу. (Все работают под звуки якутской национальной мелодии).

Время вышло. Подведём итоги конкурса коков и художников. (Выставляю оценки.) Настало время подвести и окончательные результаты. (Объявляю общий балл по командам и выставляю оценки.)

Урок № 7.

Тема: Природные комплексы Саха (урок-игра).

Цель:

  1. Познакомить учащихся с природными комплексами родного края.
  2. Путём рассуждений подвести ребят к самостоятельным выводам.
  3. Охраняемые территории Саха.

Оборудование:

  1. Видеосистема, к/ф “Природа Южной Якутии”.
  2. Физическая карта Саха.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

По физической географии России вы познакомились с природным комплексами России, сегодня мы познакомимся с природными комплексами Саха, особенно Южной Якутии, их особенностями, Обратите внимание на доску, здесь записаны вопросы, на которые Вы должны будете ответить после просмотра фильма “Природа Южной Якутии”.

Вопросы:

1. Какие природные комплексы Вы увидели?
2. Какие компоненты в них взаимосвязаны?
3. Какова роль каждого их компонента в формирование комплекса, привести примеры.
4. Какова причина образования антропогенного природного комплекса в Южной Якутии.
5. В чём положительное и отрицательное воздействие антропогенного природного комплекса?

  1. Просмотр кинофильма (20 минут).
  2. Обсуждение кинофильма, ответы на вопросы.
  3. Ребята, но ведь на территории республики есть и другие природные комплексы. Откройте атлас Якутии, самостоятельно поработайте с ним 5 минут и скажите: Какие ещё природные комплексы можно выделить на территории Саха? (п.к. Яно-Индигирской низменности, п. к Кряжо-Чеканевского, п. к Центрально-якутской равнины, п. к арктических пустынь и т.д.) В них так же взаимосвязаны компоненты и изменения хотя бы одного из них приведёт к гибели целого комплекса.

“Давай пройдёмся медленно по лугу.
И здравствуй!
Скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать
Или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать”
(Самед Вургун)

II. Подведение итогов урока, объявление оценок.

Урок № 8.

Тема: Номенклатура Саха.

Цель:

  1. Закрепить и проверить полученные знания.
  2. Продолжать прививать навык работы с картами.
  3. Воспитывать всесторонне развитую личность.

Оборудование:

  1. Физическая карта Якутии.
  2. Атлас Якутии, контурные карты.

Ход работы

I. Проверка знаний и умений учащихся.

А. Взаимоконтроль. В течение 10 минут ребята по очереди выступают в роли учителя и проверяют у соседа номенклатуру по Саха (смотреть приложение)
Б. Найди объект (географический диктант).

  1. Полуостров, на котором расположена крайняя северная точка. (Нордвик.)
  2. Хребет, вытянутый с севера на юг вдоль берега Лены. (Верхоянский.)
  3. Равнина, расположенная в бассейне реки Вилюй. (Центральноякутская.)
  4. Озеро термокарстового происхождения, расположенное на юге Центральноякутской низменности. (Наджели.)
  5. На каком хребте расположена г. Победа? (Черского.)
  6. Низменность в районе реки Колыма. (Колымская.)
  7. Пролив между Ляховскими островами и материком. (Дмитрия Лаптева.)
  8. Острова, в которые входят о. Жанетты и Генриетты. (Де-Лонга.)
  9. На острогах, какого нагорья расположен г. Нерюнгри? (Алданского.)
  10. Левый приток Лены. (Вилюй.)
  11. Река, впадающая в Янский залив. (Яна.)
  12. Нагорье, расположенное в “полюсе холода”. (Оймяконское.)
  13. Нагорье, расположенное в районе южной границы Саха, к западу от Станового хребта. (Чаро-Токинское.)
  14. Низменность, расположенная в междуречье Яны и Индигирки. (Яно-Индигиская.)
  15. Море, омывающее республику, расположенное к западу от Новосибирских островов. (Лаптевых.)
  16. С каким краем граничит Саха на юго-востоке? (Хабаровским.)
  17. Губа к востоку от дельты Лены. (Буор-Хая.)
  18. Заповедник в районе озера Токко. (Токкинский.)
  19. “Полюс холода”. (Верхоянск, Оймякон.)
  20. Хребет, вытянувшийся вдоль южной границы Саха. (Становой хребет.)

В. Вы получили контурные карты с обозначенными объектами, Вам необходимо расшифровать их. (Работают без атласа.)

Ключ для контурной карты:

1 – м. Нордвик, 2 – Восточно-Сибирское море, 3 – о-ва Анжу, 4 – о-ва Медвежьи, 5 – Янский залив, 6 – пролив Санникова, 7 – Нижнеленская низменность, 8 – Патомское нагорье, 9 – Верхневилюйское плато, 10 – г. Победа (3147м), 11 – Верхоянск, 12 – Колыма, 13 – Анабар, 14 – озеро Моготоево, 15 – Вилюйское водохранилище.

II. Подведение итогов.

За зачёт учащиеся получают две оценки: одну за географический диктант, вторую – за работу с контурной картой.

Вопросы рационального использования природных ресурсов в Саха, рассматриваю в уроке № 62 “Рациональное природоиспользование, а России и Саха”. Вопросы охраны природа Саха, экология включила в урок № 63 “Экологическая ситуация в России и Саха”.