Цели.
Коррекционно-образовательные:
- активизировать, систематизировать и обобщить знания детей по лексическим темам: “Зима. Признаки зимы”, “Дикие и домашние животные”, “Перелетные и зимующие птицы”;
- развивать фонематические представления, звуковой анализ и синтез;
- закреплять навык послогового чтения;
- продолжать работу по отгадыванию загадок и ребусов;
- продолжать учить составлять и анализировать предложения с предлогами;
- продолжать учить образовывать и практически употреблять в речи притяжательные прилагательные по теме “Животные”, существительные в родительном, творительном и предложном падеже.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, память, воображение, сообразительность;
- развивать координацию речи с движением, графо-моторные навыки, слуховое внимание.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии.
Оборудование: мультимедийная доска для показа слайдов, СD-проигрыватель, диск с записью музыки П. И. Чайковского “Январь”, запись “скрип снега”, сюжетные картины, ребусы, раздаточный материал для составления схем предложений, магнитная доска, магнитные буквы, шаблоны для обводки, цветные карандаши.
Ход занятия
Логопед: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да!)
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Логопед: Назовите зимние месяцы. Какой сейчас месяц? Какие изменения происходят в природе зимой? В какие игры можно играть зимой на улице? Как мы одеваемся зимой? (Беседа по теме, показ слайдов)
Логопед: Я предлагаю вам отправиться в путешествие, а куда – узнаете, отгадав загадку:
Стоит летом в шубу одетый,
А зимой – раздетый. (Лес)
Показ слайда, звучит музыка Чайковского П. И. “Январь”.
Логопед: Что значит “в шубу одетый”? На чем мы отправимся в лес? (На лыжах)
Под музыку имитация движений ходьбы на лыжах, проговаривание стихотворения.
В лес примчался
Первый снег.
Попросился
Но ночлег...
Перепуганный
Не в шутку,
Примерять стал
Зайчик шубку!
Без иголки,
Без портного
Шубка новая готова!
Логопед: Итак, мы в лесу. Зимой в лесу тихо-тихо, только снег под ногами скрипит. Послушайте, сколько раз скрипнул снег под нашими ногами? (Прослушивание записи “Скрип снега”)
Логопед: Кого мы можем встретить зимой в лесу? Какие животные к зиме меняют шубку? Каких птичек можно в лесу увидеть? Как называют этих птиц? (Показ слайдов)
Что неправильно в нашем зимнем лесу? (Показ слайда-нелепицы: зимой не растут грибы, не ползают ящерицы, не летают ласточки, не бегают ежики)
Логопед: Шли мы по лесу, шли, вдруг на дорогу выскочил… как вы думаете, кто?
(Предъявление схемы и изображений животных: лось, волк, куница)
Рисунок 1
Звуко-слоговой анализ слова “волк”. Выкладывание слова на магнитной доске.
Логопед: Давайте убежим от волка. Для этого нам надо подняться на горку. Чтение слов:
Рисунок 2
Выкладывание слов на магнитной доске.
Логопед: Убежали мы от волка, сели отдохнуть на горке (сели на пуфики). Высоко сидим, все видим. Смотрите, за елкой мелькнул чей-то хвост. Чей он? (Показ слайдов).
Хвост беличий, лисий, волчий, заячий, львиный. Что неверно? (Лев живет в жарких странах, его мы не можем увидеть в зимнем лесу)
Смотрите, кто-то сидит на ветке, спрятался, еле видно. Давайте расшифруем. Нужно зачеркнуть все неправильно написанные буквы и прочитать слово
(На доске)
Рисунок 3
Логопед: Правильно, “сова”. (Показ слайда - картинка с изображением совы) А почему сова сидит на ветке неподвижно, как будто неживая? ( Сова днем спит, а вечером и ночью охотится на мышей).
Отдохнули мы, дальше пошли. Вдруг на дорогу выбежал…кто? (Показ слайда: слоги)
БАН | КА |
Что-то тут не так. Какое дикое животное заколдовано? Как нам прочитать? (Слоги поменять местами: КА-БАН)
А здесь какие две зверюшки?
ЛИ | ЯЦ |
ЗА | СА |
Логопед: Как вы думаете, что может произойти, если встретятся лиса и заяц? Давайте поможем спрятаться зайке от лисы при помощи наших маленьких помощников – предлогов (Показ на доске слайдов: предлоги и картинки)
ПОД В У ЗА
Составление предложений, например: “Заяц может спрятаться от лисы под елкой”.
Составление схем предложений, разбор: сколько слов в предложении? Назови первое (второе, третье) слово в предложении, назови “маленькое слово” предлог.
Логопед: Тем временем, пока мы гуляли, стало темнеть. А темнеет зимой рано, нам надо выходить из леса. Но кто-то нас не пускает. Отгадаем, кто? (Предъявляется слайд-ребус, который потом заменяется словом “сорока” и картинкой)
40 А С О Р О К А
Логопед: Сорока говорит, что видела в лесу животных, а каких, вы узнаете, разгадав ребусы.
Показ на доске ребусов, слово отгадывается по первым звукам.
КОРОВА
СЛОН
КОТ
Логопед: Могла сорока видеть этих животных в лесу? (Нет, корова и кот – домашние животные, слон живет в жарких странах)
А еще сорока приготовила нам задание: прочитать слова и составить предложения.
ЗИМА КРЫШИ СНЕГ
(Слова написаны буквами разных шрифтов)
Логопед: Вышли мы из леса и попали… а куда же мы попали? Вывеска старая, буквы стерлись, Давайте восстановим.
Рисунок 4
Показ слайда: сюжетная картина “Ребята играют в хоккей”. Игра “Чего не хватает?” - составление предложений, например “Мальчику не хватает клюшки”. “У мальчика нет шапки”.
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, где мы были? Что видели? Кто нам встретился? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
А чтобы эта зимняя прогулка осталась надолго в нашей памяти, давайте нарисуем жителей зимнего леса. (Обводка, дорисовывание и раскрашивание зверей по шаблонам).