Цель урока: вывести и освоить новый алгоритм внетабличного умножения на основе распределительного свойства умножения.
Результаты.
Предметный: освоение приема внетабличного умножения, применение его при решении задач.
Метапредметные:
Личностные: формирование действия смыслообразования.
Регулятивные: формирование умения оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу.
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, логически рассуждать и доказывать.
Коммуникативные: развитие математической речи, навыков сотрудничества, умения работать в группе, паре.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Начинаем мы опять Решать, отгадывать, смекать! Беритесь, ребята, Скорей за работу. Учитесь считать, Чтоб не сбиться со счету. |
|
1 этап - мотивационный (самоопределение к деятельности) | - А для начала предлагаю
поиграть. Игра “Цепочки” (по группам) (Приложение 1) - Необходимо выполнить арифметические действия и найти неизвестное число. - Как выполняли задание? (Проверка) Командиры, оцените работу в группе. |
Дети выполняют вычисления и
находят искомое число. 1 и 2 группы выполняют заданные действия, а 3 группа – обратные. Командиры оценивают работу с помощью сигнальных карточек. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. Целеполагание. | - Вычислите: 30х3 9х10 5х8 14х5 - Смогли ли выполнить задание полностью? Почему? - Что нового в этом задании? О чем будем говорить на уроке? Где сможем применить новые знания? |
Дети находят значения первых
трех выражений. Далее возникает затруднение: - Не смогли, потому что те приемы, которые мы знаем, не подходят. Дети формулируют тему и цель урока: - Нужно умножить некруглое двузначное число на однозначное. Будем находить новый способ умножения, чтобы решать такие примеры. |
3. Выявление места и причины затруднения. | - Подумайте и предложите свой
вариант решения. - Проверьте, правильно ли Денис, Мишка и Костик нашли значение выражения 14х5? (с.40 №2) - Знание какого свойства умножения позволило им выполнить задание? Сформулируйте это свойство. |
Дети предлагают различные
варианты. Выполняют проверку различных способов решения. - Мальчики использовали распределительное свойство умножения (формулирование свойства и запись формулы) |
4. Построение способа выхода из затруднения | Работа в группах. - Вычислите, рассуждая таким же образом: 13х6, 12х2, 17х5. Объясните, как вычисляли. - А какой способ самый удобный? - На какие слагаемые можно разбить число 24? - Как удобнее делать вычисления? - А как легче вычислить32х3? - Так на какие слагаемые удобнее разбивать двузначные числа при умножении их на однозначное число, чтобы делать вычисления как можно проще? - Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Составим алгоритм вычисления. |
Дети разбивают двузначное число
на слагаемые и, используя распределительное
свойство умножения, находят значение выражений.
При объяснении называют наиболее удобный способ
вычисления. После выполнения задания ученики приходят к выводу, что легче считать тогда, когда двузначное число представлено суммой разрядных слагаемых. Сравнивают собственный вывод с учебником (с.40). Составляют алгоритм: представить двузначное число в виде суммы разрядного слагаемого, затем применить распределительное свойство умножения. |
Физкультминутка | Ритмическая игра “Счет через 9”. Упражнения для глаз “Восьмерка”, “Бабочка” |
Дети парами на каждый счет
выполняют определенное упражнение. Глазами обводят восьмерку, быстро моргают. |
5 этап - реализует способ действия | - Давайте проверим, всегда ли
можно использовать этот способ вычисления? - Вычислите: 4х24, 3х32. Для этого выполните сравнение: 24х4 и 4х24; 32х3 и 3х32 - Объясните, почему поставили знак равенства. - Как умножить однозначное число на двузначное? Какое свойство умножения мы можем использовать? |
Дети сравнивают выражения. - Нужно поставить знак “равно”, так как от перестановки множителей произведение не меняется. - Чтобы умножить однозначное число на двузначное, нужно применить переместительное свойство умножения, а затем использовать новый алгоритм. |
6. Самостоятельная работа с само- или взаимопроверкой | - Выполните №5 (1,2) письменно, с
объяснением. Самостоятельная работа в парах, взаимопроверка ( №5 до конца) |
Коллективное решение. Затем работают в паре самостоятельно, выполняют взаимопроверку. |
7. Включение нового знания в систему знаний | - Где можно еще использовать этот
вычислительный прием? Решение задачи №6(а) двумя способами. Разбор задачи – коллективный. Запись решения самостоятельно. Самопроверка по образцу. |
- Можно использовать при решении
задач. После разбора задачи дети записывают решение самостоятельно, двумя способами: 1 сп. 12х(3+5) 2 сп. 12х3+12х5 Выполняют самопроверку. |
8. Рефлексивный этап | - Какой алгоритм умножения
вывели на уроке? - В каких заданиях будем его использовать? - Придумайте и задайте друг другу в паре по одному заданию на новый прием вычисления. Оцените свою работу в паре. - По каким критериям будем считать работу хорошей? Спасибо за работу! |
Дети повторяют алгоритм. Придумывают задания и отвечают на вопросы. Оценивают работу в паре с помощью сигнальных карточек. |
9. Домашнее задание | № 6(б), № 8 |