Пояснительная записка.
Элективный курс “Дисперсные системы”, рассчитанный на 18 ч. обучения, предназначен для предпрофильной подготовки в 9-х классах общеобразовательной школы, а также лицеев и гимназий. Предлагаемый курс ориентирует учащихся на выбор естественно-научного профиля на 3-ей ступени образования.
Цель: В процессе изучения дисперсных систем и коллоидных растворов как вида дисперсных систем сформировать мотивацию выбора химии для последующего изучения в профильной старшей школе и высшем учебном заведении.
Задачи:
- познакомить учащихся с предметом коллоидной химии;
- сформировать представление о дисперсных системах и коллоидных растворах
как виде
дисперсных систем, - познакомить с методами научного исследования,
- составить целостное представление о веществах, которые нас окружают и их значении в жизни человека;
- научить проводить и самостоятельно ставить химический эксперимент, тем самым развить у учащихся познавательный интерес к предмету.
- способствовать развитию исследовательских навыков при проведении практических работ;
- развивать умения самостоятельно работать с научной литературой, делать выводы и обобщения;
Основная идея курса – познакомить учащихся с теми растворами, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Такими растворами являются взвеси и коллоиды. Тема “Дисперсные системы” впервые рассматривается в курсе общей химии 11 класса в течение 1–2 ч. Всё остальное время в 8–11 классах изучаются истинные растворы (кислоты, соли, щёлочи и т.д.) Отсутствие этой темы в курсе 8–9 классов считаю необоснованным, поскольку большинство растворов, окружающих нас, являются дисперсными системами и имеют огромное значение в нашей жизни. Вот некоторые из них. Туман, воздух, горные породы, снежный наст, почва, морской ил – в окружающей среде; кисель, шоколад, молоко, хлеб, яичный белок – пища; мазь, тушь, помада – косметические средства; краски, цемент, известь – строительные материалы; кровь, лимфа, цитоплазма, хрящи, волосы, сухожилия, пищеварительные соки – организм человека и т. д. Без всего этого не существовала бы планета Земля, а значит, и живые организмы. На сегодняшний день доказано, что историю развития жизни на Земле можно одновременно считать историей эволюции коллоидного состояния вещества. Уже беглое знакомство с коллоидами, показывает, насколько они важны в повседневной жизни человека, в природе и насколько актуально их изучение.
Данный элективный курс по своей сути высоко научен, познавателен, что позволяет его использовать не только в общеобразовательных школах, но и в лицеях, и в гимназиях. На занятиях используются такие формы обучения как: беседа, лекция, индивидуальная и групповая работа, практические и лабораторные работы, демонстрационные опыты, работа с научной литературой. Содержащиеся в курсе практические работы способствуют развитию исследовательского подхода к их выполнению, овладению доступными для учащихся научными методами исследования, формированию и развитию творческого мышления, поддержанию познавательного интереса.
Хочется также отметить, что этот курс глубоко реализует межпредметные связи с курсом физики. Например, в теме “Свойства дисперсных систем” используются понятия: броуновское движение, диффузия, электрокинетические явления, рассеивание и поглощение света и т.д. Учитывая то, что многие вопросы ещё не рассматривались на уроках физики в 6–9-х классах, этот курс можно считать опережающим в обучении.
Требования к уровню подготовки.
Учащиеся должны знать:
- предмет изучения коллоидной химии, её значение;
- виды и свойства дисперсных систем, методы их получения;
- методы очистки коллоидных систем;
- коллоидно-химические основы охраны окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- определять виды дисперсных систем, вьщелять в них дисперсную фазу и дисперсионную среду;
- объяснять свойства дисперсных систем и методы их получения;
- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности;
- проводить химические опыты, самостоятельно их ставить, наблюдать за
происходящими
процессами, оформлять результаты работы и делать выводы; - работать с научной литературой.
Примерный тематический план.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма обучения | ||
всего | теор. | практ. | |||
Введение в науку о коллоидах | 2 | 2 | Дем. оп. | Рассказ, беседа, демонстрационные опыты. | |
2. | Свойства дисперсных систем | 4 | 3 | 1 | Рассказ, беседа, работа в группах, работа с научной литературой, практическая работа. |
3. | Коагуляция коллоидов | 2 | 1 | 1 | Беседа, работа с таблицей, практическая работа, тестирование |
4. | Методы получения коллоидных систем | 5 | 2 | 3 | Рассказ, беседа, работа с научной литературой, составление и решение кроссвордов, практическая работа. |
5. | Методы очистки коллоидных систем | 1 | 1 | – | Работа в группах с научной литературой. |
6. | Высокомолекулярные соединения | 1 | – | 1 | Практическая работа. |
7. | Студни или гели | 1 | 1 | л/р | Беседа, доклады, лабораторная работа. |
8. | Эмульсии, пены, аэрозоли | 1 | 1 | л/р | Беседа, доклады, лабораторная работа |
9. | Коллоидно-химические основы охраны окружающей среды. | 1 | 1 | – | Работа в группах, беседа, тестирование. |
Содержание программы
Тема 1. Введение в науку о коллоидах 2 ч.
Цели и задачи курса. Предмет коллоидной химии, её значение в современной
жизни. Понятия дисперсная система, дисперсная фаза, дисперсионная среда.
Классификация дисперсных систем по дисперсности, по агрегатному состоянию, по
межфазному взаимодействию, по структуре.
Демонстрационные опыты: получение и знакомство с простейшими дисперсными
системами.
Тема 2. Свойства дисперсных систем 4 ч.
Свойства дисперсных систем:
- молекулярно – кинетические: броуновское движение, диффузия, осмотическое давление, седиментация;
- электрические: электрокинетические явления, строение коллоидной частицы, двойной электрический слой;
- оптические: рассеяние и поглощение света.
Практическая работа: определение знака заряда коллоидных частиц методом капиллярного анализа.
Тема 3. Коагуляция коллоидов 2 ч.
Понятия коагуляция, порог коагуляции, взаимная коагуляция золей. Практическая работа: определение порога коагуляции золя Fe(OH)3.
Тема 4. Методы получения коллоидных систем 5 ч.
Методы получения коллоидов:
- дисперсионные: механическое диспергирование, электрическое диспергирование, ультразвук, пептизация;
- конденсационные: физическая и химическая конденсация;
- получение золей металлов химическими реакциями.
Практические работы:
- получение золей металлов методами химической конденсации и пептизации;
- получение лиофильных золей и некоторые их свойства;
- значение концентраций реагирующих веществ для получения коллоидных растворов.
Тема 5. Методы очистки коллоидных систем 1 ч.
Методы очистки систем: диализ, электродиализ, ультрафильтрация.
Тема 6. Высокомолекулярные соединения 1 ч.
Общие представления о ВМС: свойства, набухание и высаливание. Практическая работа: свойства некоторых ВМС (белка, крахмала, полиэтилена).
Тема 7. Студни или гели 1 ч.
Классификация студней и методы их получения. Физические и химические процессы в студнях.
Лабораторная работа: получение некоторых студней (желатин, крахмал, клей, тесто)
Тема 8. Эмульсии, пены, аэрозоли 1 ч.
Общие свойства эмульсий. Получение эмульсий и их разрушение. Пены и аэрозоли. Практическое значение эмульсий, пен и аэрозолей.
Лабораторная работа: получение эмульсий, определение витаминов в жирах (витамин А в подсолнечном масле, витамин D в рыбьем жире)
Тема 9. Коллоидно – химические основы охраны окружающей среды 1 ч.
Влияние дисперсных систем на загрязнение окружающей среды. Итоговое тестирование.
Список литературы.
Для учителя:
- Агафонова Е.И. и др. Практикум по физической и коллоидной химии.– М.:Высшая школа, 1985.
- Балезин С.А., Ерофеев Б.В., Подобаев Н.И. Основы физической и коллоидной химии. – М.: Просвещение, 1970.
- Богдановский Г.А. Химическая экологоия. – М.:МГУ, 1994.
- Воюцкий С. С. Курс коллоидной химии. – М. :Химия, 1976.
- Думанский А.В. Учение о коллоидах. – М.:Госхимиздат, 1948.
- Захарченко В.Н. Коллоидная химия. – М.: Ввсшая школа,1974.
- Лукьянов А.Б. Физическая и коллоидная химия. – Л.: Химия, 1974.
- Фридрихсберг Д.А. Курс коллоидной химии. – Л. :Химия, 1974.
- Хмельницкий Р.А. Физическая и коллоидная химия. – М.: Высшая школа, 1988.
- Щукин Е.Д., Перцов А.В. Коллоидная химия. 0 М.: МГХ,1982.
Для ученика:
- Агафонова Е.И. и др. Практикум по физической и коллоидной химии. – М. .Высшая школа, 1985.
- Богдановский Г.А. Химическая экологоия. – М.:МГУ, 1994.
- Воюцкий С.С. Курс коллоидной химии. – М.:Химия, 1976.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. – М.: Дрофа, 2002.
- Фридрихсберг Д.А. Курс коллоидной химии. 0 Л. .Химия, 1974.
- Щукин Е.Д., Перцов А.В. Коллоидная химия. – М.: МГХ, 1982.