Урок-путешествие по курсу "Окружающий мир" по теме "Где живут белые медведи?"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Где живут белые медведи? (Приложение 1 – Атрибуты урока)

Цели урока.

1. Формировать у обучающихся представления о разнообразии природы Земли.

  1. Познакомить детей с холодными районами Земли, их обитателями.
  2. Учить приёмам работы с глобусом.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру школьников.

План урока

I. Создание атмосферы психологического комфорта

II. Актуализация знаний учащихся и мотивация получения новых

  • Создание ситуации успеха

III. Динамическая пауза №1

IV. Возникновение ситуации интеллектуального конфликта.

  • Игра-путешествие
  • Беседа “Медведь в зоопарке”
  • Международная Красная книга России
  • Динамическая пауза №2
  • Работа по учебнику

V. Фиксация проблемного места в знаково-графической форме. (Применение знаний)

  • Самостоятельная работа в группах

VI. Обобщение. Итоги урока. Рефлексия.

Ход урока

I. Создание атмосферы психологического комфорта

Слайд 1 (Презентация. Приложение 2)

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте всем успехов. Я желаю вам хорошо потрудиться, при этом относитесь друг к другу всегда по доброму, работайте, мыслите красиво. Не зря народная мудрость гласит: “Где красота – там доброта”.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре…

Дети:

…Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

II. Актуализация знаний учащихся и мотивация получения новых

1. Создание ситуации успеха

Учитель: Сегодня на уроке речь пойдёт о животном, хорошо знакомом каждому из вас.

О каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Ученик:

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Учитель: Правильно, это медведь. Что вы знаете об этом животном?

(Ответы детей)

Учитель: Какие виды медведей вам знакомы?

(Ответы детей)

Учитель: Чтобы пополнить ваш багаж знаний, ребята расскажут вам о некоторых видах медведей.

Сообщения.

Слайд 2, 3 (изображение бурого медведя)

1. Медведи – это мохнатые тяжеловесы среди хищников. В лесах России и Башкортостана обитают бурые медведи. Основная их пища – фрукты, ягоды, орехи, жёлуди. Но, как и все хищники, едят и рыбу, и птичьи яйца, и мелких животных. А ещё медведи очень любят мёд.

Слайд 4 (изображение медведя-гризли)

2. В лесах Канады обитает огромный медведь – гризли. Он достигает высоты 3 метров. Огромные когти этого медведя являются страшным оружием. Это очень смышленое животное. Как и все медведи, гризли – всеяден, питается ягодами, корнями растений, рыбой, мясом.

Слайд 5 (изображение гималайского медведя)

3. У гималайского медведя чёрный шёлковый мех, большие мохнатые уши и белая отметина на груди. Он хорошо лазает по деревьям, ест муравьёв, плоды и часто отдыхает на ветвях.

Слайд 6 (изображение очкового медведя)

4. Перед вами очковый медведь, который получил это название за жёлтые круги вокруг глаз. Сейчас он обитает только на склонах Южной Америки. Живёт в гнёздах, которые сооружает на деревьях. Питается побегами пальмы.

Слайд 7, 8 (изображение панды)

5. Самый скромный медведь – большая панда. Очень робкое и редкое животное. Живёт в горах Китая и питается побегами бамбука. Им требуется много корма, поэтому большую часть жизни панды проводят за едой.

Учитель: Спасибо! Но на этом не заканчивается разнообразие медведей. Существует ещё много видов – это и уссурийский медведь, и медведь-трубач, и барибалы, и другие виды.

Но более подробно мы будем говорить о медведе, у которого густая белая шерсть, он живёт среди снегов и льда и ныряет в холодную воду. Догадались, кто это?

(Ответы детей)

III. Динамическая пауза №1

Слайд 9

Топай, мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Покружились и садись.

IV. Возникновение ситуации интеллектуального конфликта

1. Игра-путешествие

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие – в гости к белому медведю.

Слайд 10 (изображение белого медведя)

А нашими помощниками в пути будут Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.

Слайд 11 (изображение муравья и черепахи)

Учитель: Вопросику стало интересно узнать, где живут эти животные?

Слайд 11 (появляется вопрос)

Кто знает?

(Ответы детей, заслушивается несколько вариантов)

Учитель: Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы разделимся на две группы и отправимся в разные районы Земли. Как вы думаете, что понадобится в путешествии туда, где очень холодно?

Дети: Шапки, варежки, лыжи…

Учитель: Ну, тогда давайте одеваться!

(Учитель и дети надевают бейсболки и лёгкие шарфики).

Учитель: Итак, в путь!

(Показ на глобусе сопровождается изображениями на слайдах)

На Земле есть царство вечной зимы, снегов и льда. У Северного полюса лежит ледяная страна Арктика, хозяин этих мест – белый медведь, ведь по гречески “арктос” значит “медведь”.

Слайд 12 (Северный полюс)

У Южного полюса лежит другая ледяная страна – Антарктика. Это слово значит “напротив Арктики”. Антарктика более холодная и безжизненная. Здесь по вечным снегам неторопливо ковыляют пингвины. А вот белых медведей в Антарктиде нет.

Слайд 12 (Южный полюс)

Белый медведь – самый крупный хищный зверь на Земле. Эта громадина свита из “железных” мышц, укрыта толстым слоем жира или чуть золотистым густым тёплым мехом. Даже ступни защищены от холода тёплой шерстью.

Далее беседа сопровождается показом слайдов

Слайды 1 18

Учитель: Как вы думаете, зачем медведю нужна такая “шуба”?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно, даже самый сильный мороз ему не страшен.

Длина туловища белого медведя около 3 метров, а его вес в среднем – 500кг.

Белый медведь прекрасно ныряет, обладает острым зрением, тонким слухом и прекрасным обонянием. Он может учуять добычу за 5-7км, а также сквозь толстый слой снега.

Учитель: А что вам известно о том, чем питается белый медведь ?

(Ответы детей)

Учитель: Да, действительно, основная добыча зверя – тюлени, но изредка он промышляет нарвалами, белухами и даже моржами, не отказываясь от рыбы. Белый медведь ловкий охотник. Белоснежная шкура делает его невидимым на белом снегу, а вот чёрный нос и глаза могут его выдать.

Учитель: Что же он для этого предпринимает?

(Ответы детей)

Учитель: Молодцы! И в самом деле, он распластывается на снегу и ползёт, прикрывая нос и глаза лапой.

А на тюленей он охотится так: (Иллюстрации на доске).

Весной, когда лёд начинает подтаивать и ломаться, он подбирается к тюленю как можно ближе, едва высунув нос над водой. А, подплыв совсем близко, ныряет и плывёт под льдиной, затем так сильно поднимает её, что, находившиеся на ней тюлени, соскальзывают в воду. И тогда медведь убивает их одним ударом своих мощных лап.

Учитель: А поздней осенью мама-медведица забирается в вырытую в снежных заносах берлогу. В середине зимы у неё рождаются медвежата, маленькие, беспомощные. На улице лютый мороз, а в снежной пещере тепло и уютно. До весны, пока малыши не подрастут, медведица не выходит с ними из своего укрытия. С мамой медвежата не расстаются до 2-х лет.

И было бы у белых медведей всё прекрасно, если бы не браконьеры.

Учитель: Вы знаете, кто такие браконьеры?

(Ответы детей)

2. Беседа “Медведь в зоопарке”

Учитель: Браконьер – это человек, который занимается браконьерством.

Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом, а также заниматься недозволенной порубкой леса.

Учитель: А что они делают с пойманными животными?

(Ответы детей)

Слайды 19, 20

3. Международная Красная книга России

Учитель: Чтобы сохранить этот вид медведей, его давно уже занесли в Международную Красную Книгу, и он охраняется всеми государствами, где обитает.

Красная книга – это книга, куда занесены все редкие и исчезающие виды животных, охота на которых запрещена!

Эта книга служит постоянным напоминанием о том, что беречь природу, охранять её богатства, заботиться о сохранности всего живого – долг каждого человека.

(Показ Красной Книги)

4. Динамическая пауза №2

Слайд 21

Мишка-шалунишка

Медведица-мамаша кормила сына кашей.
Мишка кашу не любил, меду ложечку просил.
Пошалить решил сынишка – вылил кашу на штанишки.
Мама хитрость поняла: - Вылезай из-за стола!
Вот тебе шлепок в дорогу, отправляйся спать в берлогу.
Хмурится и сердится белая медведица.

5. Работа по учебнику

Учитель: А сейчас мы будем работать в группах. Первая группа отправится на Северный полюс (учебник стр. 72), а вторая – на Южный полюс (учебник стр. 73)

Учитель: Вам необходимо внимательно рассмотреть рисунки, обсудить в группах увиденное и рассказать о том, что увидели по плану:

1. Где побывали?

2. Что увидели вокруг?

3. Какие животные и птицы вам встретились?

Слайд 22 (план ответа)

Даётся время для подготовки, затем выслушиваются рассказы обеих групп.

Учитель: Очень хорошо! Молодцы! Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос

(Вопрос крепится на доске возле Черепахи)

- Охотятся ли белые медведи на пингвинов? Почему?

Дети: Нет, потому что они живут в разных районах Земли.

V. Фиксация проблемного места в знаково-графической форме (Применение знаний)

1. Самостоятельная работа в группах

Закрепление изученного материала проходит по вопросам учителя с опорой на раздаточный материал.

Учитель: А теперь вспомните всё, о чём мы говорили на уроке и постарайтесь ответить на вопросы с помощью карточек.

(У каждой команды на партах коробочки с карточками. На заданный вопрос учителя дети находят правильный ответ среди картинок, вставляют их в прорези вокруг нарисованного белого медведя. Среди картинок находятся и неправильные ответы.)

Вопросы.

  1. В каком районе Земли живут белые медведи? (Арктика)
  2. Чем питается белый медведь? (Рыба, тюлень)
  3. Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет)
  4. В какое время года у медведей появляются медвежата? (Зима)
  5. Как называется книга, в которую занесён белый медведь, как редкий вид медведей? (Красная книга)
  6. На чём передвигаются по Арктике? (Лыжи, сани)

Ответы детей сверяются у доски по слайдам. Идёт обсуждение.

Слайд 23 (правильные ответы)

VI. Обобщение. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Молодцы! Благодаря дружной работе, вы смогли ответить на все поставленные вопросы.

- Что больше всего вам запомнилось?

- Довольны ли вы своей работой, почему?

- Муравью Вопросику и Мудрой Черепахе понравились ваши ответы и то, как вы работали сегодня на уроке.

- На этом наше путешествие подходит к концу. Всем спасибо за работу. Урок окончен.