На данном уроке использованы дополнительные источники:
- журнал «Педсовет», № 2 /2010г;
- журнал «Начальная школа», № 2 / 2010г;
- Т.Н.Максимова «Олимпиадные задания»: 3 – 4 классы. - М.: ВАКО, 2009. (Мастерская учителя).
- Учебное пособие для проведения Всероссийского урока чистой воды.- Алтайский край, 2009.
- А.Н.Захлебный « Книга для чтения по охране природы».- М.: Просвещение, 1986.
- материалы спецвыпуска «Бурлинская газета» (Живая природа), 2008 – 2010 гг.
- Интернет-ресурсы.
Оборудование урока:
- компьютер, медиапроектор, экран;
- презентации учителя и учащихся;
- глобус;
- физическая карта России;
- физическая карта Алтайского края;
- дидактический материал (карточки, схемы, шифр);
- выставка литературных источников по теме урока;
- сигнальные карточки.
Тема раздела: «Родной край – часть большой страны»
Тема урока: « Водоёмы нашего района»
Цели урока:
- сформировать представления учащихся о водоёмах Бурлинского района;
- расширить знания детей о реках и озёрах Бурлинской водной системы;
- работать над понятиями «естественные» и «искусственные» водоёмы;
- ознакомить со значением водоёмов и их охраной;
- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
- развивать навыки работы с картой, глобусом, компьютером.
Ход урока
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. Оргмомент. Игра – приветствие «Друзья!» (эмоциональный настрой на работу в группе) |
3 мин |
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и начнём наш урок. |
«Добрый день, мой милый друг, |
Распределены на 3 группы:
|
(1) |
- Большую часть урока мы будем работать в группах. - Какие правила помогут нам работать успешно? |
- уважать друг друга; не шуметь; быть внимательными; помогать друг другу. Обсуждение и выбор лидера. |
||
(2) |
- Обсудите, кому вы доверите быть лидером вашей группы. - Обоснуйте ваш выбор лидера. |
- Мы доверяем быть лидером нашей группы (фамилия, имя), потому что... |
||
2. Проверка знаний, умений, навыков. Тестовая работа. |
4 мин |
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по разделу: «Родной край – часть большой страны» (слайд №1). Приложение №2. - Предлагаю вам выполнить тестовые задания. |
-Чтение и выполнение тестовых заданий. - Проверка: Один читает задание, другой отвечает. Две другие группы слушают, проверяют, оценивают ответ с помощью сигнальных карточек. |
Приложение №1 (тесты). Сигнальные карточки (красная – оценка 5, зелёная – 4, жёлтая – 3) |
(1) |
- Определить, кому в группе вы доверите отвечать на вопросы. - Заслушиваю ответы, даю словесную оценку. |
|
||
(3) |
= Итак, мы повторили материал о нашей стране, о нашем крае, о нашем районе. |
|
||
3. Целеполагание. |
2мин |
- Послушайте стихотворение. Обсудите в группе, что мы сможем узнать на уроке (слайд №2-№3). - «Сегодня мы отправимся туда, Молодцы! Я тоже при подготовке к нашему уроку определила основные цели и задачи. И вижу, что вы думаете так же, как и я. |
Обсуждение в группе. Предложения от групп. - Что такое вода? - Какие бывают водоёмы? - Узнаем о нашем крае, о районе. - Для чего нужна вода? - Как надо охранять воду?... |
|
|
|
-Давайте ещё раз прочитаем, чему мы будем на уроке учиться. (слайд № 4) |
Чтение целей и задач урока. |
|
4. Определение темы урока. |
2мин |
- Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо расшифровать предложенное слово. Тема урока: (слайд №5) «Водоёмы нашего района» |
- Расшифровка слова с помощью шифра. 1 гр.- водоёмы 2 гр.- нашего 3 гр.- района |
Шифр. Зашифрованное слово. |
5. Объяснение темы урока. |
6мин |
- В жизни каждого человека происходит много событий. Все они как бы собраны в цепочку, составляют жизнеописание каждого из нас. У нашего района тоже есть своя история. |
|
Презентация «История района», «Природно-климатические условия» |
|
|
- Давайте послушаем сообщения, которые подготовили 1 и 2 группа. |
1гр.- историческая справка о районе 2гр.- природно-климатические условия, наши озёра и река Бурла |
|
6. Работа над новой темой: - беседа; |
10мин (1) |
1. Что мы называем водоёмами? (слайд № 6) - Определение водоёма (слайд №6) 2. Какие водоёмы вы знаете? (слайд №7) |
Ответы групп. Ответы групп. |
|
-практическая работа; |
(2) |
- Расположите названия водоёмов:
|
Выполняют задание на столе. Зачитывают. Взаимопроверка. |
Карточки с названиями водоёмов. |
- беседа; |
(1) |
- Какие водоёмы расположены на территории нашего района? (слайд №9) - Проверка на слайде. |
Ответы учащихся. |
|
- практическая работа; |
(4) |
-На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по происхождению? (слайд №10) - Какие водоёмы называются естественными, а какие –искусственными? (слайд №11) - Составьте пары водоёмов: 1 гр. - ест. + ест. 2 гр.- иск. + иск. 3 гр. - ест. + иск. Заслушиваем. Взаимопроверка. |
Естественные и искусственные. Естественные - водоёмы созданные природой. |
Карточки с названиями водоёмов. |
- практическая работа |
(2) |
- Кому в природе нужна вода? -Заполните схему «Как используется вода в повседневной жизни?» - Обратите внимание на картинки «Вода нужна всем», есть ли на них дополнение к вашим ответам? |
- Человеку, растениям, животным. Заполняют схему, обсуждают в группе. Ответы учащихся:
|
Пособие «Урок чистой воды». 2 плаката «Вода нужна всем». Заполнение кластера. |
Физминутка |
2 мин |
Игра «Вода – не вода» 1. Если слово обозначает воду в разных её проявлениях – надо поднять обе руки. 2. Если слово имеет отношение к воде, но само водой не является – руки на пояс. 3. Если слово не связано с водой – похлопайте. |
Слова для физминутки: - Озеро, камень, река, карась, океан, кит, дождь, щука, дерево, дом, ручей, стол, стул, море, человек, снег, волк, речка, тигр, болото, книга. Выполнение физминутки. |
|
6. Проблемное задание. |
3 мин |
-Нужно ли охранять водоёмы? -Рассмотрите знаки в рабочей тетради на с. 51 и запишите, какие экологические проблемы выражены этими знаками: 1 гр.- 1 знак; 2 гр. – 2 знак; 3 гр. – 4 знак. (слайд № 12) (слайд №13) |
Ответы групп. - Обсуждение и запись экологических проблем. - Знаете ли вы, что… |
Рабочая тетрадь. |
7. Творческое задание. |
2 мин |
- Предлагаю составить памятку «Правила поведения на водоёмах», в соответствии с вашей экологической проблемой. (слайд №14) |
Ответы групп. Составление правил для памятки. Ответы групп. |
|
8. Домашнее задание. |
2мин |
Обязательно для всех: С. 155-158 в учебнике, прочитать и ответить на вопросы «Проверь себя». Т. С.51, № 5 (составить схему о значении водоёмов). Напишите мини-сочинение, нарисуйте рисунки на тему «Берегите водоёмы!» |
Запись Д/З. |
|
9.Об экологии в районе (сообщение) |
2 мин |
- Ребята из группы экологов приготовили небольшую презентацию о состоянии природы в нашем районе сегодня. - Современный человек обязан быть экологически грамотным. Необходимо донести до каждого человека мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит жизнь на Земле. И наша задача – сберечь природу. Всё начинается с малого. И в наших силах следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем селе, в нашем районе был порядок. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. (слайд № 15) |
Презентация «Богатство природы» Чтение стихотворения «Ты береги…» |
|
10. Подведение итогов работы на уроке. |
2 мин |
(слайд № 4) - Давайте подведём итог нашей работы на уроке. |
Перечитывают цели и задачи. |
|
- Прочитайте и скажите, справились ли мы с поставленными целями и задачами урока? |
Ответы групп. |
|||
Попробуйте дать оценку своей работы на уроке. Покажите карточку с той оценкой, которую вы себе поставите. Благодарю всех за отличную работу. |
Показывают карточки – оценки. |
|||
- Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоклип о наших водоёмах. |
Просмотр видеоклипа о водоёмах Бурлинского района Алтайского края |
Видеоклип |