При решении широкого класса задач с параметром довольно часто оказывается полезным графический метод.
Напомним суть этого метода. Рассмотрим сначала уравнение с одной переменной . В системе координат (хОу) строят график функции и находят абсциссы точек пересечения графика с осью (Ох). Эти абсциссы и являются корнями данного уравнения. Часто для решения уравнения его заменяют равносильным , затем строят графики функций и , находят абсциссы точек пересечения построенных графиков.
Решение задач с параметром графическим методом имеет ряд особенностей. Оно основано на нахождении всех точек данной плоскости, координаты которых удовлетворяют заданному в условии задачи соотношению. При этом используются различные системы координат: (хОу), (хОа), (аОх) (для уравнений, неравенств с переменной х и параметром а, а также их систем и совокупностей). Их выбор обусловлен особенностями задачи, простотой построения графиков и т.д.
Например, уравнение при его решении графическим методом удобно рассматривать как уравнение с двумя переменными х и а.
Определение. Пусть дано уравнение с двумя переменными . Если все его решения изобразить точками на координатной плоскости, то получится некоторое множество точек плоскости, которое называется графиком уравнения .
При аналитическом решении такого уравнения с двумя переменными, пользуясь свойствами уравнений, одну переменную выражают через другую. Общее решение этого уравнения имеет вид или .
Рассмотрим линейное уравнение . Выразим y через х:
, . - общее решение уравнения.
В системе координат (хОу) графиком уравнения является прямая. (Рис. 1).
Координаты всех точек этой прямой являются решениями уравнения .
Например, при ; при .
(3; 0), (0; - 4) - решения данного уравнения.
А теперь в уравнении выразим х через у. , .
- общее решение уравнения.
В системе координат (уОх) графиком уравнения также является прямая. (Рис. 2).
При ; при .
Используя формулы (1) и (2), мы получим одни и те же пары значений х и у, т.е. одни и те же решения уравнения :
Рассмотрим теперь уравнение с переменной х и параметром а. Это уравнение также является уравнением с двумя переменными.
Выразим х через а: . В системе координат (аОх) графиком уравнения является прямая (рис. 3). Здесь переменная х является линейной функцией параметра а.
График функции является графической иллюстрацией ответа: для любого значения параметра а .
При решении целого ряда задач с параметром бывает полезным выразить параметр через переменную. Из уравнения получим: . Построим график этого уравнения в системе координат (хОа) (рис. 4). В данном случае параметр а является линейной функцией переменной х.
Ответим на вопрос: “При каких значениях параметра а корни уравнения принадлежат отрезку [1; 3]”?
Используем графики функций или . (Рис. 3, 4).
(если , то ; если , то ).
А теперь построим семейство графиков функции в системе координат (хОу) (они параллельны прямой , где ). (Рис. 5).
Решениями уравнения являются абсциссы точек пересечения с осью Ох графиков функции при заданных значениях параметра а. Если , то ; если , то . Общее решение уравнения : .
Рассмотрим примеры решения задач с параметром графическим методом.
№ 1. Сколько корней в зависимости от а имеет уравнение ?
1 способ решения.
Перепишем уравнение в виде . Решим его в системе координат (хОу). Для этого построим графики функций и (семейство прямых, параллельных оси х). (Рис. 6).
Ответ: Если , то уравнение имеет два корня; если , то уравнение имеет один корень; если , то корней нет.
2 способ. Аналогично данное уравнение решается в системе координат (хОа). Для этого выразим параметр а через переменную х: . (Рис. 7).
Записывая ответ, поставим в соответствие каждому фиксированному значению параметра а значение искомой величины х. Для этого график функции “рассекается” горизонтальными прямыми.
Ответ тот же.
3 способ. Вновь обратимся к координатной плоскости (хОу). Построим семейство парабол, заданных уравнением , и, в зависимости от параметра а, определим количество точек пересечения парабол с осью Ох (её уравнение ). (Рис. 8).
Определим координаты вершин этих парабол: , .
Уравнение имеет один корень, если , т.е. . Если , т.е. , то корней нет; если , т.е. , то уравнение имеет два корня.
Замечание. Решив данное уравнение аналитически, можно получить графическую интерпретацию ответа в системе координат (аОх):
если , то ;
если , то ;
если , то решений нет. (Рис. 9).
№ 2. При каких значениях параметра а множество решений неравенства не содержит ни одного решения неравенства ?
Решение
Решим эту задачу графически в системе координат (аОх). (Рис. 10).
Неравенству удовлетворяют координаты точек, принадлежащих выделенным частям плоскости (аОх).
Если , то ни одна точка полосы между прямыми и , включая точки этих прямых, не попадает в выделенные области.
Ответ: .
А теперь рассмотрим более сложный пример.
№3. Найдите сумму целых значений параметра, при которых уравнения и имеют корни, причем число их корней одинаково.
Решение
Выразим параметр а из каждого уравнения.
1. .
ООУ:
Пусть . Тогда - неверное равенство. Значит, не является корнем данного уравнения. Разделим обе части на : .
Рассмотрим функцию . (1)
Исследуем функцию с помощью производной и построим её график в системе координат (хОа).
.
Критические точки: , .
Знаки производной и экстремумы:
; .
; ; ;
; .
График функции симметричен графику функции относительно оси х. (Рис. 14).
2. (2).
ООУ:
2.1. Пусть . Тогда .
2.2. Пусть . Тогда .
2.3. Пусть .
. Критическая точка: .
; ; ; .
; .
2.4. Пусть .
. Критическая точка: .
; ; ; ;
; ; .
; ; ; .
График функции также изображён на рисунке. (Рис. 14).
Используя построенные в системе координат (хОа) графики функций (1) и (2), найдём такие значения параметра а, при которых уравнения имеют корни, причём их число одинаково. Это означает, что горизонтальные прямые должны пересекать графики функций в одинаковом количестве точек.
Так как при первое уравнение не имеет корней, то рассмотрим . Второе уравнение имеет корни при любом значении параметра а. Условию задачи удовлетворяют и . Найдём сумму целых значений а, принадлежащих этим интервалам:
(- 17) + (- 16) + (- 15) + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 = - 23.
Ответ: - 23.
Таким образом, графический метод обладает целым рядом преимуществ перед аналитическим: он более нагляден и понятен в случаях, когда необходимо ответить на качественный вопрос или провести анализ множества решений. Однако следует помнить, что универсальных методов и приёмов, пригодных для любой математической задачи, не существует. Поэтому, приступая к анализу той или иной задачи, необходимо выбрать наиболее эффективный из возможных способов её решения.