Авторская разработка: наблюдение за рыбкой. "Здравствуй, рыбка золотая"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Вызвать радость от наблюдения за живым объектом. Способствовать развитию восприятия. Помочь детям осознать, что рыбка живая и нуждается в уходе и бережном отношении. Конкретизировать представление о внешнем виде рыбки (голова, плавники, хвост, глаза). Познакомить с некоторыми особенностями поведения (живёт в воде, плавает, при помощи плавника и хвостика).

Оснащение занятия. Ёмкости для воды, большая рыбка (игрушка), маленькие рыбки на каждого ребёнка, аквариум с живой рыбкой. Ватман, на котором нарисован аквариум без рыбок (2-3), рыбки из цветной бумаги на каждого ребёнка (3-4), кисточки, клей, салфетки.

Организация среды. Вместе с детьми гуляем по группе. Нахожу ведро с рыбкой (игрушкой). "Ребята кого я нашла?" (рыбку). Рыбка здоровается с детками, знакомиться. Рассматривая игрушку, дети показывают и называют голову, глаза, рот, хвост. Отмечают, Что рыбка плавает, а хвост помогает ей плавать. Художественное слово:

Рыбка, рыбка озарница
Рыбка плавает в водице
Глубоко ныряет
Хвостиком виляет.

Вместе с детьми поплавали "как рыбки", показали, как рыбка плавает, хвостиком виляет. Затем я обращаю внимание детей, что эта рыбка большая мама и у неё есть маленькие детки. 'Только вот они, спрятались от мамы и она их не может найти. Давайте поможем их найти". Дети находят рыбок, рассматривают их. Обращая внимание на то, что у маленькой рыбки тоже есть глаза, хвостик, плавники. Предлагаю детям отнести рыбок в воду, посмотреть, как они плавают, и поиграть сними. Дети играют с рыбками. Обращаю внимание детей, что это рыбки не живые, а игрушки. "А хотите посмотреть, как плавает настоящая рыбка? Посмотрите, какой красивый замок я приготовила для рыбки, пойдёмте подарим его рыбке".

Вместе с детьми подходим к аквариуму, опускаю замок в аквариум. Дети садятся вокруг аквариума на стульчики, я слежу, чтобы всем было видно и удобно. Затем даю возможность детям рассмотреть рыбку, высказаться о своих впечатлениях. Спрашиваю: "Дети чей это домик у меня на столе? Как он называется? Как называется наша рыбка? Как плавает рыбка? Покажете, как рыбка двигает хвостиком? Что есть у рыбки? Дима у тебя есть глазки? И у рыбки есть глазки. Что ещё у рыбки на головке? У Кати - ротик и рыбки ротик. У рыбки есть хвостик, а у Тани есть хвостик? Понаблюдайте, как смотрит глазками рыбка, как открывает рот. Вот он она поплыла на дно аквариума. Сейчас будем кормить её сухим кормом (показываю корм)". Высыпаю корм на воду, в кормушку и спрашиваю: "Что сейчас делает рыбка? Куда она плывёт? (Жду ответа детей) Зачем она поплыла к кормушке? (После паузы) Она хочет есть, поплыла, потому что увидела корм. Чем она увидела? (Пауза) Глазами увидела, что мы ей насыпали корм, вот и поплыла к нему. Смотрите, как она ест. Как она это делает? (Пауза) Открывает рот и хватает корм. Покажите, как она открывает рот. (Дети показывают). Молодцы!". Дети продолжают наблюдать за рыбкой. "Послушайте ребята, я вам расскажу о рыбке. Рыбка живая, она живёт в аквариуме. Плавает рыбка в воде. Называется она золотая, У рыбки красивые плавники, хвостик, она покрыта блестящей чешуёй. Впереди у рыбки голова, на ней есть глаза. Глазами рыбка видит всё вокруг себя так же, как и вы. Рыбка в аквариуме видит травку, кормушку, песок, камешки и вас. Рыбке в аквариуме просторно и светло. Она плавает туда-сюда, вверх-вниз. За рыбкой интересно наблюдать, можно наблюдать долго-долго. "Закончив рассказ, предлагаю детям наклеить рыбок, вырезанных из цветной бумаги, в пустой аквариум, нарисованный на ватмане.

Методы.

1. Наблюдение.

2. Художественное слово.

Приёмы.

1. Рассматривание игрушки.

2. Сюрпризный момент.

3. Рассматривание живого объекта.

4. Игры с водой.

5. Аппликация "Рыбки в аквариуме".