Интеллектуальная игра "Последний герой"

Разделы: Физика


Цели: показать чего достигли школьники, как они овладели знаниями и умениями предусмотренными программой, насколько этот теоретический и практический материл связан с жизнью, помочь учащимся выявить пробелы в знаниях, обобщить знания по темам “Тепловые явления” и “Электростатика” в игровой форме.

Совсем не обязательно высаживаться на необитаемый остров: можно отправиться в любое путешествие мысленно, попасть в разные ситуации. И с честью выйти из них. Сегодня мы попытаемся представить, какие испытания мог бы встретить первопроходец на необитаемом острове.

Мысленно перенесемся из школы №5 на затерянный в океане маленький остров. И посмотрим, сумеют ли 5 отважных героев с честью продержаться на этом острове без привычных удобств, смогут ли применить полученные на уроках физики знания для обустройства быта на этом небольшом участке суши?

Для того, чтобы объективно оценить каждого участника, и выявить лучшего из претендентов на звание “Последний герой”.

Мы пригласили компетентное жюри.

Представление членов жюри и участников игры.

Встречаем участников игры.

- Кто вы и почему решились на столь не обычный эксперимент? Что побудило вас принять участие в игре? Кто за вас болеет? На соседнем острове находятся родные и близкие конкурсантов. Связь с ними поддерживается через спутник. Игра идет в прямом эфире.

Они нас сейчас видят у своих экранов телевизоров.

Поприветствуем родителей, друзей, учителей и просто знакомых.

Внимание! Правила игры:

Вам предстоит исследовать остров, на котором когда-то жил Робинзон Крузо и найти его следы.

Каждый играет за себя. Помогать, подсказывать учащимся запрещается. Один раз каждый из вас может связаться со своим родственником, получить письмо из дома (подсказка в письменной форме). Очередность получения задания для участников на лепестках цветов.

На каждом этапе игры участникам предложат карточку с заданием. За определенное время (5 минут) нужно успеть ответить на вопрос. За правильное решение участник получает очко (орех). Тот, кто первым правильно ответит, дается защитный татем(искусственная пальма). После каждого конкурса один из участников игры выбывает. Кто это – решать самим игрокам на совете племени.

Пусть победит умнейший!

Между конкурсами проходит игра со зрителями.

Участники вы готовы?

Тогда добро пожаловать на остров. Объявляется посадка в самолет, вручается карточка с заданием.

1 задание одинаковое для всех. Кто первый доберется до острова, тот получит защитный татем.

1 тур “Посадка в самолет”

1. Около каждой физической величины напишите единицу её измерения.

а) внутренняя энергия

б) удельная теплоёмкость

в) количество теплоты

г) удельная теплота сгорания топлива.

2. Подчеркните примеры, где вода находится в твердом состоянии: иней, роса, туман, снег, ручей, лед.

3. Подумайте и скажите, что это?

а) вид теплопередачи, осуществляемый в вакууме

б) энергия, осуществляемая движением и взаимодействием молекул в теле

в) процесс, обратный плавлению

Игра со зрителями. Подведение итогов первого тура. Вручение тотема.

2 тур “Знакомство с островом”

Песня “Чунга-чанга”.

На доске карта, стрелками показан маршрут движения. Карточки с номерами 1,2,3,4,5 (на лепестках ромашки).

Карточка №1

Выйдя на берег, Робинзон почувствовал, что его ноги вязнут в глинистом грунте. Он прикладывал огромные усилия, чтобы вытащить их.

- Отчего это происходит? - спросил он себя.

Дайте и вы объяснение этому явлению.

Карточка №2

Взбираясь по склону, Робинзон схватился рукой за куст и сразу почувствовал, как несколько колючек вонзились в его руки. Куст оказался шиповником. “ Почему этот куст такой злой и колется?” - подумал Робинзон. Действительно почему?

Карточка №3

В центре озера Робинзон обнаружил небольшое озеро. Вода оказалась солёной. “Как из этой воды получить пресную?”. Приборов никаких нет, но есть пещера, где так холодно, что ночью вода замерзает. Что сделал Робинзон?

Карточка №4

Гуляя по острову Робинзон обнаружил на пальмах спелые бананы. Для того чтобы их достать нужна была лестница. Из обломков корабля, валявшихся на берегу, он изготовил лестницу, но верхнюю ступеньку заменил куском каната. Есть ли научное обоснование такого устройства лестницы?

Карточка №5

Гуляя по острову, Робинзон брал с собой полиэтиленовый пакет с запасом пресной воды; пакет он помещал в холщевый мешочек (рюкзак). Для чего?

Игра со зрителями. Подведение итогов второго тура. Вручение защитного тотема участнику, лучше других справившегося с заданием. Совет племени. Выбывший участник получает утешительный приз – банан.

Играет песня “остров невезения”.

3 тур “Быт Робинзона”

Карточка №1

Начало темнеть. Робинзон подумал: “ Хорошо бы разжечь костер”. Но тут же вспомнил: “Спичек-то нет”. Что придумал Робинзон для получения огня без спичек?

Карточка №2

Костер горел хорошо. Робинзон вдруг очень захотел горячего чая. Чайника не было. Он сорвал лист с какого-то растения, свернул его в кулек. Получился стакан.

Робинзон прислушался и услышал звук падающей воды. Он поспешил на этот звук и увидел водопад. Там он наполнил стаканчик водой.

“Как нагреть и вскипятить воду?” - задумал он себе вопрос и задумался.

Что придумал Робинзон?

Карточка №3

Робинзон приступил к строительству жилища. Ему просто необходим уровень - прибор для определения горизонтальной поверхности. Как изготовить такой прибор?

Карточка №4

Робинзон всегда заботился о чистой свежей одежде и следил за своим внешним видом даже на необитаемом острове. Из мыльницы он изготовил простейший пылесос. В дне одной из половинок мыльницы он проделал несколько пропилов шириной 5 мм, надел крышку (вторую половину) мыльницы- пылесос готов. Объяснить принцип работы такого пылесоса.

Подведение итогов 3 тура. Выбывший участник получает утешительный приз.

4 тур “Экспериментальный”

Карточка №1

Определить диаметр проволоки, или горошины

Оборудование: горох, проволока, линейка или лист в клеточку. Карандаш.

Карточка №2

Определить относительную влажность воздуха на острове при помощи 1 термометра, сосуда с водой, кусочка материи (вата)

Оборудование: термометр комнатный, сосуд с водой, таблица психометрическая, ватка.

Карточка №3

Измерить температуру жидкости в озере в оС. Перевести полученный результат в оF (по шкале Фаренгейта).

Оборудование: сосуд с водой, термометр лабораторный.

2 тур

Ответы

Карточка №1

При выдергивании ноги из вязкого грунта, благодаря тому, что грунт плотно облепляет ногу, под стопой создается разреженное пространство. Поэтому человек должен преодолевать не только сопротивление вязкой почвы, но и силу атмосферного воздуха.

Карточка №2

Колючки-шипы заострены и поэтому оказывают на руку большое давление, т.к площадь их опоры мала знаем формулу давления

Карточка №3

В центре острова Робинзон обнаружил озеро с соленой водой. Такую воду нужно заморозить так, чтобы лишь наверху остались кристаллики льда. Кристаллики льда - это чистая замерзшая вод. Заморозить воду можно в пещере. (См.карту острова)

Карточка №4

Площадь соприкосновения веревки (каната) со столбом или пальмой больше, чем у ступеньки лестницы. Кроме этого канат ворсистый. Все это увеличивает силу трения.

Карточка №5

Полиэтиленовый пакет не прочен, рвется от нагрузки. Заключенный же в мешок из ткани, такой пакет может выдержать значительное давление, не разрываясь, т.к. не позволяет пленке сильно растянуться под действием веса жидкости: он “сдерживает” деформацию.

3 тур

Ответы

Карточка №1

Разжечь костер без спичек можно с помощью трения мха, ударов камней друг о друга. Из-за трения, внутренняя энергия тел увеличивается, тело нагревается, можно увидеть искры при резком удалее камней кремния. (Зажигалка)

Картачка №2

Костер горел хорошо Робинзон вдруг захотел горячего чая. Чайника не было. Он сорвал лист, сделал из него кулёчек, обмазал глиной и повесил над костром: в этой “кастрюльке” вода будет хорошо греться.

Пока вся вода не выкипит, листок не загорится. (Показать опыт с бумагой)

Карточка №3

Простейшим уровнем может служить поверхность воды, налить в любой сосуд, например выпиленный из глины.

(Показать прибор)

Карточка №4

Пластмассовый корпус мыльницы при трении об одежду электризуется, пыль и ткань тоже, но заряд противоположного знака.

Поэтому мыльница притягивает к себе пылинки; крупные же частицы соскабливаются неровностями краёв пропилов мыльницы при движении, и они соскальзывают в отверстия.. Закончив чистку, остается открыть мыльницу-пылесос, вытряхнуть содержимое и удались влажной тряпкой пыль с её внутренних поверхностей. (Электрометр, пластмассовая мыльницы с крышкой, ткань)

5 тур “Эрудит”

Конкурс проводит Робинзон Крузо

Робинзон переправил на берег решительно всё, что в состоянии перетащить пара человеческих рук, побывав на корабле 11 раз. В одном ящике оказались деньги, около 36фунтов частью европейской, частью бразильской серебряной и золотой монетой.

“… я улыбнулся при виде этих денег. “Ненужный хлам, - проговорил я - зачем ты мне теперь? Ты и того не стоишь, что бы нагнуться и поднять тебя с пола. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой нож. Мне не чего с тобой делать”.

Однако ж, поразмыслив, я стал раскладывать их по кучкам, приговаривая: “Эти монеты - для разжигания костра, эти монеты – врачи, эти - для изготовления посуды, эти - для рыбалки, эти – приборы”. А теперь вопросы эрудитам. За правильный ответ – 1 орех

Вопросы про монеты

1. Монету из какого металла можно использовать для разжигания костра?

(Серебряная имеет большую отражательную способность, из неё изготовить вогнутое зеркало. Этим зеркалом сфокусировать солнечные лучи и ими поджечь мох.

2. Из какого металла сделана монета- врач? Как она может лечить человека?

(Монета-врач - это серебряная. Такая монета, помещенная в воду, вступает в реакцию с ней и выделяет ионы серебра, которые убивают микробов. Такой водой хорошо полоскать горло. Монету можно приложить к месту ушиба. Благодаря большой теплопроводности, а она в 755 раз больше теплопроводности воды, серебро отводит тепло от ушибленного места.

3. Из какой монеты можно изготовить посуду?

(Серебро и золото - пластичные металлы, после нагрева и удара по ним камнем могут получиться ложки)

4. С помощью какой монеты и как можно ловить рыбу?

(Блесна - серебренная монета. Легко можно изготовить блесну, придав ей форму рыбки)

5. Какой математический прибор можно сделать из монеты?

(Транспортир - нацарапать градусы. Можно использовать для определения широты местности, на котором находиться остров, при условии, что он в северном полушарии. Для этого, с помощью транспортира, определяют угол между вертикально расположенной палкой, направленную на Полярную звезду, и горизонтом.)

6. Какие физические приборов можно сделать из нескольких монет?

(Маятник. Прибор-отвес определяет вертикальность стены) (Разновесы для весов)

Если победитель игры не определен можно задать дополнительные вопросы.

Дополнительные вопросы

Пофантазируем и представим, Что кроме монет Робинзон нашел в сундуках потерпевшего крушение корабля секундомер, несколько гвоздей и справочник по физике. Как могли пригодиться данные предметы в следующих ситуациях?

1. Была гроза. Робинзон с пятницей сидели в пищере, листая справочник по физике.

“Эпицентр грозы находиться в расстоянии около 1,5 км от нас там сверкают молнии” - сказал Робинзон посмотрев на часы.

Как он это определил?

2. Гуляя по берегу острова, Робинзон обнаружил несколько жестяных банок, в которых что-то булькало. “Наверное это сок”, - обрадовался Робинзон. Он проделал дырки в крышке. Утолил жажду и продолжил прогулку.

Сколько необходимо и где лучше всего сделать дырки?

3. На своём огороде Робинзон выращивал горох, фасоль и другие культуры. Дл ускорения варки бобов и некоторых круп, их предварительно на некоторое время нужно залить водой. Что при этом происходит с горохом или фасолью?

4. Робинзон заметил, что жидкий горячий компонент охлаждается быстрее, чем густой кисель, который долгое время остается горячим. Почему это происходит?

Ответы

  1. Увидев вспышку молнии, Робинзон по часам засёк время, а потом по часам определил момент, когда он услышал раскат грома. Зная, что молния и гром происходят одновременно, что свет распространяется очень быстро, скорость звука в воздухе при 200С примерно равна 343 м/с, и время за которое до него дошел звук грома, Робинзон рассчитал путь проеденный звуком. Он равен расстоянию до эпицентра грозы.
  2. Необходимы 2 дырки по диаметру крышки. В верхнюю дырочку будет поступать воздух, тогда в банке установиться, как и снаружи, атмосферное давление Сок под действием силы тяжести потечёт из нижнего отверстия. Если отверстия будет одно, то вытекания соку будет происходить периодически, так как периодически будет меняться давление в банке: оно то и будет равно, то атмосферному, то меньше его.
  3. Горох и фасоль размечаться, так как вода проник нет во внутрь. (Диффузия)
  4. Кисеей обладает большой вязкостью, чем компот, поэтому в киселе восходящее движение слоёв жидкости, затрудненно- конвекция проходит очень медленно. По этой причине остывание киселя происходит с поверхности, а далее только за счет теплопроводности, которая у жидкости не велика. В компоте же из-за конвекции тёплые слои постоянно поднимаются вверх, а остывая опускаются вниз – остывание происходит быстрее.

Подведение итогов игры.

Жюри объявляет победителя.

Звучит песня “Последний герой”.

Игра со зрителями

1. Кто написал книгу Робинзон Крузо? (Даниэль Дефо)

2. К каким берегам отправился Робинзон на корабле из Англии? (Отправился в Гвинею. К берегам Африки. Гвинейский вояж)

3. Кто из родственников Робинзона был выходцем из старинного рода, носившего фамилию Крейцнер? (Мать. Крейцнер - английская фамилия, переделанная в Крузо)

4. Почему Робинзон назвал своего слугу Пятницей? (В этот день недели Робинзон спас ему жизнь)

5. Как звали попугая Робинзона? (Попка)

6. Каких животных снял с корабля после крушения Робинзон? (2 кошек и собаку)

7. Сколько лет провел на острове Робинзон? (28 лет 2 месяца 19 дней)

Задание №2

На песке было слово состоящие из 9 букв, часть букв смыта водой. Отгадайте это слово, означающее из способов передачи теплоты.

.о..е.ц.. ( конвекция)

И букв входящих в слова день+потоп+остров+л составьте название процесса переноса энергии в следствии теплового движения и взаимодействия частиц тела. (Теплопроводность)

Назовите как можно больше физических терминов, начинающихся с “Т”. Выигрывает тот, кто назовет новый термин последним.

Когда и где можно наблюдать в природе теплопроводность, конвекцию, излучение? (Приведите по 1-2 примера)

Литература

1) В.И. Елькин “Оригинальные уроки физики приёмы обучения”.

Книга 1, стр. 34, 35, задачи о Робинзоне Крузо.

2) Д.Дефо “Робинзон Крузо”.