Цели:
- Обобщить представления детей о многообразии насекомых (леса, луга, водоёма);
- Развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых).
- Способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питание, размножение) с использованием моделей.
- Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
- Учить детей бережно относиться к насекомым, любоваться их красотой.
- Активировать познавательный интерес к природе.
- Развивать воображение, пластику.
- Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёма.
- Закреплять умения изображать животных по замыслу детей. При создании образов поощрять применение различных приёмов обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью и частично, создавая иллюзию передачи объёма).
- Развивать творческие способности детей, используя нетрадиционную форму работы с бумагой.
Словарь: экосистема, природное сообщество, орхидея, экзотический, смешанный, лиственный, хвойный, брюшко, маскироваться, луг, лес, водоём, толчемся, стрекочу, насекомые, барометр.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение сказок, рассказов, стихов, загадок о насекомых.
- Рассказывание детям о экосистемах, их жителях, растениях..
- Заучивание пословиц, поговорок, народных примет.
- Рисование, лепка, аппликация на тему «Насекомые»; изготовление насекомых из полосок.
- Проведение различных игр: «Дорисуй насекомое», «Узнай насекомого по тени».
- Изготовление ободков, силуэтов.
- Изготовление лужайки.
- Разучивание песен, танца, сценок.
Материал: костюм Феи Орхидеи, ободки насекомые, картина, магниты насекомых, карточки с изображением половинок насекомых, цветные карандаши, клей, шарики из гофрированной бумаги разных цветов, силуэты, салфетки, лужайка.
ХОД ДОСУГА
На стене картина с изображением леса, луга, водоёма. В зал входят дети с воспитателем, здороваются с гостями. В зал входит Фея Орхидея, здоровается с детьми, с гостями.
В-ль: Ребята, смотрите, кто это к нам в гости пришёл? Кто ты, прекрасная незнакомка?
Ф.О.: Я – Фея Орхидея!
В-ль: Орхидея (задумчиво), что-то знакомое. Дети, что такое орхидея?
Дети: Это красивый, экзотический, необычный цветок.
Ф.О.: Правильно. Молодцы! Я – Фея цветов.
В-ль: Фея, как ты к нам попала?
Фея Орхидея поёт песню:
Хоть поверьте, хоть проверьте,
Но, вчера приснилось мне,
Что в гостях я побывала
На неведомой земле.
И с тех пор, мне нет покоя –
Землю ту хочу узнать,
И прошу я вас, ребята,
Всё о ней мне рассказать.
В-ль: Да, Ф.О. наша Земля очень красивая, большая. Радуют глаз водоёмы, луга, леса. А чтобы подробнее всё узнать, мы попробуем об экосистемах тебе рассказать. Расскажем, ребята, нашей гостье?
Дети: Расскажем.
Ф.О.: Что такое экосистемы?
Дети: Это природное сообщество, где все живут вместе, все нужны друг другу.
Ф.О.: Спасибо, тогда я вас внимательно слушаю.
Дети с воспитателем подходят к картине. Звучат звуки леса.
В-ль: Ребята, звуки какой экосистемы мы слушали, и о чём сейчас будем с вами говорить?
Дети: О лесе.
Ф.О.: Что такое лес? (Удивлённо).
Дети: Лес – это дом, где много разных деревьев, животных, птиц, растений, насекомых. Они нужны друг другу!
В-ль: Верно, дети. А какой бывает лес?
Дети: Хвойный, смешанный, лиственный.
В-ль: Молодцы! Вот и расскажите нам о жителях экосистемы лес. Только никого не забудьте.
Дети называют, какие звери живут в лесу, каких лесных птиц они знают.
Ф.О.: А что это за горка такая, возвышенность? (Показывает на муравейник)
Дети: Это муравейник. Там живут муравьи. А ещё в лесу живут жуки, пауки, комары (прикрепляют на картину магниты с насекомыми).
В-ль: Молодцы! Скажите Фее Орхидее как, одним словом можно назвать их всех!
Дети: Насекомые!
Ф.О.: Кто такие насекомые? Я не понимаю…
Дети: Это животные, у них 6 ног, есть брюшко, голова, умеют маскироваться. Могут прыгать, летать, ползать, ходить.
Ф.О.: Ой, как интересно. А насекомые только в лесу живут?
Дети: Нет, не только в лесу. Насекомых много на лугу.
Ф.О.: На лугу? Что такое луг?
В-ль: А ты сначала послушай звуки луга, а потом тебе ребята всё расскажут.
Звучат звуки луга.
Ф.О.: Какие красивые звуки. Ребята, а на лугу тоже много деревьев.
Дети: Нет, луг – это открытое место, где много разных трав, цветов.
Ф.О.: Расскажите мне, пожалуйста, про цветы, про животных и птиц экосистемы луг. И, обязательно, про насекомых. Они такие интересные!
Дети называют и показывают цветы: мышиный горошек, колокольчик, василёк, ромашку, анютины глазки. Из животных: крот, мышь. Птицы: жаворонок, трясогузка, куропатка, перепёлка. Насекомые: кузнечик, бабочка, пчела, божья коровка, муравей (прикрепляют на картину магниты).
Ф.О.: Ребята, что это за голубое небо? (Указывает на водоём).
Дети: Это водоём. (Звучат звуки воды).
Водоём – это открытое место, где много воды. На водоёме тоже растут растения: камыш, лилия, кувшинка.
Ф.О.: А что и на водоёме живут и животные, и птицы, и насекомые?
Дети: Конечно, живут. Животные – это бобёр, выдра. Птицы – цапля, утки, лебеди, гуси. В воде много рыбы. И насекомые есть. Это жук-плавунец, водомерка, паук комар, стрекоза.
(Прикрепляют магниты).
Ф.О.: Ребята, вы столько много интересного мне рассказали, молодцы! Но зачем нужны лес, луг и водоём? Может быть без них можно обойтись?
Дети: Лес нужен для очистки воздуха,
строительства домов, отопления, делают посуду,
мебель, в лесу отдыхают, собирают лекарственные
травы.
– На лугу пчёлы собирают нектар для мёда,
лекарственные травы, заготавливают сено, пасут
домашних животных.
– Без воды нет жизни.
В-ль: Вот видишь, Фея Орхидея, сколько всего много интересного тебе дети рассказали. А ведь ребята могут и рисовать разных насекомых. Мы поиграем в игру «Дорисуй насекомое».
Дети подходят к столам, на которых лежат карточки с изображением половинок разных насекомых. Дети дорисовывают вторую половинку.
В-ль: Молодцы, ребята! Все справились с заданием.
Ф.О.: Спасибо, ребята, что вы не только так интересно рассказывали, но ещё и показали мне разных насекомых. Я столько всего многого узнала о разных экосистемах, точно в сказке побывала. Ребята, ведь я из сказочной страны. А вы знаете, что в сказочной стране есть волшебство?
Дети: Знаем!
Ф.О.: А хотите на некоторое время превратиться в разных насекомых. Хотите?
Дети: Хотим!
Фея Орхидея под музыку «превращает» детей (надевает ободки) в насекомых: кузнечика, бабочку, божью коровку, паука, стрекозу, муху, муравья, пчелу, комара.
В-ль: Все мои дети стали насекомыми, и все такие разные, кто вы, ребята?
Ф.О.: А отгадать, кем стали ребята, нам помогут загадки. Слушайте внимательно про кого я читаю загадку.
Дети отгадывают загадки и говорят о себе несколько предложений.
Загадки:
1. У этих жучков красные платьица в чёрный горох.
На растении оно обитает и вредных тлей уничтожает.
Ребёнок: Это я – божья коровка. Меня назвали так потому, что у меня на ножках выделяется молочко. Питаюсь тлёй. На зиму засыпаю. Яйца откладываю на листья.
2. Не птица, а с крыльями.
Над цветами порхает
Медок собирает.
Ребёнок: Это я – пчела. Мы трудолюбивые насекомые. Питаемся нектаром цветов, делаем мёд. На зиму засыпаем. Обитаем в ульях и дуплах. Размножаемся яйцами, их откладывает самка царица.
3. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Ребёнок: Это я – бабочка – Махаон. Нас много, мы все разные. Питаюсь нектаром цветов. У нас разная, красивая окраска. Размножаемся личинками.
4. Наткёт, напрядёт, сидит и добычу ждёт.
Ребёнок: Это я – паук. Мы умеем плести паутину. В неё попадают мелкие насекомые, мы их съедаем.
5. Над нами трепещут былинки
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло.
Ребёнок: Это я – стрекоза. Голубое коромысло. Нас очень много. Мы всё разные. Я живой вертолёт. Могу висеть в воздухе, питаюсь насекомыми, я их ловлю налету. Очень боюсь холода. Я яички откладываю в воду.
6. В лесу у пня суета, беготня
Народ рабочий, весь день хлопочет.
Ребёнок: Это я – муравей. Мы дружные насекомые. Мы плохо видим, но с помощью усиков, ощупываем все, что встречается на пути. Живу в муравейнике. Питаемся травинками, мёртвыми насекомыми. Осенью засыпаем до весны.
7. Чёрный, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Ребёнок: Это я – жук. Я умею летать. Питаюсь растениями, живу в кроне деревьев, там и зимую. Размножаюсь яичками, которые откладываю в землю.
8. С цветочка – на травинку,
С листочка – на былинку.
Отталкиваясь ножками,
Летает над дорожками.
Ребёнок: Это я – кузнечик. Я певчий кузнечик. Ещё бывают серые. Обитаем на лугах. Питаемся растениями и мелкими насекомыми. Можем сильно стрекотать.
9. Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
Ребёнок: Это я – муха. Быстро и легко летаю. Люблю тепло, живу рядом с человеком. Личинки поглощают гниющие отходы. Зимой засыпаю.
10. Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Ребёнок: Это я – комар. Любим тепло и сырость. Откладываем личинки в воду и нас становится много. На зиму засыпаем. Много врагов у нас – это жабы, птицы.
Дети-«насекомые» исполняют песню «Мы – помощники».
1. Мы – помощники природы
И хорошие друзья
На земле без насекомых
Обойтись никак нельзя.
2. Мы – природы санитары
Служим ей и день и ночь
Всем цветам, деревьям, травам
Рады мы всегда помочь.3. Берегите, не давите,
Если встретите в лесу!
Насекомые природе
Много пользы принесут.
Ф.О.: А вы знаете, что в народе насекомые – барометры, по их поведению люди предсказывают погоду.
В-ль: Это очень интересно!
Пчела: Мы к хорошей погоде рано просыпаемся и вылетаем из улья.
Комар: А мы толкёмся столбом.
Кузнечик: А я вечером сильно стрекочу.
Божья коровка: Я быстро слетаю с руки.
Муравьи: А мы к плохой погоде не спешим на работу и закрываем все ходы. А сегодня погода хорошая.
Стрекоза: Давайте повеселимся! Солнышко светит! Как хорошо!
Муха: Как вы глупы. Солнышко осенью только на минутку выглянуло. Сегодня же начнётся дождь, ветер, холод и нам придётся засыпать, пропадать.
Бабочка: Мы повеселимся, пока светит солнышко. А как наступит непогода, спрячемся в своих домиках.
Дети-«насекомые» танцуют танец «Осень, осень наступила».
На вступление «летают» по залу в разных направлениях. | |
1. Осень, осень наступила Листья осыпаются |
Обе руки поднять вправо, вниз, влево, вниз. |
Солнца нет, и потемнело, Дождик начинается. |
Руки поднять наверх, накрыть руками голову. |
Припев: Кап, кап – на дорожку | Присесть, встать. |
Кап, кап – на ладошку | Подставить ладошки |
Дождик землю поливай, | Повернуться вокруг себя |
Ну а нас не обижай. | Погрозить пальчиком в небо. |
2. Паучки, жучки и мошки Прячутся, скрываются И в далёкую дорожку Птицы собираются |
Уткнуться своей паре в плечо, машут крылышками. |
Припев: Кап, кап – на дорожку | Присесть, встать |
Кап, кап – на ладошку | «Погрозить» друг другу. |
Насекомым нужно спать | Зевнуть, потянуться, |
Хватит нам летать. | «Повесить» голову, заснуть. |
В-ль: Пожди, подожди, Фея Орхидея, а как же ребята, они, что так и останутся насекомыми?
Ф.О.: Нет, конечно же. Но сначала давайте споём все вместе песню «Красота земная».
1. Ни к чему обижать бабочку на ветке
Веселее в лесу от её расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами
И, поверьте, что жуки
И, поверьте, что жуки,
Вас не тронут сами.2. Если вам по душе красота земная
Берегите её устали не зная
Непременно тогда станем мы друзьями
А про бабочек, жуков, паучков и мотыльков
Пойте вместе с нами.
Ф.О.: А теперь я вас расколдовываю и превращаю опять в детей. (Расколдовывает). Ну, что ж, теперь мне действительно пора.
В-ль: Не торопись, Фея Орхидея, мы хотим подарить тебе подарок. Вот на эту маленькую полянку дети посадят сделанных своими руками насекомых, и ты возьмёшь их с собой в свою волшебную, сказочную страну, и будешь вспоминать наше путешествие.
Ф.О.: Хорошо, это было бы просто замечательно. А я увижу, как ребята это будут делать.
В-ль: Конечно.
Дети подходят к столам и делают аппликацию. Насекомых делают так: силуэт насекомого обклеивается бумажными шариками, соответствующего цвета, ножки и усики приклеивают из гофрированной бумаги. Затем дети свои поделки располагают на полянке и дарят её Фее Орхидее.