Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Результаты многочисленных исследований констатируют в настоящее время, что большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи в этом возрасте, которые имеют различную структуру и степень выраженности.

Причин этому много, как объективных, так и субъективных:

  • Суровые климатические условия Крайнего Севера.
  • Экологически неблагоприятная обстановка НПР.
  • Ухудшение социальной обстановки, что приводит к существенным изменениям не только физического, социального, но и психического здоровья учащихся.
  • Высокая заболеваемость новорожденных детей, связанная с неблагополучным течением беременности и родов.
  • Учащение случаев алкогольной и наркотической зависимости.
  • Большие очереди на посещение детского сада.

Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельным. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо.

У многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.
В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и пескотерапия.

Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют какую-то форму, но так же легко могут и рассыпаться от легкого прикосновения, словно напоминая, что ничего нет вечного, все течет и меняется.

Основные принципы игр на песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. (Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.)

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур – зависит от возраста ребенка. (Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.)
3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот).

Пять шагов организации игрового процесса

  • Первый шаг– демонстрация песочницы («Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете, создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».)
  • Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».)
  • Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке

Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

  • Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
  • Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.

(Завершая работу в песочнице, учащиеся разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности. Например,

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!)

Игры на развитие тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации и ловкости.

Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому занятия лучше начинать с развития именно этого вида чувствительности.

Отпечатки ваших рук. На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

  • “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
  • “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
  • “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком).
  • далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
  • “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх–вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
  • Предложите ребенку, а еще лучше – двум детям (вдвоем можно соревноваться), пробежать двумя пальчиками  мимо нескольких песчаных горок или куличей, расположенных на одной линии на расстоянии 4-5 сантиметров друг от друга. При этом объясните ему, что надо не только быстро пробежать по зигзагообразной трассе, но и постараться не разрушить эти горки. Можно постепенно усложнять задание, добавляя к нему новые элементы.

Автогонки.  Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Еще лучше, если на трассе будут поставлены флажки (палочки), которые юному гонщику надо постараться не сбить во время движения.

По камешкам. Для этого упражнения используются плоские речные камешки. Расположите их на некотором расстоянии друг от друга. Предложите ребенку перебраться пальчиками правой руки, а затем левой руки по камешкам от старта к финишу, через реку или по кочкам через болото. Дотягиваться пальчиками от одного камешка к другому, как бы шагая, ребенок должен не оступиться, чтобы не угодить в «воду». Можно написать в них буквы какого-нибудь слова, например имя ребенка (если ребенок уже знает буквы). Чтобы прийти к финишу, ребенок должен будет пройти по всем буквам по порядку.

Кому повезет. (Игра для нескольких игроков). Ребенок-водящий берет по одной вещи у всех играющих и прячет их в кучки песка, так чтобы в одной было две вещи, в другой – одна, а в третьей – ни одной. Спрятав предметы, водящий предлагает остальным поискать их. Тот, кому достанется пара – выигрывает. Выигравший сам становится водящим.

Секрет. (Игра для детей с 5 лет) Для игры понадобится стеклышко или кусочек прозрачного пластика не меньше чем 10 см2 (он может быть даже неправильной формы). В песке делается углубление. В нем ребенок раскладывает листья и мелкие цветочки, а затем накрывает их сверху стеклышком. Затем композиция засыпается песком, и секрет готов. Осторожно расчистив пальцами песок, любой желающий может посмотреть на цветочную композицию, сделанную юным флористом. Можно предложить детям побыть археологами.

Выкладываем и печатаем на песке. Создавать изображения, а также украшать свои постройки или «выпечные изделия» из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек, шишек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например самолета, солнышка, цветка или целую картину с домиком, дорожками и деревьями. Поначалу взрослый  может рисовать на песке палочкой контур предмета,  а ребенок  будет выкладывать по нему изображение. Затем сам начнет придумывать сюжеты для своих картин. На песке можно создавать изображения методом печатания. Чтобы выдавливать их на песке контурные или объемные изображения, нужно сначала с помощью лопатки, дощечки или ладоней разровнять влажный песок, подготовив таким образом гладкую поверхность. А дальше, слегка вжимая в песок формочки, а затем осторожно их снимая, отпечатывать на нем разные изображения. Для печатания можно использовать формы без дна, которые применяют кулинары для вырезания из теста печенья разной конфигурации

Что же спрятано в песке? Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – “сапера”, откопать “мину”, не дотрагиваясь до нее.
“Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.
Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.
Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и на ощупь узнавать: что или кто это? (Вариация игры “Чудесный мешочек”) и т.п.

Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. Например:

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.
Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...
Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.
Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!..»

Вылепи отгадку на загадку.

Если отгадал загадку,
Вслух сказать не торопясь.
Ты, используя разгадку,
За задание берись
Кто колдует; заклинает;
В ступе по ночам летает?
У избы на курьих ножках
Кто хозяйка? (Бабка Ёжка)

* * *

Спрятал кто иглу в яйце,
А яйцо хранит в ларце?
Кто всех злее и тощей?
Кто не верит всем? (Кощей)

Отгадал, не называй,
Вылепи (выкопай) и прочитай.  И т.д.

Необходимо подготовить гладкую поверхность на влажном песке также, как и для печатания, и приступайте к рисованию. Рисовать на песке можно прутиком, тонкой палочкой или просто пальцем.

Дорожка. Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну, примерно в 10-15 см от первой. Скажите ему, что это дорожка для машинки или ручеек для кораблика. Главное условие при проведении параллельной линии, чтобы малыш не отрывал руки, а провел свою линию одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы… Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы, и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек – пусть малыш ее отремонтирует.

Узоры на песке. Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его.

Точка, точка, запятая

Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человечка.

Кто я? Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например грибок, листок или рыбку. Скажите ребенку, что в этих точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.

Волшебное превращение. Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое. Можно нарисовать дом, елку, цветок, девочку, палатку, сачок, бабочку, колпачок и другие предметы.

Узнавалки. В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать на что же он похож. В качестве примера можно предложить следующие контуры и варианты ответов к ним.

Одновременно. Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Для начала попросите нарисовать («намотать») два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем попросите ребенка нарисовать одновременно 2 круга, 2 квадрата или 2 треугольника. Наверняка ребенок выполнит задание без особого труда. После этого предложите ему нарисовать левой рукой круг, а правой – квадрат, а главное, выполнить это одновременно. Каково же будет удивление ребенка, когда он убедится, что сделать это чрезвычайно трудно.

Вслепую. Завяжите ребенку глаза и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Начать можно, например, с автопортретом, а потом вместе посмеяться, когда выяснится, что брови «съехали» в сторону, а ухо оказалось посередине лица. Посоревнуйтесь с малышом в умении рисовать с закрытыми глазами.

Вылечи букву (для старшего дошкольного возраста). Напишите на песке любую букву, а затем сотрите какую-либо ее часть, но так, чтобы буква осталась узнаваемой. Попросите ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит  дольше сохранить работоспособность ребенка.  Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики,  дошкольник учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Литература:

  1. «Практикум по креативной терапии», Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.
  2. «Практикум по песочной терапии» Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.
  3. Сайт Института сказкотерапии: http://www.cka3ka-pro.ru/
  4. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, Новиковская О.А. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2005. –
  5. «Тренинг по сказкотерапии» (Авторы: Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.