Трактат "О сходстве между процессами химическим и педагогическим"

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Ребёнка мыслить научить -
Вопрос педагогический.
Чтобы мышление развить
Абстрактно и логически.

Поскольку химик в школе я,
То мне (теоретически)
Учебный видится процесс
Таким же, как химический.

Вот наша "колба"-
Учащийся (только гипотетически),
С его особенностями
Интеллектуальными и психологическими.

Каждый ребёнок- неповторим, по своему гениальный.
Как некий сосуд он вбирает наш мир,
Мир таинственный,
Мир реальный.

И этот сосуд, хоть и прочен на вид,
Требует трепетного обращения.
Так, хрупкая колба вдруг лопнет в руках
От чрезмерного внешнего давления.

Учителю помнить нужно всегда
Об индивидуальном подходе.
Ведь даже колбы встречаются иногда
Различны по виду и форме:

То тонкостенные, то уплощенные,
Та- с узким горлышком, а та - с широким.
Эту заполнить- дело не сложное,
А эту- только пинцетом тонким.

А ещё встречаются
Необычного вида
С каким-либо вывертом
Иль перегибом.

Вот так и дети меж собой разнятся -
Двух одинаковых в мире не встретишь.
Приходится с каждым индивидуально общаться,
Если ты в педагоги метишь.

В процессе химическом в каждой колбе
Всегда есть свои реагенты.
У школьников наших (гипотетически)
Есть тоже свои компоненты.

Их качество и количество, их концентрация
Требуют пристального внимания.
Они различны у наших учащихся,
Они у каждого индивидуальны.

То- личный опыт ребёнка и знания,
Которыми он владеет.
Всё, что он знает, то, что он помнит,
И то, что он делать умеет.

Но, чтоб все эти реагенты стали бы активны,
Чтоб пошел, так сказать, процесс,
Подогреть педагогу необходимо
Детский к предмету интерес.

По мнению химика, пламя спиртовки-
Это любопытства концентрация,
Или, как говорят психологи,
Учебной деятельности мотивация.

В нагретой колбе с её реагентами
Добавки свежие растворятся быстрее.
И у заинтересованного ученика
Восприимчивость к новым знаниям острее.

А механическое колбы движение
Способствует компонентов смешивание,
Закрепляя то, что должно получиться
В результате реагентов перемешивания.

Так и в учёбе необходима практика,
Задач решение и упражнений.
Ведь лишь упорная отработка навыков
Превращает таланты в гениев!

Чтобы реакция проходила быстрее,
Добавить катализаторы можно:
Опорные схемы, игры, видео,
Компьютер также использовать нужно.

Наблюдая за данной реакцией,
А, если нужно, индикаторами воздействуя,
Учитель, словно хирург на операции,
Влияет на детские мысли и действия.

А то, что к исходу процесса получится,
Увидеть можно не сразу.
Годами ребёнок учиться учится,
Ведь очень сложная "колба" - разум!

Так выглядит (в упрощенном виде)
Наисложнейший процесс обучения
Под руководством любого учителя
При должном умении и терпении.

Но для наилучшего результата
Запомнить учителя нужно отлично:
Процесс, что химический, что педагогический,
Не должен протекать стихийно и хаотично.

Лишь чётко выверенные дозы реагентов
Пригодны в опытах для смешения,
Лишь соблюдение пед.технологий
Способствует наилучшему обучению.

Выбор технологии - дело личное!
Зависит от целей конечных.
Правильный выбор поможет учителю
Сеять разумное, доброе, вечное!