Цели урока:
- Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных;
- закрепить навыки правописания изучаемых орфограмм;
- Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
- расширять словарный запас учащихся;
- Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Оборудование урока:
- учебник и дидактический материал Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой;
- опорные таблицы;
- индивидуальные карточки;
- портрет Ю.А.Гагарина;
- телевизор, видеоплейер и DVD-диск с м/ф «Каникулы в Простоквашино»;
- фотоснимки собак, побывавших в космосе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Девиз урока: «Рука пишет, а ум водит»
II. Актуализация знаний
– Над какой темой работали на последних уроках
русского языка?
Ответ: имена собственные.
– Что мы относим к именам собственным?
Ответ: имена, отчества, фамилии людей,
клички животных, географические названия,
названия улиц и т.д.
– Что нужно помнить о написании имен
собственных?
Ответ: имена собственные пишутся с
заглавной буквы.
III.Чистописание
– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня мы повторим написание верхнего соединения букв о и с, которое часто встречается в словах (Москва, Россия, космос, космонавт и др.).
IV. Работа со словарными словами
– Откройте словарик в конце учебника и найдите в нем имена собственные.
Ответ: Москва, Россия.
– Какие буквы в этих словах нужно запомнить?
Запишите эти слова и выделите зеленым цветом
нужные буквы. Подчеркните заглавные буквы в этих
словах.
V. Работа по теме урока
Учитель (У): Наша родина Россия.
История нашей страны богата славными именами.
Назовите имена людей, которыми гордится
российский народ. (Ответы детей).
Отгадайте загадку. О ком в ней идет речь?
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто скажите это?
(Космонавт)
У: Назовите имя первого космонавта
планеты?
Да, это был Юрий Алексеевич Гагарин. И мы гордимся
тем, что именно гражданин России первым полетел в
космос (показ портрета Ю.А.Гагарина). В этом году
исполняется ровно 50 лет со дня первого полета в
космос.
Открывается запись на доске: Юрий Алексеевич
Гагарин – первый в мире космонавт. Он полетел в
космос 12 апреля 1961 года на ракете «Восток».
Спишите текст и подчеркните заглавные буквы в
именах собственных. Обратите внимание на то, что
название космического корабля выделяется
кавычками.
Прежде чем отправить в космос человека, ученые
запускали в космос мышей, обезьян и главных
друзей человека – собак. Вот несколько кличек
собак, побывавших в космосе – Дезик, Лайка,
Смелый, Рыжик и другие. А собаки Белка и Стрелка
летали в космосе больше суток (25 часов) и
благополучно вернулись на Землю (показ
фотографий).
Запись под диктовку (с комментированием с места):
Собаки Белка и Стрелка летали в космосе больше
суток.
Задание: Определить число имен существительных.
Взаимопроверка выполненного задания.
VI. Самостоятельная работа
Выполнить упражнение 17, стр.77 [2].
– Какие имена собственные вы нашли в этом тексте? Выпишите из текста географические названия.
Фронтальная проверка выполнения задания.
У: Выполняя задание, вы наверное вспомнили, как хорошо было отдыхать летом. Давайте проведем физкультминутку и немножко отдохнем.
VII. Физкультминутка
У: Продолжая тему каникул, давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма.
VIII. Просмотр отрывка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»
– Как называется мультфильм?
– Назовите имена собственные, которые вы
услышали в этом отрывке?
– Какое имя собственное нуждается в особенной
записи?
Ответ: название журналов берется в кавычки – «Мурзилка».
– Правильно, ребята. Я вижу, что вы хорошо усвоили написание имен собственных.
IX. Тестирование
– Чтобы подтвердить это, вы сейчас выполните небольшой тест, который у вас на столах (Приложение 1). Не забывайте девиз нашего урока! Удачи вам!
Самопроверка теста (ответы открываются на доске).
У: Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руку. Молодцы, погладьте себя по головке! А кто ошибся – не огорчайтесь. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
X. Итоги урока
XI. Домашнее задание
Напишите имена всех членов вашей семьи.
Напишите название улицы, на которой вы живете.
Используемая литература:
- Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык, 2 класс, часть 3. М, Просвещение, 2009.
- Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык, Дидактический материал, 2 класс, М, Просвещение, 2010.
- О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по русскому языку, издание 2-е, М, ВАКО, 2006.
- В.П.Канакина. Работа над трудными словами в начальных классах. М, Просвещение, 1991 г.
- «Живой взгляд» № 5(8) 2010.