Имена собственные. Обобщение о написании слов с заглавной буквы. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных;
    • закрепить навыки правописания изучаемых орфограмм;
  • Развивающие:
    • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
    • расширять словарный запас учащихся;
  • Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование урока:

  • учебник и дидактический материал Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой;
  • опорные таблицы;
  • индивидуальные карточки;
  • портрет Ю.А.Гагарина;
  • телевизор, видеоплейер и DVD-диск с м/ф «Каникулы в Простоквашино»;
  • фотоснимки собак, побывавших в космосе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Девиз урока: «Рука пишет, а ум водит»

II. Актуализация знаний

– Над какой темой работали на последних уроках русского языка?
Ответ: имена собственные.
– Что мы относим к именам собственным?
Ответ: имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, названия улиц и т.д.
– Что нужно помнить о написании имен собственных?
Ответ: имена собственные пишутся с заглавной буквы.

III.Чистописание

– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня мы повторим написание верхнего соединения букв о и с, которое часто встречается в словах (Москва, Россия, космос, космонавт и др.).

IV. Работа со словарными словами

– Откройте словарик в конце учебника и найдите в нем имена собственные.

Ответ: Москва, Россия.

– Какие буквы в этих словах нужно запомнить?
Запишите эти слова и выделите зеленым цветом нужные буквы. Подчеркните заглавные буквы в этих словах.

V. Работа по теме урока

Учитель (У): Наша родина Россия. История нашей страны богата славными именами. Назовите имена людей, которыми гордится российский народ. (Ответы детей).
Отгадайте загадку. О ком в ней идет речь?

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто скажите это?

(Космонавт)

У: Назовите имя первого космонавта планеты?
Да, это был Юрий Алексеевич Гагарин. И мы гордимся тем, что именно гражданин России первым полетел в космос (показ портрета Ю.А.Гагарина). В этом году исполняется ровно 50 лет со дня первого полета в космос.
Открывается запись на доске: Юрий Алексеевич Гагарин – первый в мире космонавт. Он полетел в космос 12 апреля 1961 года на ракете «Восток».
Спишите текст и подчеркните заглавные буквы в именах собственных. Обратите внимание на то, что название космического корабля выделяется кавычками.
Прежде чем отправить в космос человека, ученые запускали в космос мышей, обезьян и главных друзей человека – собак. Вот несколько кличек собак, побывавших в космосе – Дезик, Лайка, Смелый, Рыжик и другие. А собаки Белка и Стрелка летали в космосе больше суток (25 часов) и благополучно вернулись на Землю (показ фотографий).
Запись под диктовку (с комментированием с места): Собаки Белка и Стрелка летали в космосе больше суток.

Задание: Определить число имен существительных.

Взаимопроверка выполненного задания.

VI. Самостоятельная работа

Выполнить упражнение 17, стр.77 [2].

– Какие имена собственные вы нашли в этом тексте? Выпишите из текста географические названия.

Фронтальная проверка выполнения задания.

У: Выполняя задание, вы наверное вспомнили, как хорошо было отдыхать летом. Давайте проведем физкультминутку и немножко отдохнем.

VII. Физкультминутка

У: Продолжая тему каникул, давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма.

VIII. Просмотр отрывка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»

– Как называется мультфильм?
– Назовите имена собственные, которые вы услышали в этом отрывке?
– Какое имя собственное нуждается в особенной записи?

Ответ: название журналов берется в кавычки – «Мурзилка».

– Правильно, ребята. Я вижу, что вы хорошо усвоили написание имен собственных.

IX. Тестирование

– Чтобы подтвердить это, вы сейчас выполните небольшой тест, который у вас на столах (Приложение 1). Не забывайте девиз нашего урока! Удачи вам!

Самопроверка теста (ответы открываются на доске).

У: Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руку. Молодцы, погладьте себя по головке! А кто ошибся – не огорчайтесь. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

X. Итоги урока

XI. Домашнее задание

Напишите имена всех членов вашей семьи.
Напишите название улицы, на которой вы живете.

Используемая литература:

  1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык, 2 класс, часть 3. М, Просвещение, 2009.
  2. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык, Дидактический материал, 2 класс, М, Просвещение, 2010.
  3. О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по русскому языку, издание 2-е, М, ВАКО, 2006.
  4. В.П.Канакина. Работа над трудными словами в начальных классах. М, Просвещение, 1991 г.
  5. «Живой взгляд» № 5(8) 2010.