Актуальность Программы. Поступление ребенка в школу требует от него определенного уровня сформированности и развития познавательной и личностной сфер, произвольной регуляции поведения и коммуникативных умений. В процессе адаптации в период перехода ребенка к систематическому организованному школьному обучению происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника.
С целью создания условий для включения ребенка в новые условия образовательного пространства школы и успешной адаптации к обучению нами разработана программа психолого-педагогического сопровождения «Я познаю себя, других людей и всё вокруг». Занятия с педагогом-психологом направлены на формирование и развитие основных компонентов психологической готовности ребенка к школе: личностных особенностей и познавательной сферы, произвольности в поведении и направленности на учение и познание.
Новизна Программы заключается в комплексном подходе в подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе. Будущие первоклассники имеют возможность познакомиться с будущими учителями, освоить технику чтения и приобрести математические знания и умения, познакомиться со школой, организацией школьных уроков, познакомиться с будущими одноклассниками. На занятиях с педагогом-психологом дети имеют возможность доформировать основные компоненты готовности к обучению в школе, развить коммуникативные умения и познавательные способности.
Психолого-педагогическая
целесообразность Программы. В течение трёх
лет на базе МОУ СОШ № 24 проводилось
исследование уровня развития познавательных
способностей и уровня сформированности основных
компонентов готовности к обучению в школе.
Полученные данные позволяют говорить о
недостаточном уровне готовности к обучению в
школе у большинства учащихся первых классов. В
связи с этим 30 % первоклассников переживают
трудности адаптации и дезадаптацию к школьному
обучению. У 42 % учащихся первых классов выявлен
низкий уровень сформированности основных
компонентов школьной готовности.
Данный анализ психолого-педагогической ситуации
позволил сделать выводы о необходимости
доформирования и развития основных компонентов
готовности к обучению в школе на этапе
предшкольной подготовки (за год до поступления в
школу и включения в систематическое обучение). На
базе МОУ СОШ № 24 разработана программа
психолого-педагогического сопровождения детей
6-7 лет по формированию основных компонентов
готовности к обучению в школе, обучению грамоте и
чтению, развитие логического мышления и
творческих способностей, как основное
приоритетное направление для решения
сложившихся трудностей.
В течение пяти лет на базе МОУ СОШ № 24
г. Калининграда для детей шести – семи лет
реализуется программа предшкольной подготовки к
обучению «Я познаю себя, других людей и всё
вокруг». Дети посещают занятия, которые проводят
педагоги, педагог-психолог и руководитель
театральной студии. В рамках данной программы
два раза в неделю с детьми проводятся занятия по
обучению грамоте и математике, формированию
основных компонентов школьной готовности и
театрально-игровая мастерская, наряду с этим для
родителей будущих первоклассников один раз в два
месяца проводится встреча родительского клуба.
До начала посещения занятий проводиться
психологическая и педагогическая диагностика,
направленная на выявление особенностей
личности, специфики социального статуса,
изучение основных компонентов педагогической и
психологической готовности к обучению в школе. В
ходе посещения занятий с целью изучения динамики
и особенностей формирования основных
показателей готовности проводится
промежуточная и итоговая диагностика будущих
первоклассников.
Наряду с этим проводится диагностика родителей
будущих первоклассников с целью изучения
родительской позиции и стиля семейного
воспитания, особенностей родительских ожиданий
от обучения ребенка в школе и информирование об
особенностях возраста и школьной адаптации.
Цели курса: повышение уровня личностной и социальной компетентности; формирование и актуализация субъектной позиции всех субъектов образовательного пространства (дошкольников – будущих первоклассников, их родителей, педагогов – будущих классных руководителей) во взаимодействии, обучении и общении.
Задачи курса:
- Диагностические:
- исследование особенностей основных компонентов готовности к обучению в школе у дошкольников;
- исследование особенностей семей и специфики детско-родительского взаимодействия;
- Коррекционно-развивающие:
- повышение учебно-познавательной мотивации и уровня осведомленности;
- формирование и развитие основных компонентов готовности к школьному обучению и познавательных способностей;
- формирование произвольности и развитие компонентов эмоционально-волевой сферы;
- формирование и развитие коммуникативных умений и конструктивных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- Информационно-консультационные:
- повышение уровня личностной и социальной компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения и взаимодействия со старшими дошкольниками.
Форма проведения Программы – занятия, которые включают в себя:
– беседы, дискуссии, в которых дошкольники в
доступной форме знакомятся друг с другом и
учатся строить новые отношения со сверстникам и
взрослыми;
– практические задания (упражнения, логические
задачи, ребусы и головоломки, рисуночные и
проективные методики и др.), в ходе которых
участники курсов подготовки получают информацию
о себе, об окружающем мире, о взаимоотношениях с
другими людьми;
– игровые и двигательные упражнения
(сюжетно-ролевые игры, командные игры, упражнения
релаксационного и рецепрокного характера и др.),
в процессе выполнения которых дошкольники имеют
возможность построить новые конструктивно
позитивные взаимоотношения, учатся сотрудничать
и ориентироваться на партнера, приобретают
навыки общения в коллективе и команде;
– детско-родительский клуб, в рамках которого
организуется совместное взаимодействие будущих
первоклассников и их родителей.
Целевая группа: настоящая Программа предназначена для работы с учащимися 6-7 летнего возраста – будущие первоклассники и их родителями. Общее количество участников – 10-15 человек.
Исходя из особенностей целевой группы и целей занятий, Программа включает в себя три блока.
Первый блок: диагностический. Цель: изучение особенностей основных компонентов готовности к обучению в школе и динамики данных показателей.
Второй блок: коррекционно-развивающий. Цель: повышение уровня личностной и социальной компетентности; формирование и актуализация субъектной позиции дошкольников в обучении и общении.
Третий блок: детско-родительский клуб. Цель: повышение грамотности и психолого-педагогической компетентности родителей, обучение конструктивно-содержательным и позитивно-эмоциональным способам взаимодействия детей и родителей, повышение субъектной позиции всех участников Программы.
Алгоритм занятия: в зависимости от целей занятия и целевой группы имеется возможность грамотно и эффективно варьировать основные составляющие элементы занятия данной
Программы.
Примерный список элементов занятия:
– приветствие, формирование позитивного
настроения;
– диагностика;
– динамическая пауза, разминка;
– основная практическая или
коррекционно-развивающая часть;
– динамическая пауза;
– дискуссия, подведение итогов;
– рефлексия, обратная связь;
– завершение, ритуал прощания.
Программное содержание. Программа
включает в себя 3 блока в зависимости от
участников целевой группы и реализуемых целей и
задач занятия, пакет диагностических методик с
указанием определенных требований к проведению
и особенностей обработки и прогнозирования,
программное обеспечение
коррекционно-развивающих занятий, общие или
практические рекомендации всем субъектам
будущего образовательного взаимодействия
(детям, родителям и педагогам – будущим классным
руководителям первых классов).
На занятиях полностью исключаются авторитарные
способы воздействия, бальная система оценок.
Занятия с психологом представляют собой часы
развития и носят диагностико-исследовательский
и коррекционно-развивающий характер. В ходе
выполнения диагностических заданий мы имеем
представление о сформированности и уровне
развития основных компонентов готовности
ребенка к обучению в школе, в «развивающей» части
наших занятий мы выполняем развивающие
упражнения, учебные и игровые задания,
направленные на формирование и развитие
основных компонентов школьной готовности.
Участие детей в играх (как командных, так и с участием группы в целом) занимает основную часть занятия, так как игра в данном возрасте является ведущей деятельностью; наряду с этим мы основываемся на выполнении развивающих и обучающих заданий и упражнений – так как мы готовим детей к систематическому школьному обучению и есть цель формирования основных предпосылок будущей учебной деятельности.
По итогам посещения курсов подготовки каждый «будущий» первоклассник получает портфолио с продуктами самостоятельной деятельности (рисунки, аппликации, тетради с выполненными заданиями, фотографии и др.), а родители психолого-педагогическое заключение о готовности ребенка к обучению в школе с рекомендациями. Наряду с этим составляется экран развития для отслеживания динамики основных показателей готовности к обучению в школе.
Временной режим. Данная программа включает в себя 33 занятия, из них 3 занятия диагностического блока, 23 занятия коррекционно-развивающего содержания, 5 занятия детско-родительского клуба и 2 занятия информационно-консультационного блока. Продолжительность каждого занятия от 30 до 35 минут. Периодичность проведения занятий 2 раза в неделю.
Предполагаемый результат реализации
Программы: актуализация субъектной позиции
всех участников будущего
воспитательно-образовательного процесса. У
«будущих» первоклассников – главных
участников нашего проекта – актуализируется
субъектная позиция в обучении и общении, о чём
свидетельствуют расширение границ восприятия
самого себя и других людей, повышение и
обогащение знаний о себе, своих возможностях и
особенностях, формирование и развитие
познавательных способностей и основных
компонентов готовности к обучению в школе,
развитие коммуникативных умений, формирование
позитивного психологического климата в детском
коллективе.
Наряду с этим актуализация субъектной позиции родителей
«будущих» первоклассников заключается в
повышении родительской грамотности и
компетенции, в их информированности об
особенностях возраста и школьной адаптации, в
конструктивном взаимодействии с остальными
участниками воспитательно-образовательного
процесса (педагогами, детьми и другими
родителями), в возможности выбора классного
коллектива, образовательной программы и
классного руководителя для обучения в первом
классе.
Актуализация субъектной позиции педагогов –
«будущих» классных руководителей –
проявляется в знакомстве с «будущим» классным
коллективом и родительским контингентом, новых
креативных и конструктивных форм и способов
взаимодействия и обучения в дальнейшем,
информирование об особенностях возраста в целом,
а также об индивидуальных особенностях и
возможностях каждого из участников «будущего»
классного коллектива.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Разделы и содержание |
Кол-во часов |
1. | Диагностический блок | 3 |
1.1. | Первичная диагностика | 1 |
1.2. | Промежуточная диагностика | 1 |
1.3. | Повторно-итоговая диагностика | 1 |
2. | Коррекционно-развивающий блок | 23 |
2.1. | Знакомство. История о «Я». Введение правил занятий | 1 |
2.2. | Знакомство. «Мой портрет». Учимся общаться друг с другом | 1 |
2.3. | Учимся повторять за взрослым | 2 |
2.4. | Учимся быть внимательными | 2 |
2.5. | Такие разные слова | 1 |
2.6. | Мышление и речь | 2 |
2.7. | Учимся группировать и находить признак | 1 |
2.8. | Учимся слушать и находить общее | 2 |
2.9. | Учимся правильно запоминать | 2 |
2.10. | Как это длиннее? Шире? Выше? Учимся сравнивать | 1 |
2.11. | Учимся ориентироваться в пространстве | 2 |
2.12. | Учимся делать по порядку | 1 |
2.13. | Учимся сотрудничать | 1 |
2.14. | Учимся действовать по правилу | 1 |
2.15. | Учимся играть пальчиками | 1 |
2.16. | Искусство настроения | 1 |
2.17. | Мы – команда! Победы и достижения каждого! | 1 |
3. | Детско-родительский клуб | 5 |
3.1. | Мои ожидания и опасения от обучения в школе | 2 |
3.2. | Портрет моей семьи | 2 |
3.3. | Праздник «Школа, до скорой встречи!» | 1 |
4. | Информационно-консультационный блок | 2 |
4.1. | Готовность ребёнка к обучению в школе | 1 |
4.2. | Как помочь ребёнку быть успешным в школе | 1 |
ИТОГО | 33 |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Блок № 1. Диагностический к
Программе психолого-педагогического
сопровождения детей 6-7 лет «Я познаю себя, других
людей и всё вокруг»
1.1. Первичная диагностика
Цель: определение уровней сформированности
основных компонентов готовности к обучению в
школе.
1.2. Промежуточная диагностика
Цель: отслеживание динамики основных
компонентов готовности к обучению в школе,
изучение характера изменений.
1.3. Повторно-итоговая диагностика
Цель: контроль и оценка эффективности
коррекционно-развивающих занятий, изучение
общего уровня готовности к обучению в школе и
особенностей сформированности основных
компонентов готовности к систематическому
обучению в школе.
Блок № 2. Коррекционно-развивающий
к Программе психолого-педагогического
сопровождения детей 6-7 лет «Я познаю себя, других
людей и всё вокруг»
Занятие № 1. Знакомство. История о «Я».
Введение правил занятий
Цель занятия: знакомство участников группы,
развитие групповой сплоченности и умения
общаться, беседа о групповых правилах занятий,
исследование специфики группы и особенностей
группового взаимодействия. Упражнения:
история «О моём Я», коммуникативные упражнения
«Имя», «Давайте познакомимся», организационное
упражнение «Как мы работаем и что мы делаем».
Занятие № 2. Знакомство. «Мой портрет».
Учимся общаться друг с другом
Цель занятия: исследование особенностей
самооценки участников, беседа с группой
участников, развитие коммуникативных умений и
групповой сплоченности. Упражнения:
диагностическое задание «Какой Я!?», проективное
упражнения «Мой портрет в лучах солнца»,
коммуникативные упражнения «Наша команда», «Мои
интересы и любимые занятия».
Занятия № 3, 4. Учимся повторять за взрослым
Цель занятий: развитие произвольного
внимания и пространственного восприятия,
развитие умения ориентироваться на образец,
глазодвигательные упражнения. Упражнения:
диагностическое задание «Домик»; развивающие
упражнения «Узелки», «Шнурочки», «Петельки»;
глазодвигательные упражнения «Лучики»,
«Симметрия».
Занятия № 5, 6. Учимся быть внимательными
Цель занятий: формирование и тренировка
контрольно-оценочных действий, свойств внимания
и работоспособности, развитие умения
ориентироваться на образец. Упражнения:
развивающие упражнения «Где ошибся Буратино»,
«Корректурная проба», «Заборчики»,
«Строительство города».
Занятие № 7. Такие разные слова
Цель занятия: обогащение активного словаря,
развитие предпосылок словесно-логического
мышления и умения словесного моделирования. Упражнения:
развивающие упражнения «В мире великанов и
лилипутов», «Найди похожее», «Всё наоборот»,
двигательно-игровое упражнение «Лезгинка».
Занятия № 8, 9. Мышление и речь
Цель занятий: развитие логического
мышления, умения анализировать и оценивать,
коммуникативных умений. Упражнения:
диагностико-развивающее упражнение «Мышление и
речь», развивающие упражнения «Загадки»,
«Нелепицы», коммуникативные упражнения «Скала»,
«Огонь и лёд», «Змейка».
Занятие № 10. Учимся группировать и находить
признак
Цель занятия: развитие умения группировать,
объединять и сравнивать, групповой сплоченности
и умения общаться. Упражнения: развивающие
упражнения «Пуговицы», «Симметрия», «Группы по
признаку», дыхательное упражнение «Большое
животное», «Лучики».
Занятия № 11, 12. Учимся слушать и находить
общее
Цель занятий: тренировка свойств памяти и
внимания, формирование умения активного
произвольного слушания, умения обобщать и
классифицировать, развитие коммуникативных
умений. Упражнение: диагностическое задание
«Запоминание букв», «Копирование», развивающее
упражнение «Интересные слова и картинки»,
«Слушай команду», «Шумящие коробочки»,
коммуникативная игра «Тишина», групповая
организационная игра «Зоопарк».
Занятия № 13, 14. Учимся правильно запоминать
Цель занятий: тренировка основных свойств
памяти, формирование умения произвольного
запоминания, формирование умения образного и
словесного запоминания, развитие групповой
сплоченности, упражнения реципрокного
характера. Упражнения: диагностическое
задание «Образная память», развивающие
упражнения «Внимательное запоминание», «Таблица
– схема», двигательно-игровые упражнения
«Четыре стихии», «Возьми и передай», «Ухо – нос».
Занятия № 15. Как это длиннее? Шире? Выше?
Учимся сравнивать
Цель занятия: формирование понятий «длины»,
«ширины», «высоты», умения сравнивать объекты,
развитие умения сравнивать и анализировать
образец. Упражнения: развивающие упражнения
«Магазин ковров», «Архитектор», «Струночка»,
«Да» и «нет» не говори», «Сравнение», «Похожи –
не похожи»
Занятия № 16, 17. Учимся ориентироваться в
пространстве
Цель занятий: формирование
пространственных представлений и произвольных
действий, тренировка умения ориентироваться в
пространстве и на листе, развитие умения
общаться. Упражнения: диагностические
задания «Молчаливая страничка», «Диктант
пространственных представлений», развивающие
упражнения «Моё пространство», «Стороны света»,
«Направления и оси», двигательно-игровые
упражнения «Перекрест», «Водители», «Слепой и
поводырь».
Занятие № 18. Учимся делать по порядку
Цель занятия: развитие способности
комбинировать и планировать действия. Упражнения:
развивающие упражнения «Домик», «Нарисуй
порядок», «Велосипед», «Запомни движения».
Занятие № 19. Учимся сотрудничать
Цель занятия: развитие речи и мышления,
образной и словесной памяти, тренировка умений
конструктивного взаимодействия и
сотрудничества. Упражнения: развивающие
упражнения «Удиви меня», «Сочиним историю»,
коммуникативные упражнения «Я рад с тобой
дружить», «Совместное рисование».
Занятие № 20. Учимся действовать по правилу
Цель занятия: развитие умения действовать
по правилу и ориентироваться на образец,
упражнения реципрокного характера. Упражнения:
диагностическое задание «Образец и правило»,
развивающие упражнения «Таблица – схема», «Есть
правило», игровое упражнение «Кулак – ребро –
ладонь».
Занятие № 21. Учимся играть пальчиками
Цель занятия: формирование мышц мелкой
моторики, развитие сенсомоторной координации и
мелкой моторики рук Упражнения:
диагностическое задание «Езда по дорожкам»,
развивающие упражнения «Снеговик», «Котята»,
«Пять домовых», «Моя книга», «Чёт – нечет»,
«Барашки».
Занятие № 22. Искусство настроения
Цель занятия: развитие двигательной и
активной произвольности, формирование
представлений о чувствах и эмоциях. Упражнения:
коммуникативно-игровые упражнения «Гимнастика»,
«Хорошее настроение», «Иголка и нитка».
Занятие № 23. Мы – команда! Победы и
достижения каждого!
Цель занятия: развитие коммуникативных
умений, умения анализировать, исследование
особенностей самооценки и отношение к групповой
оценке. Подведение итогов. Упражнения:
коммуникативно-игровые упражнения «Чудесный
мешочек», «Чаша доброты», «Мои победы и
достижения».
Блок № 3. Детско-родительский клуб к
Программе занятий «Школа родительской
компетентности»
Занятие № 1, 2. Мои ожидания и опасения от
обучения в школе
Цель занятия: изучение особенностей
эмоциональной сферы будущих первоклассников,
представлений (ожиданий и опасений) будущих
первоклассников и их родителей об обучении в
школе посредством рисунков. Упражнения:
проективно-рисуночные упражнения, упражнения на
интенсивное физическое взаимодействие,
презентация продуктов деятельности, дискуссии.
Занятие № 3, 4. Портрет моей семьи
Цель занятия: тренинг взаимодействия детей
и родителей в рамках создания совместного
продукта деятельности, изучение особенностей
эмоциональной сферы будущих первоклассников,
изучение специфики семей, которые будут
составлять коллективы будущих первых классов. Упражнения:
создание коллажа «Портрет моей семьи»,
презентация проектов.
Занятие № 5. Праздник «Школа, до скорой
встречи!»
Цель занятия: развитие творческих
способностей детей, подведение итогов обучения
на курсах предшкольной подготовки, знакомство
родителей и детей с достижения, презентации
портфолио. Упражнения: спектакль
театральной студии с участием будущих
первоклассников, игры, конкурсы.
Блок № 4. Информационно-консультационный к Программе занятий «Школа родительской компетентности»