Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6–7 лет по адаптации к обучению в школе "Я познаю себя, других людей и все вокруг" и родителей

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Актуальность Программы. Поступление ребенка в школу требует от него определенного уровня сформированности и развития познавательной и личностной сфер, произвольной регуляции поведения и коммуникативных умений. В процессе адаптации в период перехода ребенка к систематическому организованному школьному обучению происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника.

С целью создания условий для включения ребенка в новые условия образовательного пространства школы и успешной адаптации к обучению нами разработана программа психолого-педагогического сопровождения «Я познаю себя, других людей и всё вокруг». Занятия с педагогом-психологом направлены на формирование и развитие основных компонентов психологической готовности ребенка к школе: личностных особенностей и познавательной сферы, произвольности в поведении и направленности на учение и познание.

Новизна Программы заключается в комплексном подходе в подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе. Будущие первоклассники имеют возможность познакомиться с будущими учителями, освоить технику чтения и приобрести математические знания и умения, познакомиться со школой, организацией школьных уроков, познакомиться с будущими одноклассниками. На занятиях с педагогом-психологом дети имеют возможность доформировать основные компоненты готовности к обучению в школе, развить коммуникативные умения и познавательные способности.

Психолого-педагогическая целесообразность Программы. В течение трёх лет на базе МОУ СОШ № 24 проводилось исследование уровня развития познавательных способностей и уровня сформированности основных компонентов готовности к обучению в школе. Полученные данные позволяют говорить о недостаточном уровне готовности к обучению в школе у большинства учащихся первых классов. В связи с этим 30 % первоклассников переживают трудности адаптации и дезадаптацию к школьному обучению. У 42 % учащихся первых классов выявлен низкий уровень сформированности основных компонентов школьной готовности.
Данный анализ психолого-педагогической ситуации позволил сделать выводы о необходимости доформирования и развития основных компонентов готовности к обучению в школе на этапе предшкольной подготовки (за год до поступления в школу и включения в систематическое обучение). На базе МОУ СОШ № 24 разработана программа психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет по формированию основных компонентов готовности к обучению в школе, обучению грамоте и чтению, развитие логического мышления и творческих способностей, как основное приоритетное направление для решения сложившихся трудностей.
В течение пяти лет на базе МОУ СОШ № 24 г. Калининграда для детей шести – семи лет реализуется программа предшкольной подготовки к обучению «Я познаю себя, других людей и всё вокруг». Дети посещают занятия, которые проводят педагоги, педагог-психолог и руководитель театральной студии. В рамках данной программы два раза в неделю с детьми проводятся занятия по обучению грамоте и математике, формированию основных компонентов школьной готовности и театрально-игровая мастерская, наряду с этим для родителей будущих первоклассников один раз в два месяца проводится встреча родительского клуба.
До начала посещения занятий проводиться психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей личности, специфики социального статуса, изучение основных компонентов педагогической и психологической готовности к обучению в школе. В ходе посещения занятий с целью изучения динамики и особенностей формирования основных показателей готовности проводится промежуточная и итоговая диагностика будущих первоклассников.
Наряду с этим проводится диагностика родителей будущих первоклассников с целью изучения родительской позиции и стиля семейного воспитания, особенностей родительских ожиданий от обучения ребенка в школе и информирование об особенностях возраста и школьной адаптации.

Цели курса: повышение уровня личностной и социальной компетентности; формирование и актуализация субъектной позиции всех субъектов образовательного пространства (дошкольников – будущих первоклассников, их родителей, педагогов – будущих классных руководителей) во взаимодействии, обучении и общении.

Задачи курса:

  • Диагностические:
  • исследование особенностей основных компонентов готовности к обучению в школе у дошкольников;
  • исследование особенностей семей и специфики детско-родительского взаимодействия;
  • Коррекционно-развивающие:
  • повышение учебно-познавательной мотивации и уровня осведомленности;
  • формирование и развитие основных компонентов готовности к школьному обучению и познавательных способностей;
  • формирование произвольности и развитие компонентов эмоционально-волевой сферы;
  • формирование и развитие коммуникативных умений и конструктивных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Информационно-консультационные:
  • повышение уровня личностной и социальной компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения и взаимодействия со старшими дошкольниками.

Форма проведения Программы – занятия, которые включают в себя:

– беседы, дискуссии, в которых дошкольники в доступной форме знакомятся друг с другом и учатся строить новые отношения со сверстникам и взрослыми;
– практические задания (упражнения, логические задачи, ребусы и головоломки, рисуночные и проективные методики и др.), в ходе которых участники курсов подготовки получают информацию о себе, об окружающем мире, о взаимоотношениях с другими людьми;
– игровые и двигательные упражнения (сюжетно-ролевые игры, командные игры, упражнения релаксационного и рецепрокного характера и др.), в процессе выполнения которых дошкольники имеют возможность построить новые конструктивно позитивные взаимоотношения, учатся сотрудничать и ориентироваться на партнера, приобретают навыки общения в коллективе и команде;
– детско-родительский клуб, в рамках которого организуется совместное взаимодействие будущих первоклассников и их родителей.

Целевая группа: настоящая Программа предназначена для работы с учащимися 6-7 летнего возраста – будущие первоклассники и их родителями. Общее количество участников – 10-15 человек.

Исходя из особенностей целевой группы и целей занятий, Программа включает в себя три блока.

Первый блок: диагностический. Цель: изучение особенностей основных компонентов готовности к обучению в школе и динамики данных показателей.

Второй блок: коррекционно-развивающий. Цель: повышение уровня личностной и социальной компетентности; формирование и актуализация субъектной позиции дошкольников в обучении и общении.

Третий блок: детско-родительский клуб. Цель: повышение грамотности и психолого-педагогической компетентности родителей, обучение конструктивно-содержательным и позитивно-эмоциональным способам взаимодействия детей и родителей, повышение субъектной позиции всех участников Программы.

Алгоритм занятия: в зависимости от целей занятия и целевой группы имеется возможность грамотно и эффективно варьировать основные составляющие элементы занятия данной

Программы.

Примерный список элементов занятия:

– приветствие, формирование позитивного настроения;
– диагностика;
– динамическая пауза, разминка;
– основная практическая или коррекционно-развивающая часть;
– динамическая пауза;
– дискуссия, подведение итогов;
– рефлексия, обратная связь;
– завершение, ритуал прощания.

Программное содержание. Программа включает в себя 3 блока в зависимости от участников целевой группы и реализуемых целей и задач занятия, пакет диагностических методик с указанием определенных требований к проведению и особенностей обработки и прогнозирования, программное обеспечение коррекционно-развивающих занятий, общие или практические рекомендации всем субъектам будущего образовательного взаимодействия (детям, родителям и педагогам – будущим классным руководителям первых классов).
На занятиях полностью исключаются авторитарные способы воздействия, бальная система оценок. Занятия с психологом представляют собой часы развития и носят диагностико-исследовательский и коррекционно-развивающий характер. В ходе выполнения диагностических заданий мы имеем представление о сформированности и уровне развития основных компонентов готовности ребенка к обучению в школе, в «развивающей» части наших занятий мы выполняем развивающие упражнения, учебные и игровые задания, направленные на формирование и развитие основных компонентов школьной готовности.

Участие детей в играх (как командных, так и с участием группы в целом) занимает основную часть занятия, так как игра в данном возрасте является ведущей деятельностью; наряду с этим мы основываемся на выполнении развивающих и обучающих заданий и упражнений – так как мы готовим детей к систематическому школьному обучению и есть цель формирования основных предпосылок будущей учебной деятельности.

По итогам посещения курсов подготовки каждый «будущий» первоклассник получает портфолио с продуктами самостоятельной деятельности (рисунки, аппликации, тетради с выполненными заданиями, фотографии и др.), а родители психолого-педагогическое заключение о готовности ребенка к обучению в школе с рекомендациями. Наряду с этим составляется экран развития для отслеживания динамики основных показателей готовности к обучению в школе.

Временной режим. Данная программа включает в себя 33 занятия, из них 3 занятия диагностического блока, 23 занятия коррекционно-развивающего содержания, 5 занятия детско-родительского клуба и 2 занятия информационно-консультационного блока. Продолжительность каждого занятия от 30 до 35 минут. Периодичность проведения занятий 2 раза в неделю.

Предполагаемый результат реализации Программы: актуализация субъектной позиции всех участников будущего воспитательно-образовательного процесса. У «будущих» первоклассников – главных участников нашего проекта – актуализируется субъектная позиция в обучении и общении, о чём свидетельствуют расширение границ восприятия самого себя и других людей, повышение и обогащение знаний о себе, своих возможностях и особенностях, формирование и развитие познавательных способностей и основных компонентов готовности к обучению в школе, развитие коммуникативных умений, формирование позитивного психологического климата в детском коллективе.
Наряду с этим актуализация субъектной позиции родителей «будущих» первоклассников заключается в повышении родительской грамотности и компетенции, в их информированности об особенностях возраста и школьной адаптации, в конструктивном взаимодействии с остальными участниками воспитательно-образовательного процесса (педагогами, детьми и другими родителями), в возможности выбора классного коллектива, образовательной программы и классного руководителя для обучения в первом классе.
Актуализация субъектной позиции педагогов – «будущих» классных руководителей – проявляется в знакомстве с «будущим» классным коллективом и родительским контингентом, новых креативных и конструктивных форм и способов взаимодействия и обучения в дальнейшем, информирование об особенностях возраста в целом, а также об индивидуальных особенностях и возможностях каждого из участников «будущего» классного коллектива.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и содержание

Кол-во часов
1. Диагностический блок 3
1.1. Первичная диагностика 1
1.2. Промежуточная диагностика 1
1.3. Повторно-итоговая диагностика 1
2. Коррекционно-развивающий блок 23
2.1. Знакомство. История о «Я». Введение правил занятий 1
2.2. Знакомство. «Мой портрет». Учимся общаться друг с другом 1
2.3. Учимся повторять за взрослым 2
2.4. Учимся быть внимательными 2
2.5. Такие разные слова 1
2.6. Мышление и речь 2
2.7. Учимся группировать и находить признак 1
2.8. Учимся слушать и находить общее 2
2.9. Учимся правильно запоминать 2
2.10. Как это длиннее? Шире? Выше? Учимся сравнивать 1
2.11. Учимся ориентироваться в пространстве 2
2.12. Учимся делать по порядку 1
2.13. Учимся сотрудничать 1
2.14. Учимся действовать по правилу 1
2.15. Учимся играть пальчиками 1
2.16. Искусство настроения 1
2.17. Мы – команда! Победы и достижения каждого! 1
3. Детско-родительский клуб 5
3.1. Мои ожидания и опасения от обучения в школе 2
3.2. Портрет моей семьи 2
3.3. Праздник «Школа, до скорой встречи!» 1
4. Информационно-консультационный блок 2
4.1. Готовность ребёнка к обучению в школе 1
4.2. Как помочь ребёнку быть успешным в школе 1
ИТОГО 33

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Блок № 1. Диагностический к Программе психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет «Я познаю себя, других людей и всё вокруг»
1.1. Первичная диагностика
Цель: определение уровней сформированности основных компонентов готовности к обучению в школе.
1.2. Промежуточная диагностика
Цель: отслеживание динамики основных компонентов готовности к обучению в школе, изучение характера изменений.
1.3. Повторно-итоговая диагностика
Цель: контроль и оценка эффективности коррекционно-развивающих занятий, изучение общего уровня готовности к обучению в школе и особенностей сформированности основных компонентов готовности к систематическому обучению в школе.

Блок № 2. Коррекционно-развивающий к Программе психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет «Я познаю себя, других людей и всё вокруг»
Занятие № 1. Знакомство. История о «Я». Введение правил занятий
Цель занятия: знакомство участников группы, развитие групповой сплоченности и умения общаться, беседа о групповых правилах занятий, исследование специфики группы и особенностей группового взаимодействия. Упражнения: история «О моём Я», коммуникативные упражнения «Имя», «Давайте познакомимся», организационное упражнение «Как мы работаем и что мы делаем».
Занятие № 2. Знакомство. «Мой портрет». Учимся общаться друг с другом
Цель занятия: исследование особенностей самооценки участников, беседа с группой участников, развитие коммуникативных умений и групповой сплоченности. Упражнения: диагностическое задание «Какой Я!?», проективное упражнения «Мой портрет в лучах солнца», коммуникативные упражнения «Наша команда», «Мои интересы и любимые занятия».
Занятия № 3, 4. Учимся повторять за взрослым
Цель занятий: развитие произвольного внимания и пространственного восприятия, развитие умения ориентироваться на образец, глазодвигательные упражнения. Упражнения: диагностическое задание «Домик»; развивающие упражнения «Узелки», «Шнурочки», «Петельки»; глазодвигательные упражнения «Лучики», «Симметрия».
Занятия № 5, 6. Учимся быть внимательными
Цель занятий: формирование и тренировка контрольно-оценочных действий, свойств внимания и работоспособности, развитие умения ориентироваться на образец. Упражнения: развивающие упражнения «Где ошибся Буратино», «Корректурная проба», «Заборчики», «Строительство города».
Занятие № 7. Такие разные слова
Цель занятия: обогащение активного словаря, развитие предпосылок словесно-логического мышления и умения словесного моделирования. Упражнения: развивающие упражнения «В мире великанов и лилипутов», «Найди похожее», «Всё наоборот», двигательно-игровое упражнение «Лезгинка».
Занятия № 8, 9. Мышление и речь
Цель занятий: развитие логического мышления, умения анализировать и оценивать, коммуникативных умений. Упражнения: диагностико-развивающее упражнение «Мышление и речь», развивающие упражнения «Загадки», «Нелепицы», коммуникативные упражнения «Скала», «Огонь и лёд», «Змейка».
Занятие № 10. Учимся группировать и находить признак
Цель занятия: развитие умения группировать, объединять и сравнивать, групповой сплоченности и умения общаться. Упражнения: развивающие упражнения «Пуговицы», «Симметрия», «Группы по признаку», дыхательное упражнение «Большое животное», «Лучики».
Занятия № 11, 12. Учимся слушать и находить общее
Цель занятий: тренировка свойств памяти и внимания, формирование умения активного произвольного слушания, умения обобщать и классифицировать, развитие коммуникативных умений. Упражнение: диагностическое задание «Запоминание букв», «Копирование», развивающее упражнение «Интересные слова и картинки», «Слушай команду», «Шумящие коробочки», коммуникативная игра «Тишина», групповая организационная игра «Зоопарк».
Занятия № 13, 14. Учимся правильно запоминать
Цель занятий: тренировка основных свойств памяти, формирование умения произвольного запоминания, формирование умения образного и словесного запоминания, развитие групповой сплоченности, упражнения реципрокного характера. Упражнения: диагностическое задание «Образная память», развивающие упражнения «Внимательное запоминание», «Таблица – схема», двигательно-игровые упражнения «Четыре стихии», «Возьми и передай», «Ухо – нос».
Занятия № 15. Как это длиннее? Шире? Выше? Учимся сравнивать
Цель занятия: формирование понятий «длины», «ширины», «высоты», умения сравнивать объекты, развитие умения сравнивать и анализировать образец. Упражнения: развивающие упражнения «Магазин ковров», «Архитектор», «Струночка», «Да» и «нет» не говори», «Сравнение», «Похожи – не похожи»
Занятия № 16, 17. Учимся ориентироваться в пространстве
Цель занятий: формирование пространственных представлений и произвольных действий, тренировка умения ориентироваться в пространстве и на листе, развитие умения общаться. Упражнения: диагностические задания «Молчаливая страничка», «Диктант пространственных представлений», развивающие упражнения «Моё пространство», «Стороны света», «Направления и оси», двигательно-игровые упражнения «Перекрест», «Водители», «Слепой и поводырь».
Занятие № 18. Учимся делать по порядку
Цель занятия: развитие способности комбинировать и планировать действия. Упражнения: развивающие упражнения «Домик», «Нарисуй порядок», «Велосипед», «Запомни движения».
Занятие № 19. Учимся сотрудничать
Цель занятия: развитие речи и мышления, образной и словесной памяти, тренировка умений конструктивного взаимодействия и сотрудничества. Упражнения: развивающие упражнения «Удиви меня», «Сочиним историю», коммуникативные упражнения «Я рад с тобой дружить», «Совместное рисование».
Занятие № 20. Учимся действовать по правилу
Цель занятия: развитие умения действовать по правилу и ориентироваться на образец, упражнения реципрокного характера. Упражнения: диагностическое задание «Образец и правило», развивающие упражнения «Таблица – схема», «Есть правило», игровое упражнение «Кулак – ребро – ладонь».
Занятие № 21. Учимся играть пальчиками
Цель занятия: формирование мышц мелкой моторики, развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики рук Упражнения: диагностическое задание «Езда по дорожкам», развивающие упражнения «Снеговик», «Котята», «Пять домовых», «Моя книга», «Чёт – нечет», «Барашки».
Занятие № 22. Искусство настроения
Цель занятия: развитие двигательной и активной произвольности, формирование представлений о чувствах и эмоциях. Упражнения: коммуникативно-игровые упражнения «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Иголка и нитка».
Занятие № 23. Мы – команда! Победы и достижения каждого!
Цель занятия: развитие коммуникативных умений, умения анализировать, исследование особенностей самооценки и отношение к групповой оценке. Подведение итогов. Упражнения: коммуникативно-игровые упражнения «Чудесный мешочек», «Чаша доброты», «Мои победы и достижения».

Блок № 3. Детско-родительский клуб к Программе занятий «Школа родительской компетентности»
Занятие № 1, 2. Мои ожидания и опасения от обучения в школе
Цель занятия: изучение особенностей эмоциональной сферы будущих первоклассников, представлений (ожиданий и опасений) будущих первоклассников и их родителей об обучении в школе посредством рисунков. Упражнения: проективно-рисуночные упражнения, упражнения на интенсивное физическое взаимодействие, презентация продуктов деятельности, дискуссии.
Занятие № 3, 4. Портрет моей семьи
Цель занятия: тренинг взаимодействия детей и родителей в рамках создания совместного продукта деятельности, изучение особенностей эмоциональной сферы будущих первоклассников, изучение специфики семей, которые будут составлять коллективы будущих первых классов. Упражнения: создание коллажа «Портрет моей семьи», презентация проектов.
Занятие № 5. Праздник «Школа, до скорой встречи!»
Цель занятия: развитие творческих способностей детей, подведение итогов обучения на курсах предшкольной подготовки, знакомство родителей и детей с достижения, презентации портфолио. Упражнения: спектакль театральной студии с участием будущих первоклассников, игры, конкурсы.

Блок № 4. Информационно-консультационный к Программе занятий «Школа родительской компетентности»