Не для кого не секрет, что залог успеха и здоровья – это хорошее настроение. Особенно актуально это в наше непростое время, отличающееся огромным количеством стрессов и переживаний, касающихся абсолютно всех сторон жизни. Порой в суете бесконечных дел мы забываем о самой главной ценности: радости жизни.
Наиболее благоприятной средой для погружения в себя и уход от радости жить является школа, как бы это не было неприятно слышать. С одной стороны – учителя, изнуренные огромным количеством обязанностей и отчетностей, с другой – ученики, которые вынуждены учиться либо ученики, которые слишком загружены учебными делами в силу больших требований к современному образованному человеку. В таком режиме не всегда вспомнишь, что ты сегодня ни разу не улыбнулся.
Для психолога образовательного учреждения логически встает вопрос: как бороться с этой проблемой? Как охватить всех участников образовательного процесса? Необходима такая форма работы, которая, во-первых, позволила включить большое количество участников; во-вторых, отвечала возможностям современной системы школы, отличающейся большой нагрузкой учебной и внеучебных сфер. В этом смысле для нас показалась наиболее подходящей такая форма работы как психологическая акция.
Понятие «психологические акции» достаточно хорошо описывает М. Битянова, которая рассматривает данную форму работы наряду с игровыми формами. Главные особенности акций, по мнению М. Битяновой, – это «ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди – близкими и интересными собеседниками» [1].
С целью улучшения эмоционального фона у участников образовательного процесса была проведена акция «Подари себе настроение», приуроченная ко Дню психического здоровья (10 октября).
Организация и проведение акции включало в себя три этапа:
- Подготовительный этап (выдача раздаточного материала о правилах участия в акции для учителей и детей, цветов, деревья каждого класса);
- Основной этап (непосредственное проведение акции);
- Заключительный этап (подведение итогов и награждение лидеров).
На подготовительном этапе за день до мероприятия каждый класс получил по пакету с цветами на каждого человека и своё пустое дерево. Задача учеников и учителей заключалась в оформлении своего «дерева настроения» цветами с пожеланиями, способными поднять настроение. Так в 8.15 следующего дня стартовала акция – и ученики, и учителя во время перемены одновременно дарили и принимали в подарок цветы с яркими приятными пожеланиями и просто добрыми словами. Акция длилась целый день, и можно было увидеть, как с каждым часом увеличивалось количество цветов на деревьях так, что ученики на переменах стали вырезать дополнительные цветы и тут же их раздаривать.
Интересным стало то, что на украшенных цветами деревьях стали появляться дополнительные яркие украшения в виде бабочек, бантиков, травы и т.д.
Тем самым к концу дня, проходя по коридорам 1 и 2 этажей, появлялось ощущение, что ты находишься на поляне, которая состоит из сказочных ярких разноцветных деревьев, отчего нельзя было невольно не улыбнуться!
Подводя итоги акции, были распределены места среди лидеров хорошего настроения, а также выделено самое оригинальное дерево.
Такой новой формой работы мы совместно с психологическим клубом попробовали поднять настроение там, где нам всем приходится проводить большую часть своего времени и напомнили о том, что своей радостью и хорошими пожеланиями можно создать радость вокруг себя.
Литература:
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками./Под общ.ред.М.Битяновой.СПб,2002