В разработке представлен урок по теме: «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски Hitachi. Отдельным файлом сохранена разработка урока, выполненная в программном обеспечении доски Hitachi (Приложение 5). Для коллег, не имеющих программного обеспечения данной интерактивной доски в конспекте предусмотрительно размещены фотографические изображения доски на разных этапах каждого из уроков, а также предлагается презентация (Приложение 4). Готовый интерактивный кроссворд, карточки и другой раздаточный материал представлены в Приложении 1, Приложении 2, Приложении 3.
Место урока в учебном плане.
Данный урок является одним (пятым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие циклического алгоритма с известным числом повторений, рассматриваются операторы для создания графических изображений, закрепляется умение работать в среде программирования QBasic. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура циклического алгоритма, введены операторы установки графического режима, построения точки и отрезка, прямоугольника, закрашенного прямоугольника, окружности.
Цели урока:
- Повторить и закрепить материал по теме циклический алгоритм и по теме создание графических изображений в среде программирования QBasic;
- Изучить операторы построения окружности и оператора цикла с параметром;
- Закрепить умения и навыки работы в среде программирования QBasic.
Задачи урока:
- образовательная – знакомство учащихся с операторами в среде программирования QBasic и их применение для создания графических изображений;
- развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность;
- воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении вычислений.
Дидактические основания урока:
Тип урока: получение новых знаний
Вид урока: комбинированный
Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером
План урока
- Организационный момент. Домашнее задание – 3 мин.
- Актуализация опорных знаний (кроссворд на повторение изученных операторов, фронтальный опрос) – 7 мин.
- Изучение нового материала – 13 мин.
- Применение полученных знаний (индивидуальная работа на компьютере) – 20 мин.
- Подведение итогов урока.– 2 мин.
- Рефлексия.
Оборудование:
- интерактивная доска,
- проектор,
- файл с кроссвордом на каждом компьютере учащегося,
- карточки для учеников с заданиями.
ХОД УРОКА
Условные сокращения и обозначения:
обычный шрифт в конспекте – действия
учителя или учащихся.
Шрифт-курсив – слова учителя или
учащихся.
Этап урока |
Содержание |
Действия (слова) учителя |
Действия (слова) учеников |
№ |
Скриншоты слайдов интерактивной доски Hitachi |
I. Организационный момент. | Звенит звонок Приветствие учителя и учащихся. |
Здравствуйте! Садитесь. Тема нашего урока «Циклический алгоритм». Мы продолжаем изучение операторов среды программирования Basic и их применения для создания графических изображений. | 1 | ||
II. Актуализация опорных
знаний 1. Самостоятельная работа на компьютерах. |
Повторение знаний
операторовсреды программирования Basic. На доске: скриншот кроссворда для пояснения принципа работы данной программы. |
Ребята, сегодня мы проверим,
как вы знаете операторы среды программирования
Basic. Файл с кроссвордом лежит на рабочем столе. У
вас 5 минут. Ученики садятся к компьютерам и в конце работы получают оценку. |
Самостоятельная работа на компьютерах. (Приложение1) | 2 |
|
2. Фронтальный опрос. | Демонстрируются слайды 2, 3, 4, 5, 6 ,7 | Повторение изученного ранее
материала ведется по следующим вопросам:
|
|
||
|
|
||||
|
|
||||
III. Изучение нового материала | Демонстрируется слайд8 с новым оператором. | Задача нашего сегодняшнего урока продолжить изучение операторов языка программирования Basic. Давайте откроем тетради и запишем число, название нового оператора цикла: Оператор цикла с известным числом повторений. |
|
||
После того как определения записаны, на слайде 9 появляется оператор построения окружности. | Ученики вспоминают значения переменных в операторе CIRCLE. |
|
|||
IV. Применение полученных знаний | Предлагаются задачи (карточка 1 Приложение 2) на повторение и закрепление изученного материала. | Карточки (Приложение2) для работы лежат на системных блоках. | Самостоятельная работа на компьютерах. |
|
|
Среди задач имеется задача, решение которой нерационально производить известным способом, требуется применение нового материала. | По мере выполнения заданий идет проверка и разбор полученных программ. | Ученики решают самостоятельно задания 5 минут (каждый в своем темпе). |
|
||
И плавно переходим к последней задаче. | Разбирается подробно решение. | Дети видят, что для решения необходимо применить цикл с параметром. Ведутся записи на доске и в тетради. |
|
||
Демонстрируется слайд, на котором изображена карточка2 с задачами. | Карточки (Приложение3) для работы лежат на системных блоках. | Ребята выполняют работу и демонстрируют преподавателю для проверки. |
|
||
V. Физминутка. | Физминутка для глаз. Используется готовая презентация Галкиной Инны Анатольевны, учителя начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области | «Электронную физминутку для глаз» можно скачать по адресу http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=64631 | Учащиеся следят глазами за движущимися на экране картинками. |
|
|
VI. Подведение итогов урока | За несколько минут до звонка учитель проверяет решение задач, по сети демонстрируются работы отдельных учеников на интерактивной доске. | Итак, сегодня на уроке
повторили определение циклического алгоритма,
познакомились с новыми операторами среды
программирования Basic и применили свои знания в
создании рисунков. Мы с вами хорошо поработали, выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить… (называет фамилии). |
Некоторые задачи остались не решенными, учитель задает решить их дома в тетрадях. Если у учеников имеются вопросы, то тут же производится разбор задач. |
|
|
VIII. Домашнее задание. | Откройте дневники и запишите домашнее задание:§12.6, учить операторы по тетради, решить задачи из карточки. | Запись в дневник |
|
|
|
VII. Рефлексия | А закончим мы наш урок у Дерева Настроения. Переместите в корзину смайлика, который соответствует вашему настроению после проведённого урока. Урок окончен. | Учащиеся по очереди выходят к доске и перемещают смайликов в корзину, по желанию объясняя свой выбор. |
|
Источники:
- Информатика и ИКТ: Учебник. 8-9 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 406с.: ил.
- Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БВХ-Петербург, 2006. – 320 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
- Электронный учебник «Основы программирования» Надежды Николаевны Салтановой учителя многопрофильной гимназии №13 г. Пензы //http://nearbird.org/saltanova
- Hot Potatoes 6 свободно распространяемая бесплатная программа (freeware) //http://hotpot.uvic.ca/
- «Электронная физминутка для глаз» Галкиной Инны Анатольевны, учителя начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области //http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=64631