Сценарий урока информатики по теме «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски. 8-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 8


В разработке представлен урок по теме: «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски Hitachi. Отдельным файлом  сохранена разработка урока, выполненная в программном обеспечении доски Hitachi (Приложение 5). Для коллег, не имеющих программного обеспечения данной интерактивной доски в конспекте предусмотрительно размещены фотографические изображения доски на разных этапах каждого из уроков, а также предлагается презентация (Приложение 4). Готовый интерактивный кроссворд, карточки и другой раздаточный материал  представлены в Приложении 1, Приложении 2, Приложении 3.

Место урока в учебном плане.

Данный урок является одним (пятым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие циклического алгоритма с известным числом повторений, рассматриваются операторы для создания графических изображений, закрепляется умение работать в среде программирования QBasic. На предыдущих уроках было введено понятие алгоритма, рассмотрена базовая алгоритмическая структура циклического алгоритма, введены операторы установки графического режима, построения точки и отрезка, прямоугольника, закрашенного прямоугольника, окружности.

Цели урока:

  • Повторить и закрепить материал по теме циклический алгоритм и по теме создание графических изображений в среде программирования QBasic;
  • Изучить операторы построения окружности и оператора цикла с параметром;
  • Закрепить  умения и навыки  работы в среде программирования QBasic.

Задачи урока:

  • образовательная – знакомство учащихся с операторами в среде программирования QBasic и их применение для создания графических изображений;
  • развивающие – формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность;
  • воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении вычислений.

Дидактические основания урока:

Тип урока: получение новых знаний

Вид урока: комбинированный

Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером

План урока

  1. Организационный момент. Домашнее задание – 3 мин.
  2. Актуализация опорных знаний (кроссворд на повторение изученных операторов, фронтальный опрос) – 7 мин.
  3. Изучение нового материала – 13 мин.
  4. Применение полученных знаний (индивидуальная работа на компьютере) – 20 мин.
  5. Подведение итогов урока.– 2 мин.
  6. Рефлексия.

Оборудование:

  • интерактивная доска,
  • проектор,
  • файл с кроссвордом на каждом компьютере учащегося,
  • карточки для учеников с заданиями.

ХОД УРОКА

Условные сокращения и обозначения:

обычный шрифт в конспекте – действия учителя или учащихся.
Шрифт-курсив – слова учителя или учащихся.

Этап урока

Содержание

Действия (слова) учителя

Действия (слова) учеников


п/п

Скриншоты слайдов интерактивной доски Hitachi

I. Организационный момент. Звенит звонок
Приветствие учителя и учащихся.
Здравствуйте! Садитесь. Тема нашего урока «Циклический алгоритм». Мы продолжаем изучение операторов среды программирования Basic и их применения для создания графических изображений.   1

II. Актуализация опорных знаний
1. Самостоятельная работа на компьютерах.
Повторение знаний операторовсреды программирования Basic.
На доске: скриншот кроссворда для пояснения принципа работы данной программы.
Ребята, сегодня мы проверим, как вы знаете операторы среды программирования Basic. Файл с кроссвордом лежит на рабочем столе. У вас 5 минут.
Ученики садятся к компьютерам и в конце работы получают оценку.
Самостоятельная работа на компьютерах. (Приложение1)

2

2. Фронтальный опрос. Демонстрируются слайды 2, 3, 4, 5, 6 ,7 Повторение изученного ранее материала ведется по следующим вопросам:
  • Какой алгоритм мы будем называть циклическим?
 

 

   
  • Какие типы циклов вы знаете? Заполните схему.
 

 

   
  • Постройте в тетради блок – схему циклического алгоритма с известным числом повторений. Проверьте себя.
 

 

III. Изучение нового материала Демонстрируется слайд8  с новым оператором. Задача нашего сегодняшнего урока продолжить изучение операторов языка программирования Basic. Давайте откроем тетради и запишем число, название нового оператора цикла: Оператор цикла с известным числом повторений.  

 

  После того как определения записаны, на слайде 9 появляется оператор построения окружности.   Ученики вспоминают значения переменных в операторе CIRCLE.

 

IV. Применение полученных знаний Предлагаются задачи (карточка 1 Приложение 2) на повторение и закрепление изученного материала. Карточки (Приложение2)  для работы лежат на системных блоках. Самостоятельная работа на компьютерах.

 

  Среди задач имеется задача, решение которой нерационально производить известным способом, требуется применение нового материала. По мере выполнения заданий идет проверка и разбор полученных программ. Ученики решают самостоятельно задания 5 минут (каждый в своем темпе).

 

  И плавно переходим к последней задаче. Разбирается подробно решение. Дети видят, что для решения необходимо применить цикл с параметром. Ведутся записи на доске и в тетради.

 

  Демонстрируется слайд, на котором изображена карточка2 с задачами. Карточки (Приложение3)  для работы лежат на системных блоках. Ребята выполняют работу и демонстрируют преподавателю для проверки.

 

V. Физминутка. Физминутка для глаз. Используется готовая презентация Галкиной  Инны  Анатольевны, учителя начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области «Электронную физминутку  для глаз»   можно скачать по адресу http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=64631 Учащиеся следят глазами за движущимися на экране картинками.

 

 

VI. Подведение итогов урока За несколько минут до звонка учитель проверяет решение задач, по сети демонстрируются работы отдельных учеников на интерактивной доске. Итак, сегодня на уроке повторили определение циклического алгоритма, познакомились с новыми операторами среды программирования Basic и применили свои знания в создании рисунков.
Мы с вами хорошо поработали, выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить… (называет фамилии).
Некоторые задачи остались не решенными, учитель задает решить их дома в тетрадях. Если у учеников имеются вопросы, то тут же производится разбор задач.

 

 

VIII. Домашнее задание.   Откройте дневники и запишите домашнее задание:§12.6, учить операторы по тетради, решить задачи из карточки. Запись в дневник

 

 

VII. Рефлексия   А закончим мы наш урок у Дерева Настроения. Переместите в корзину смайлика, который соответствует вашему настроению после проведённого урока. Урок окончен. Учащиеся по очереди выходят к доске и перемещают смайликов в корзину, по желанию объясняя свой выбор.

 

Источники:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник. 8-9 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 406с.: ил.
  2. Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БВХ-Петербург, 2006. – 320 с.: ил. 

Интернет-ресурсы:

  1. Электронный учебник  «Основы программирования» Надежды Николаевны Салтановой учителя многопрофильной гимназии №13 г. Пензы //http://nearbird.org/saltanova
  2. Hot Potatoes 6 свободно распространяемая бесплатная программа (freeware) //http://hotpot.uvic.ca/
  3. «Электронная физминутка  для глаз»  Галкиной  Инны  Анатольевны, учителя начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области //http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=64631