Роль целеполагания в формировании мотивационной сферы учащихся и осознании смысла учения

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Смысл учения – это внутреннее пристрастное отношение школьника к учению, "прикладывание" школьником учения к себе, к своему опыту и к своей жизни. Понимание смысла учения, его личностной значимости не происходит "автоматически" в ходе усвоения знаний, надо воспитать отношение к самим знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутреннее отношение к знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведет к личностному развитию школьников.

Смысл учения для каждого школьника прямо опирается на систему идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи); благодаря этому уже до начала учения у школьников складываются представления смысле учения, в ходе же обучения в средней школе смысл может претерпевать существенные изменения. Смысл учения – сложное личностное образование. Оно включает в себя следующие моменты:

– осознание ребенком объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном окружении и семье данного ребенка;
– понимание субъективной значимости учения для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы и ее отдельных звеньев;

При наличии смысла учения у школьников возрастает  успешность учебной деятельности (как ее результатов – запаса и качества знаний, так и способов, приемов приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, лучше происходит его запоминание, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность. Смысл учения, его значимость для школьника лежат в основании мотивационной сферы. От смысла учения зависит направленность школьника, т. е. мотивы учения.

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом, то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

– познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
– социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Однако наличия мотивов обычно бывает недостаточно, если у ученика отсутствуют умения ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы.  Значит, наряду с мотивами зрелая мотивационная сфера учения включает и цели. Постановка целей – это характеристика специфически человеческого поведения.  Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Психологи отмечают, что мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Это означает, что цели сами по себе, без мотивов, не определяют учебной деятельности, учебного поведения школьника. Но и без целей самые хорошие мотивы учения могут остаться благими порывами. Наличие умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы  школьника.

Какие же именно стороны процесса целеполагания должны быть представлены в мотивационной сфере учения и каким умениям соответственно желательно обучать школьника?

1. Отбору целей, соответствующих задачам самовоспитания человека.
2. Принятию и пониманию цели, поставленной учителем; удерживанию, сохранению цели учителя в течение длительного времени, подчинению ей своего поведения, "наложению" ее на опыт своей собственной жизни.
3. Самостоятельной постановке целей, в связи с этим – умению мысленно представлять себе цель до начала действия.
4. Выбору одной цели из нескольких других и обоснованию этого выбора.
5. Определению реальности, достижимости цели, соотнесению целей со своими возможностями и замене нереальных целей реальными.
6. Активной проверке, уточнению своих целей.
7. Определению последовательности целей, ибо иногда бывает важно осуществлять цели только в определенном порядка, определению главных и второстепенных целей.
8. Определению ресурсов (времени и сил) для достижения каждой из целей.
9. Постановке новых целей с учетом уровня достижений  предыдущих целей, т. е. прежних результатов выполнения учебных действий.
10. Конкретизации цели, определению ее зависимости от условий, в связи с этим постановке задач (ибо задача есть цель, заданная в определенных условиях).
11. Постановке гибких целей, т. е. изменению целей в зависимости от ситуации, обстановки.
12. Постановке перспективных целей, т. е. целей, выходящих за пределы данной ситуации.
13. Реализации поставленных целей, выбору средств и способов, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты, преодолению препятствий на пути достижения цели.
14. Постановке нестандартных, нестереотипных, оригинальных целей (в видах учения, близких к творчеству) и т. д.

Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования  и целеполагания является активизация учебной деятельности школьников. Эта активизация может осуществляться в разных формах учебной работы школьников. Укажем некоторые из них.

1. Учебная деятельность под руководством учителя, когда все компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки) выполняются и осознаются с помощью учителя. Например, учитель может дать следующие задания:"Ответь, что в твоей работе будет результатом, каким способом ты его предполагаешь достигнуть, есть ли другие способы достижения этого же результата, соотнеси эти способы между собой. Определи задачу своей учебной работы, выбери способ действия, соответствующий этой задаче, измени задачу и посмотри, как изменится способ. Определи этапы своей учебной работы: постановку задачи, выбор способов
действия, выполнение действий самоконтроля и самооценки, выполни сам последовательно эти этапы на материале конкретной работы, запиши графически – в виде схем, значков – последовательность этапов своей работы. Спланируй свою учебную работу: что является ее более далекой задачей, что – более близкой, какие действия надо для решения этих задач выполнить. Назови первое, второе, третье действие, определи, сколько времени потребуется для каждого этапа работы, какой этап для тебя субъективно
труднее, какой – легче, какие действия у тебя лучше отработаны, какие – хуже".

2. Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько ее компонентов выполняются школьником без помощи учителя. Самостоятельная учебная работа – это работа, выполняемая без  непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предназначенное для этого время. Становлению самостоятельной учебной работы школьников способствуют следующие вопросы и задания учителя, обеспечивающие переход школьников от одного компонента учебной деятельности к другому. "Мы определили сейчас задачу урока. Кто скажет, что должно стать следующим шагом, что надо делать вслед за постановкой задачи?
Мы наметили несколько способов своей работы. Что будем делать дальше? Мы сравнили эти способы, соотнесли их с условием, с предполагаемым результатом. Как поступим дальше?" и т. д.

3. Самообразовательная деятельность школьников – это познавательная деятельность, которой ученик руководит сам, осуществляет ее в соответствии со своими задачами, мотивами и целями. Самообразовательная деятельность имеет разные уровни: она может "сопутствовать" школьному обучению, может присутствовать в виде отдельных эпизодических форм самообразования и, наконец, может превратиться в особую развернутую деятельность школьника по самообразованию и самовоспитанию. Все эти уровни нуждаются в руководстве учителя. Руководство учителем формами самостоятельной учебной работы школьников может осуществляться на уроке, в кружковой и факультативной работе.

Во многих педагогических исследованиях в качестве измерительной шкалы результатов образовательного процесса используется таксономия целей. Изучив современную научно-педагогическую литературу, я применяю в своей практике  модель моего преподавателя профессора В.В.Пикан представленную ниже. С помощью этой таблицы легко сформулировать образовательную цель темы и учебного занятия, отследить глубину и уровень обобщенности знаний и умений, не ограничиваться репродуктивным уровнем, а продвигаться к конструктивному и творческому.

Таксономия целей обучения

Познавательные уровни

Деятельность учащихся

Примерные образцы заданий

Знание Запомнил
Воспроизвел
Узнал
Назовите…
Дайте определение…
Сформулируйте…
Напишите формулу…
Перечислите…
Выберите ответ…
Понимание Объяснил
Привел пример
Объясните…
Почему…
Выполните краткую запись…
Покажите на графике…
Введите условные обозначения…
Применение Использовал знание для решения
Выполнил задание
Выполните упражнение
Решите задачу…
Составьте уравнение…
Проверьте правильность…
Сравните…
Докажите…
Найдите другое решение
Обобщение и систематизация Разделил целое на части и соединил в новое целое Сделайте обобщение…
Дайте характеристику…
Составьте таблицу…
Систематизируйте…
Ценностное отношение Дал оценку
Выразил отношение
Представил творческий продукт
Какое значение имеет…
Выделите критерии…
Определите значимость…

Значительный резерв формирования смысла учения содержит реализация воспитательной функции образовательного процесса. Цели в этой сфере определяются на длительные сроки, и степень их реализации не может быть измерена на конкретном учебном занятии.

Постановка воспитательных целей бывает трудна для учащихся и осуществляется совместно с педагогом. В своей практике учителя математики я использую следующую терминологию для формулировки воспитательного аспекта целей:

– воспитание ценностного отношения к предмету через иллюстрацию прикладного характера математики,
– демонстрация красоты математических решений,
– формирование мировоззренческих идей связи науки и практики,
– раскрытие значения … для развития цивилизации,
– овладение основами математической культуры,

Реализация требований личностно-ориентированного  и развивающего обучения предполагает так же формулировку развивающего аспекта  образовательной деятельности. При постановке развивающих целей рекомендую использовать следующие формулировки:

– способствовать овладению способами мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.),
– способствовать формированию стилей решения проблем (алгоритмического, эвристического, исследовательского и  др.),
– способствовать развитию видов памяти (моторной, зрительной, образной ),
– способствовать развитию познавательных интересов,
– способствовать развитию творческих способностей,
– способствовать развитию эмоциональной сферы (умение восхищаться, ценить красоту и др.)

Важно, чтобы планка уровня планируемых результатов соответствовала возможностям учащихся с минимальными, базовыми и углубленными знаниями, была как посильной так и требующей напряжения ума, чувства и воли.

Формирование активной целеполагающей личности осуществляется педагогами через:

  • выполнение различных  проектов  и презентаций и их защиту
  • задания поискового характера на уроках
  • дополнительные материалы к урокам
  • выпуск познавательных газет
  • разработку и проведение внеклассных мероприятий и декад
  • использование передовых педагогических технологий
  • наличие развивающей среды во всей школьной жизни

Всестороннее развитие человека в современную эпоху требует формирования активной целеполагающей личности, умеющей самостоятельно намечать свои цели, создавать условия для их реализации. Использование в моей практике указанных способов целеполагания способствует формированию компонента мотивационной сферы – смысла учения и поддерживают интерес к учению моих учеников.