Цель:
- систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету;
- охарактеризовать причины и значение Великой Победы;
- воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину;
- подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа.
- формировать умение работать с историческими документами.
Оборудование: карта "Великая Отечественная война 1941-45 гг.", атласы, проектор, экран, учебники, портреты героев войны.
Ход урока
": нам нужна одна Победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим!"
Б.Окуджава
I Организационный момент.
С момента Великой Победы прошло уже 65 лет. Все дальше и дальше отдаляются от нас эти суровые дни. Солдат Великой Отечественной войны остается все меньше и меньше. Но наша память о тех трагических днях должна храниться в наших сердцах. Цель сегодняшнего урока - проверить ваши знания о Великой Отечественной войне и ответить на вопрос: какова цена и значение Победы для нашего народа и Родины. Обратите внимание на эпиграф к нашему занятию. В конце урока я попрошу вас высказать свою точку зрения по следующим вопросам: разделяете ли вы позицию автора этих строчек и насколько СССР нужна была эта победа? На этом уроке мы будем работать в группах. Для начала вас ожидает работа с технологическими картами.
(каждая группа получает технологические карты)
II Актуализация знаний.
(каждая группа получает технологические карты)
Задание №1
Составить по 2 задания
А) на соотнесение информации
Б) на исключение лишнего
В) восстановление хронологической цепочки
Задание №2
По теме "Великая Отечественная война" сформулировать вопросы, начинающиеся со слов:
А) "Кто:?", "Что:?" (2 вопроса)
Б) "Почему:?" (1 вопрос)
В) "Сравните:?" (1 вопрос)
Задание №3
Дать определение следующим терминам и понятиям:
1 группа
- "Страшная война" -
- "Блицкриг" -
- "ГКО" -
- "Тайфун" -
2 группа
- "Ставка Верховного Главнокомандования" -
- "Коренной перелом" -
- "Барбаросса" -
- "Блау" -
3 группа
- "Ост" -
- "Антигитлеровская коалиция" -
- "Второй фронт" -
- "Уран" -
4 группа
- "Ленд-лиз" -
- "Эвакуация" -
- "Новый порядок" -
- "Багратион" -
5 группа
- "Холокост" -
- "Остарбайтеры" -
- "Коллаборационизм" -
- "Цитадель" -
(проверка заданий: ответы - на экране)
Задание №4 (это задание уже не входит в технологическую карту)
Работа с картой. Найдите на карте:
- направления действий немецких войск по плану "Барбаросса";
- линию максимального продвижения немецких войск к 5 декабря 1941 г.;
- окружение немецких войск под Сталинградом и результате последующего наступления Красной Армии;
- боевые действия на Курской Дуге;
- города-герои Москва, Ленинград, Сталинград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, Брест, Прохоровка, Берлин, Кенигсберг;
- столицы государств, освобожденных Красной Армией: Варшава, Прага, Братислава, Вена, Будапешт, Бухарест, Белград, София;
Задание №5
Работа с источниками
Определите, о каких сражениях идет речь в отрывках из работ историков, воспоминаний и других источников. Расставьте отрывки в хронологической последовательности.
"Окружение советских войск под:- самое крупное за всю Вторую мировую войну: Трагически закончилась попытка прорыва военного совета и штаба фронта, потерявших связь с армиями: В группе оставалось не более тысячи человек, из них 800 офицеров, в том числе командующий фронтом М.П.Кирпонос:В рукопашной схватке участвовали все - от солдата до командующего фронтом. Кирпоноса сначала ранило в ногу, а вскоре осколки разорвавшейся рядом мины изрешетили его грудь. Командующий тут же скончался".
"Обоснованные данные нашей разведки о подготовке главного удара врага на юге не были учтены. На Юго-западное направление было выделено меньше сил, чем на Западное. Стратегические резервы соответственно сосредоточились в основном возле Тулы, Воронежа, Сталинграда и Саратова. Критически оценивая теперь принятый тогда план действий: вынужден сказать, что самым уязвимым в нем оказалось решение одновременно обороняться и наступать".
"Советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных "планом Барбаросса". Под воздействием сокрушительных ударов "план Барбаросса" рухнул, а его основа - теория молниеносной войны - потерпела полный крах".
"Противник ставил перед собой задачу окружить, уничтожить советские войска: Итоги:боев показали, что этот новый стратегический план немцев, построенный без реального учета соотношения сил, оказался от начала до конца авантюристическим и позорно провалился. Красная Армия в упорных оборонительных боях измотала и обескровила главные силы немецко-фашистской армии:Немцы понесли огромные потери, но не добились успеха. Разгромив: немецко-фашистские войска, Красная Армия:сама перешла в решительное наступление, прорвала сильно укрепленную оборону немцев:"
"Ставке Верховного Главнокомандования было хорошо известно, что:6-я и 4-я танковые немецкие армии оказались сосредоточенными на узком участке фронта:а их фланги прикрывались румынскими войсками. Было также известно, что огромные потери, которые продолжал нести враг, в надежде все же овладеть городом, и особенно то, что он не имел здесь сколько-нибудь внушительных резервов, ещё более ограничивали его оборонительные возможности. Тут напрашивалось решение: организовать и провести контрнаступление".
"В 12 часов противник бросил в бой большие массы пехоты и танков и начал теснить наши части. Удар направлялся на Центральный вокзал. Этот удар был исключительной силы. Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По- видимому, гитлеровцы решили, что участь его решена: Наши бойцы:притаившись в домах, в подвалах и дзотах, за углами домов, видели, как пьяные гитлеровцы соскакивали с машин, играли на губных гармошках, бешено орали и плясали на тротуарах:Вскоре гитлеровцы поняли, что город нахрапом не возьмешь, что кусается он очень больно. В дальнейшем он стали действовать осмотрительнее: атаки подготовляли тщательнее и в бой шли без гармошек, без песен и плясок".
"Главные наступательные операции имелось в виду провести на юго-западном театре военных действий, с тем чтобы, прежде всего, освободить Правобережную Украину и Крым. Было решено полностью освободить Ленинград от блокады и отбросить врага за пределы Ленинградской области. На севера - западном направлении войска должны были выйти к границам прибалтийских республик. Западному направлению ставилась задача возможно большего освобождения территории Белоруссии".
(проверка заданий: ответы на экране)
III Подведение итогов. Определение цены и значения Победы.
Пресс-конференция.
От каждой группы выходит один представитель, а все остальные- выполняют роль журналистов. Каждая группа должна подготовить по одному вопросу по итогам войны. Вопрос можно задать любому из участников, кроме представителя своей группы. По итогам пресс-конференции нужно написать краткий очерк.
(Пресс - конференция длится 20 минут, после этого ученикам дается 5 минут, чтобы они написали небольшой очерк)
Дети зачитывают свои очерки.
(на доске данные о потерях СССР во время войны)
- 1700 городов
- 70 000 селений
- 31 135 фабрик и заводов
- 99 876 совхозов и колхозов
- 44 000 библиотек и театров
- 84 000 школ и лечебниц
- 25 000 000 людей осталось без крова
Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей.
За годы войны Советский Союз понес огромные потери. В экономическом и хозяйственном развитии СССР был отброшен на несколько десятилетий назад. А теперь, я хочу послушать ваш ответ на вопрос, нужна ли была победа такой ценой? Свою точку зрения аргументируйте.
(Заслушиваются мнения учащихся)
Далее учащиеся с опорой на знания, полученные ранее, называют итоги Великой Отечественной войны. Ответы могут быть такими:
- СССР спас человечество от фашизма;
- СССР отстоял свою независимость;
- СССР достиг военного превосходства;
- в результате победы СССР укрепил свои границы;
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:
- Победа досталась советскому народу благодаря огромным усилиям;
- Европейским странам был открыт путь для самостоятельного решения своей судьбы;
- После войны была создана Организация Объединенных наций (ООН), которая была объявлена гарантом мира;
Домашнее задание: написать эссе на тему "Великая Отечественная война в истории моей семьи".