Цель:
- Формировать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, подбирать проверочные слова.
- Способствовать развитию речи, внимания, памяти, творческого воображения, познавательного интереса, наблюдательности.
- Способствовать воспитанию любви к родному языку и чувство любви к родной осенней природе через произведения А. С. Пушкина.
Форма урока: Интегрированный урок: литературное чтение и русский язык.
Оборудование:
- Портрет А.С. Пушкина;
- картина с изображением осеннего пейзажа;
- учебники “ Родная речь” (3-й класс (1-4) Л.Ф. Климанова)
- Плакат: “ Безударные гласные в корне слов а, о, и, е, я проверяй так ”…
- Словари С.И. Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент
Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
II. Постановка цели урока
Учитель. Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок литературного чтения и русского языка. На уроке мы познакомимся и проанализируем произведение А.С. Пушкина, а затем на основе этого произведения поупражняемся в нахождении и проверке слов с безударными гласными в корне.
III. Введение в тему
а) Слово учителя об А.С. Пушкине.
– Что вы знаете об А.С. Пушкине?
– Какие произведения А.С. Пушкина вам знакомы?
- Учитель дополняет ответы учащихся о поэте.
б. Знакомство с портретами А.С. Пушкина.
Учитель. Перед вами в учебнике и на доске несколько портретов с изображением А.С. Пушкина. Считается, что выдающийся русский живописец В. Тропинин наиболее точно передал облик А.С. Пушкина и что это самый удачный портрет поэта. Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные самим поэтом. А.С. Пушкин был разносторонним и талантливым человеком.
IV. Изучение новой темы.
а) Слово учителя.
Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи он посвящал изображению родной природы. Известно, что осень занимает особое место в жизни и творчестве Пушкина. Она для него не просто пора бодрости, прилива жизненных и творческих сил, а средство выражения своего мироощущения, своего взгляда на жизнь. О ней он пишет с большей любовью, глубиной и яркостью, чем о каком – либо другом времени года.
Сегодня, ребята, мы познакомимся с произведением А.С. Пушкина, где он описывает осень, с отрывком из романа “ Евгений Онегин” – “ Уж небо осенью дышало”.
б) Выразительное чтение стихотворения учителем.
в) Работа над содержанием.
– Какое настроение вызвало у вас это
стихотворение?
– О каком периоде осени говорится в
стихотворении?
– Какие слова и выражения указывают на это.
Найдите их в тексте.
– Как бы вы озаглавили этот отрывок?
– Как вы себе представляете: “Уж небо осенью
дышало”, “Гусей крикливых караван тянулся к
югу”.
– Представьте осень, изображенную в этом
отрывке. Попробуйте описать ее (с опорой на
картину). Какие краски вы будете использовать?
Почему?
– Найдите словосочетания, которые помогают
одушевить природу (небо дышало, леса обнажались,
туман ложился, ноябрь стоял).
V. Физкультминутка
Идем мы вслед за песенкой
Тропинкою лесной.
Нам клены машут весело
Осеннею листвой.У нас за каждой веточкой
Друзья найдутся тут –
И зайчики, и белочки
Навстречу нам бегут.
VI. Закрепление изученного материала
Упражнение в нахождении и проверке безударных гласных.
– Найдите в стихотворении слова с проверяемой
безударной гласной в корне.
– Вспомним правило проверки безударной гласной
в корне.
- Учитель вывешивает плакат “Безударные гласные в корне слова а, о, и, е, я проверяй так”…
– Где могут находиться в слове безударные
гласные?
– Нужно ли проверять безударные гласные в
суффиксах, приставках, окончаниях? Почему?
– Выпишите из стихотворения слова с безударной
гласной в корне и подберите к ним проверочные
слова.
– Подчеркните проверяемые безударные гласные,
поставьте ударение и выделите корень.
VII. Работа с текстом
а). Чтение стихотворения учащимися.
б). Словарная работа.
- В стихотворении нам встретились редко употребляемые слова.
– Как вы понимаете значение этих слов?
– Посмотрите в словаре С.И. Ожегова лексическое
значение непонятных слов.
На доске:
караван
сеньблистало
таинственная
– Какие еще слова вам непонятны?
– Какие звуки чаще всего встречаются в
стихотворении? (Звуки [а], [о], [и].)
- Они тянутся, придавая певучесть и плавность произведению. Читайте стихотворение неторопливо и мелодично.
в) Чтение стихотворения “цепочкой”.
VIII. Работа над изученными орфограммами.
На доске:
осенью
лесовна поля
у двора
– Образуйте от данных слов однокоренные слова,
выделите в них корень и гласную в корне.
Поставьте знак ударения.
– Сравни произношение и написание корня в
однокоренных словах.
– Какие из родственных слов являются
проверочными? Почему?
– Составьте с любым из этих слов предложение.
Разберите его по членам предложения.
– Какие еще изученные орфограммы встретились
вам в стихотворении?
IX. Итог урока
– Чем необычен был урок?
– Как проверить безударную гласную в корне
слова?
X. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина.
Упр. 250