Обобщающий урок русского языка с использованием произведения А.С. Пушкина по теме "Упражнение в проверке безударных гласных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  1. Формировать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, подбирать проверочные слова.
  2. Способствовать развитию речи, внимания, памяти, творческого воображения, познавательного интереса, наблюдательности.
  3. Способствовать воспитанию любви к родному языку и чувство любви к родной осенней природе через произведения А. С. Пушкина.

Форма урока: Интегрированный урок: литературное чтение и русский язык.

Оборудование:

  • Портрет А.С. Пушкина;
  • картина с изображением осеннего пейзажа;
  • учебники “ Родная речь” (3-й класс (1-4) Л.Ф. Климанова)
  • Плакат: “ Безударные гласные в корне слов а, о, и, е, я проверяй так ”…
  • Словари С.И. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент

Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.

II. Постановка цели урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок литературного чтения и русского языка. На уроке мы познакомимся и проанализируем произведение А.С. Пушкина, а затем на основе этого произведения поупражняемся в нахождении и проверке слов с безударными гласными в корне.

III. Введение в тему

а) Слово учителя об А.С. Пушкине.

– Что вы знаете об А.С. Пушкине?
– Какие произведения А.С. Пушкина вам знакомы?

  • Учитель дополняет ответы учащихся о поэте.

б. Знакомство с портретами А.С. Пушкина.

Учитель. Перед вами в учебнике и на доске несколько портретов с изображением А.С. Пушкина. Считается, что выдающийся русский живописец В. Тропинин наиболее точно передал облик А.С. Пушкина и что это самый удачный портрет поэта. Здесь же мы видим автопортрет и рисунки, выполненные самим поэтом. А.С. Пушкин был разносторонним и талантливым человеком.

IV. Изучение новой темы.

а) Слово учителя.

Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи он посвящал изображению родной природы. Известно, что осень занимает особое место в жизни и творчестве Пушкина. Она для него не просто пора бодрости, прилива жизненных и творческих сил, а средство выражения своего мироощущения, своего взгляда на жизнь. О ней он пишет с большей любовью, глубиной и яркостью, чем о каком – либо другом времени года.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с произведением А.С. Пушкина, где он описывает осень, с отрывком из романа “ Евгений Онегин” – “ Уж небо осенью дышало”.

б) Выразительное чтение стихотворения учителем.

в) Работа над содержанием.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
– О каком периоде осени говорится в стихотворении?
– Какие слова и выражения указывают на это. Найдите их в тексте.
– Как бы вы озаглавили этот отрывок?
– Как вы себе представляете: “Уж небо осенью дышало”, “Гусей крикливых караван тянулся к югу”.
– Представьте осень, изображенную в этом отрывке. Попробуйте описать ее (с опорой на картину). Какие краски вы будете использовать? Почему?
– Найдите словосочетания, которые помогают одушевить природу (небо дышало, леса обнажались, туман ложился, ноябрь стоял).

V. Физкультминутка

Идем мы вслед за песенкой
Тропинкою лесной.
Нам клены машут весело
Осеннею листвой.

У нас за каждой веточкой
Друзья найдутся тут –
И зайчики, и белочки
Навстречу нам бегут.

VI. Закрепление изученного материала

Упражнение в нахождении и проверке безударных гласных.

– Найдите в стихотворении слова с проверяемой безударной гласной в корне.
– Вспомним правило проверки безударной гласной в корне.

  • Учитель вывешивает плакат “Безударные гласные в корне слова а, о, и, е, я проверяй так”…

– Где могут находиться в слове безударные гласные?
– Нужно ли проверять безударные гласные в суффиксах, приставках, окончаниях? Почему?
– Выпишите из стихотворения слова с безударной гласной в корне и подберите к ним проверочные слова.
– Подчеркните проверяемые безударные гласные, поставьте ударение и выделите корень.

VII. Работа с текстом

а). Чтение стихотворения учащимися.
б). Словарная работа.

  • В стихотворении нам встретились редко употребляемые слова.

– Как вы понимаете значение этих слов?
– Посмотрите в словаре С.И. Ожегова лексическое значение непонятных слов.

На доске:

караван
сень
блистало
таинственная

– Какие еще слова вам непонятны?
– Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении? (Звуки [а], [о], [и].)

  • Они тянутся, придавая певучесть и плавность произведению. Читайте стихотворение неторопливо и мелодично.

в) Чтение стихотворения “цепочкой”.

VIII. Работа над изученными орфограммами.

На доске:

осенью
лесов
на поля
у двора

– Образуйте от данных слов однокоренные слова, выделите в них корень и гласную в корне. Поставьте знак ударения.
– Сравни произношение и написание корня в однокоренных словах.
– Какие из родственных слов являются проверочными? Почему?
– Составьте с любым из этих слов предложение. Разберите его по членам предложения.
– Какие еще изученные орфограммы встретились вам в стихотворении?

IX. Итог урока

– Чем необычен был урок?
– Как проверить безударную гласную в корне слова?

X. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина.
Упр. 250