“Встал утром, привёл себя в порядок, приведи в порядок свою планету” "Маленький принц", Экзюпери |
Цели:
- формировать интерес к истории родного края;
- воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине,
- развивать чувство гражданственности и патриотизма через социализацию личности ребенка.
Подготовительная работа:
1. Составление схемы проведения классного часа. Оформление, оборудование, инвентарь:
- плакат с изображением земного шара;
- игрушечные модели глобуса;
- фигурки человека из белой бумаги;
- листы цветной бумаги: чёрной, красной, зелёной, белой;
- картинки с изображением животных, растений;
- компьютер, проектор;
2. Индивидуальные задания для творческих групп.
Ход классного часа
1. Вступительное слово классного руководителя
Учитель. Добрый день, ребята! Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня.
– Наука экология изучает наш дом – планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе все взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку.
– Прочитайте тему нашего классного часа. Что вам известно об этом празднике? Что вы хотите узнать о нем? Запишите в таблице: (слайд 1, см. Приложение 1)
Что мне известно по теме? | Что я хочу узнать? | Что я узнал по теме? |
(Обсуждение записей. Третья колонка заполняется в ходе проведения классного часа.)
День Земли (англ. Earth Day) – название, используемое по отношению к различным (слайд 3) мероприятиям, проводящимся весной и призванным побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля.
День Земли – это гражданская инициатива, которая призвана объединять всё население планеты в деле защиты окружающей среды. Она открыта для присоединения любых людей, групп и организаций.
День Земли – это праздник, которые отмечают люди всех национальностей и вероисповеданий.
2. Классный руководитель предлагает рассмотреть модель глобуса в руках каждого ученика и высказать своё мнение.
– У вас в руках предмет. Что он вам говорит? (Глобус,
модель планеты.)
– Поразмыслите, что каждый из вас может увидеть
на этой маленькой "копии" планеты? (Моря,
океаны, материки, леса, степи, горы, города.)
3. Показ слайдов с видами планеты из космоса. (слайд 4)
– Посмотрите, как выглядит земля из космоса.
– Какие чувства вы испытываете, глядя на эти
снимки? (Высказывания детей.)
4. История возникновения Дня Земли.
– В середине 20 века учёные разных стран стали говорить о необратимых изменениях, происходящих на планете. Они стали обращаться к людям за помощью. Человек должен жить в гармонии с природой, а не покорять её. Человек должен сотрудничать с природой, её всемирно охранять.
День Земли – 22 апреля
Первая "одноразовая" акция в этот день
прошла в 1970 году в США
Символ Дня Земли (слайд 5–6)
Колокол Мира в День Земли (слайд 7)
В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира – символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время – это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры.(слайд
Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 1954 г. Он отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов, и является символом глобальной солидарности людей Земли. В него также вплавлены ордена и медали, другие почетные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: "Да здравствует всеобщий мир во всем мире" (слайд 10).
В России акция "Колокол Мира в День Земли" проводится с 1998 года по инициативе и под патронатом летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А. Н. Березового в Международном Центре Рерихов (слайд 11).
На торжественном открытии первого Дня Земли в Москве Сергей Петрович Капица сказал: “…День Земли – это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые ее населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся”
Теперь колокола Мира звучат и в других городах России, правда, чаще День Земли у нас отмечают не 21 марта, а 22 апреля.
Существуют две версии возникновения этого праздника (слайд 8-13).
Каждый человек выражает своё отношение к защите окружающей среды. Многие творческие люди пишут картины, стихи. Прослушайте одно из них.
Стихотворение ко дню Земли (читает ученик)
– Как автор стихотворения относится к проблеме? (высказывания детей)
5. Малая родина – Алтайский край
– Какое место мы с вами называем "
кормилицей-землёй"?
– С чего должен начать каждый человек в деле
сохранения окружающей природы на планете? (С
охраны природы своего края.)
– Наш край – Алтайский. Это древняя и
историческая земля. Наши предки умели жить и
ценить природу края, умели пользоваться её
дарами.
– Современным жителям края выпала доля
сохранить те участки лесов, степей, которые
сохранились с тех давних времён.
6. Домашнее задание.
1-я группа изучила Красную книгу Алтайского
края
(сообщения детей о растениях и животных,
занесённых в Красную книгу Алтайского края) (слайд
8)
2-я группа ребят подготовили загадки о животных и растениях.
3-я группа подготовила запрещающие знаки поведения человека в природе (сообщения детей)
– Если бы животные могли снами говорить на одном языке, как вы думаете, что бы они нам сказали?
– Послушайте стихотворение.
Чтоб радость завтрашнего дня.
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою земля
И небо чистым быть.
А землю эту, не щадя,
Терзал за веком векИ брал всё только для себя
"Разумный" человек.
Сейчас же кинулись спасать
Природную среду.
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страдания, что земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
– Что вы слышите в этом стихотворении? (Упрёк
человеку, обращение к его благоразумию.)
– Давайте вспомним!
Какому празднику был посвящён классный час?
Назовите цель праздника.
Когда он отмечается?
Какой знак является символом праздника?
Что изображено на флаге Земли?
Какие мероприятия проводятся в России и других
странах к этому празднику – “День Земли”?
А что мы с Вами можем сделать в деле защиты
окружающей среды? (слайд 27)
Запишите в таблице, что нового вы узнали о Дне
Земли:
Что мне известно по теме? | Что я хочу узнать? | Что я узнал по теме? |
Обсуждение записей. (слайд 30)
7. Составление своего экологического альбома.
Предлагаю вам вместе со мной начать заполнение необычного альбома. (Показываем альбом.)
8. Подведение итога. Рефлексия.
– Ребята, у вас на столах лежат бумажные фигурки человека. Каждый из вас возьмите фигурку и напишите на ней качества Человека– достойного жителя планеты Земля. Поселите своего Человека на нашу голубую планету.
(Дети прикрепляют человечков на плакат с изображением планеты.)
– Чем для вас был классный час?
Литература
- Веселые классные часы с 1–4 класса, “Феникс”, 2005
- Система экологического образования и воспитания учащихся, Н. Ф. Бочкарева, 1996
- Абаимова Е.М. День Земли. Классный час
- День Земли статья из Вакипедии.