Цель. Закрепление умений называть, записывать, сравнивать многозначные числа. Пропедевтика сложения и вычитания многозначных чисел по разрядам. Решение текстовых задач на сложение и вычитание.
Подготовка уроку.
Класс украшен шарами, костюм скомороха приготовить, на каждой парте коробочка с фишками. Учебник по математике М.И. Башмакова и М.Г. Нефёдовой.М. АСТ Астрель, 2010.
На слайде картинки ярмарки, см. Приложение 1 <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока
Звучит песня.
Скоморох:
Всем! Всем! Всем!
Кто умён совсем
Спешите, спешите порадовать мир,
Осень объявляет ярмарочный турнир.
Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая, плясовая, жаркая,
Глянешь налево – лавки с товаром.
Глянешь направо – веселье даром.
На ярмарке вы сможете
Купить – продать, подарить – обменять,
Сосчитать – обсчитать, и на память взять,
Всё что можно пожелать!
Учитель:
Но при этом нужно знать
Как делить и вычитать,
Умножать и прибавлять,
И задачи как решать.
А за каждый правильный ответ из сундучка берём 1 фишку: за правильный ответ – кружок, с 1неточностью в ответе – квадрат, за неполный ответ – треугольник. В конце ярмарки посчитаем – у кого больше фишек, тот и купец. На нашу ярмарку приехали гости.
Скоморох:
Слышите бубенцов звон?
Вам знаком, конечно, он,
Да и трели балалайки,
Это, братцы не зазнайки,
И на людях не угрюмы,
Им понятен тонкий юмор.
Словно яркие игрушки –
Добры молодцы – Петрушки.
2. Устный счёт
а) Прочитайте числа и назовите следующие 4 числа:
42 896, 42897, 42898, …
7 800 504, 7 800 503, 7 800 502, ..
105 647, 105 648, 105 649, ..
б) Сравните числа:
83 450 … 834 500, 67 890 … 67 800, 69 002 … 960 000,
81 350 … 80 990, 342 509 … 340 509, 33 890 .. 33 980.
в) Вычисли:
799 + 1
999 + 1
800 – 1900 – 1
5 670 – 1
6 050 – 13 875 + 5
4 196 + 4
1 318 – 318789 + 2 000
8 562–562
4057 – 57
г) Какие числа записаны в виде суммы разрядных слагаемых:
7 000 + 500 + 10 + 8 =
60 000 + 3 000 + 600 + 80 + 2 =
80 000 + 5 000 + 70 =
700 000 + 60 000 + 7 000 + 100 + 5 =
3. Итог устного счёта
– Посчитаем количество фишек. Поднимите руки у кого 1 фишка, 2 фишки, 3 фишки. Самый успешный купец – … .
4. Сложение и вычитание многозначных чисел по разрядам
Скоморох:
Тары-бары-растабары,
У меня есть сто товаров!
Есть платки и гребешки,
Пряники и петушки.
Пряники медовые,
Петушки рублёвые!
– Так зазывали купцы покупателей. А у нас на ярмарке товар особенный – примеры. Решаем в тетрадь.
а) С комментированием у доски.
5 759 – 3 425 3 924 – 1 680 7 264 – 5 840 6 320 – 4 518
б) Решение по вариантам.
1 вариант. Стр. 24, № 7в.
2 вариант. Стр. 24, №7г.
1 вариант 617 – 359
5 232 – 461
4 724 – 2 956
6 351 – 3 7462 вариант 912 – 563
3 685 – 796
4 354 – 2 758
8 427 – 7 529
Проверка. Сравните ответы. У кого нет ошибок – из сундука берите фишку.
5. Физкультминутка
Звучит песня. Движения под музыку.
6. Решение задач
Платки, петушки, расписные гребешки!
Небольшой расход – подходи честной народ.
а) № 11, страница 25.
– За 2 фишки кто желает решить задачу на доске с комментированием?
На кондитерской фабрике печенье упаковали в большие коробки по 20 кг и в маленькие – по 8 кг. Сколько было килограмм печенья, если получилось 40 больших коробок и 75 маленьких?
б) № 12, страница 25.
За 5 пакетов молока и 2 пачки масла Маша заплатила 145 рублей. Масло стоит 25 рублей. Сколько стоит пакет молока?
– Заглянем в лавку чудес? Для вас задачи всех мастей.
7. Самостоятельная работа
1 вариант – № 18, стр. 25.
У продавщицы 63 жёлтые астры, а белых на 28 меньше. Из всех астр она сделала букеты по 7 цветков в каждом. Сколько получилось букетов?
2 вариант – № 19, стр. 25.
У мороженщика 28 порций пломбира, а крем-брюле в 2 раза больше. Всё мороженое лежит в четырёх коробках. Сколько порций мороженого в каждой коробке?
8. Проверка
№ 18
Ответ: 14 букетов получилось. |
№ 19
Ответ: в каждой коробке 21 порция. |
9. Итоги ярмарки
– У кого больше фишек? (Выставление оценок.)
– Урок окончен. До свидания.