Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающая, частично поисковая: обучать умению подчинять свою работу названию темы, умению делать выводы, строить умозаключение, показать воздействие музыки на слушателя, наблюдать за стилем К.Г. Паустовского, работать над развитием речи, учить слушать, выражать свои мысли, чувства.
  • Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать произведение, самостоятельность, эмоциональный мир, воображение, творческие способности, память, мышление.
  • Воспитательная: прививать чувство любви к литературе, учить любоваться красотами природы, расти добрыми, чуткими, жизнелюбивыми.

Ход урока

1. Вызов

Под музыку Грига мальчик и девочка ведут диалог.
(Звучит музыка Э. Грига “Утро”. Приложение 1. Слайды с 1 по 12)

– Какая красивая музыка!
– Вас зовут Эдвард Григ?
– Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?
– В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди.

У: Эта страна расположена на Скандинавском полуострове, за полярным кругом, в зоне сурового арктического климата. Что это за страна? Расшифруйте слово.

Назовите Родину композитора. (Слайды с 13 по 16)

  • Проблемный вопрос

У: Почему на уроке литературного чтения мы встретились с композитором и его замечательной музыкой? (Слайд 17)

Д: Э. Григ и его волшебная музыка лежит в основе произведения К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”. (Слайд 18)

У: К. Паустовский любил писать истории из жизни знаменитых людей. Так появился рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

Раздел: Страна детства
Тема
: К.Г.Паустовский
“Корзина с еловыми шишками”
Тема высказывания:
“Чем должен жить человек?”

Что необычного заметили в записи темы урока? (Слайд 19)

Д: Мы видим вопросительное предложение, а значит, нам предстоит дать на него ответ. (Приложение. Слайд 19)

У: Я хочу видеть на уроке внимательных, серьёзных, вдумчивых читателей, способных размышлять, анализировать, чувствовать сердцем и душой.

2. Осмысление

Появляется девочка с корзинкой еловых шишек.

У: Ну, конечно, вы узнали эту девочку? Не в этой ли избушке живёт главная героиня?

А что у неё в корзине? Она так тяжела! (Слайд 20)

Д: В корзине у Дагни еловые шишки!

  • Проблемный вопрос

У: А зачем девочке понадобились шишки? (Варианты ответов детей.)

Д: Шишками можно топить печь, делать различные игрушки, утеплять дом.

У: А знаете ли вы, как появляются еловые леса? (Слайд 21)

У: Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек.

Дагни – дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья. (Слайд 22)

  • Приглашение к анализу текста

У: Ребята, давайте и мы соберем свои “шишки”, получим свои “семена” знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни. (Слайд 23)

  • Проверим домашнее задание
  1. Распредели слова по группам (ассоциативный ряд) (Слайд 24)

б) По опорному конспекту составь рассказ (описание) (Слайд 25)

Осенний лес
Грибной воздух
Шум прибоя
Пряди мха
Весёлое эхо
Зимний город
Туман
Пароходы
Пристань
Снег

У: Как вы думаете, зачем К. Паустовский включил описание осеннего леса и зимнего города? (Варианты ответов детей.)

Д: Композитор черпает вдохновение не только в природе, но и в обычной обстановке, привычном окружении. (Контраст: медь и золото листьев и заржавленный пароход.)

У: Произведение Константина Паустовского читают уже 150 лет!

Давайте и мы вслушаемся в красоту художественного слова, анализируя текст.

(Дагни раздаёт задания – “шишки” из корзины. Класс работает по группам разного уровня сложности.)

Дети вспоминают правила работы в группе. (Слайды с 26 по 28)

(Чтение вслух по цепочке, выбор старшего группы, название главы вслух, вопросы не читаем, дополнительные ответы поощряются, включаем музыку,

У: Я желаю вам плодотворной работы.

(Ребята выполняют задание, используя памятки: “Компоненты интонации”, “Идеальному читателю”, “Учись работать по алгоритму”.)

Физкультминутка. (Слайды с 29 по 35)

  • Работа в группе по главам произведения.

1-я группа “Встреча в лесу”. (Слайд 36)

У: Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить.

Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку.

Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить подарок позже. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу.)

2 группа “В доме композитора”. (Слайды 37, 38)

У: “…У тебя на сердце зацвел белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны”.

Как ярко и точно пользуется художественным словом К. Паустовский. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу.)

3 группа “В гостях”. (Слайд 39)

У: Дагни чуткая, милая, впечатлительная, как в детстве. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу.)

4 группа “Долгожданный подарок”. (Слайд 40)

(Стихотворение собственного сочинения. Синквейн.)

У: Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги.

Он может расцвести в душе каждого из вас.
Давайте вернёмся к теме нашего урока. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. Звучит музыка.)

3. Рефлексия

У: Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Э. Грига?

(Д: “…Вы открыли передо мной, то прекрасное, чем должен жить человек”.)

Страна детства
Тема
: К.Г.Паустовский
“Корзина с еловыми шишками”
Тема высказывания:
“Чем должен жить человек?” (Слайд 41)

У: Чем же должен жить человек? (Слайд 42)

Д: Мечтой, Родиной, искусством, музыкой…

У: Произведение, которое мы с вами изучили современно и актуально. Все чувства и поступки для нас важны. Есть талантливые люди (Э. Григ и К. Паустовский), которые помогают раскрыть и понять книгу душевных отношений.

Давайте и мы подарим душевный подарок друг другу и нашим гостям. (Стихи детей. Встают лицом к гостям. Дарят подарки Учитель читает стихотворение.)

(Слайды 43, 44)

  • Домашнее задание.

Приготовить духовный подарок своим одноклассникам. Прочитать полное сочинение К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

  • Душевные слова благодарности детям за работу на уроке. (Слайд 45)