Внеклассное мероприятие "Святые вечера". 1–4-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • познакомить учащихся с историей возникновения Рождественских праздников,
  • формировать систему ценностей и убеждений, основанных на православных традициях,
  • воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей Родины.

Ход занятия

Учитель:

Все на святки! Все на святки!
Приходите-ка ребятки!
И овсень, и коляда
Будут вместе с нами, да?

1-й ученик:

Это что такое - святки?
Вы не слышали, ребятки?
Что ж, придется рассказать
И конечно, показать!

2-й ученик: Святки, святые вечера - так называются в России дни празднества, дни веселья и дни священного торжества - Рождества Христова, начинавшиеся 7 января (по настоящему календарю) и заканчивающиеся 19 января.

Святки в России связаны с традицией Русской православной церкви. Праздник Рождества - большой и светлый, отмечался торжественным ночным богослужением. По окончании службы радостное праздничное настроение как бы выплёскивалось за стены храмов - начиналось рождественское славление и хождение со звездой. Звезда делалась из цветной блестящей бумаги, соединялась со свечой, поэтому светилась и была видна издалека. Славящие Христа несли её на длинной палке, они ни во что не рядились, но символически изображали волхвов - древних мудрецов, которым Вифлеемская звезда указала место рождественских событий.

3-й ученик: Рождественские праздники сопровождались колядованием - обрядом, который известен на Руси с языческих времен. Коляда - языческий бог пиршества и мира. Для его прославления парни и девушки прятали свое лицо под традиционными масками козы и медведя. Такие маски в народе называли "харя".

4-й ученик: Именно маска - обязательная святочная принадлежность - помогала человеку оставаться неузнаваемым на празднике. Во время Святок ряженые становились под окнами, пели колядки и собирали подарки.

Появляются ряженые

1-й ряженый: Добрый вечер тому, кто в этом дому.

2-й ряженый:

Коляда пришла, нам забавы принесла!
Кто даст пирога, тому рожь густа!
С колоска - полмешка, с полузернышка - блинок!

3-й ряженый:

Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем,
И богатством во всем.
И дай Бог вам, господа, здоровья долгие года!

4-й ряженый: Принесли мы вам, ребята, загадки в подарок. Готовы?

Белый катится клубок,
На глазах толстеет бок. (снежный ком)

Сидит красная девица под землей в глухой темнице,
И зеленую косицу распустила над землей,
Эту красную девицу с хрустом мы съедим зимой. (морковь)

Крепко я дружу с водицей.
Без меня вам не прожить,
Не умыться, не напиться,
Огорода не полить. (ковшик)

1-й ряженый:

Поиграли, поплясали, что ж хозяева устали.
Надобно домой идти, там гаданье провести!

Ряженые уходят

Учитель: Давно стало традиционным и гадание, которое обычно приурочивают к Святкам.

1-й ученик: Гадания - часть русской культуры. В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля сказано: "Гадать, отгадывать, угадывать, разгадывать - узнавать или открывать что-либо неизвестное, наобум или по каким-либо признакам, по соображению. Дознаваться неведомого ворожбой, ворожить".

2-й ученик: В деревнях и селах в долгие зимние вечера под треск лучины или свечи, девушки или боярышни, коротая время, пытались предугадать судьбу, разгадать свое будущее. Особенно популярными были святочные гадания (с 7 по 19 января). Святки - особое время. Издавна на святках широко и открыто занимаются тем, что православие считает за грех, - гаданием. Гадание - опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше - "Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может:" Во время святок различают "святые вечера"(7-13 января) - для веселых, смешных гаданий. И "страшные вечера" (14-19 января) для опасных рискованных гаданий. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер - канун 14 января, то есть на Старый Новый год.

3-й ученик: История донесла до нас самые разные гадания. Узнать свою судьбу девушки пытались самыми различными способами: гадали на курице, на лошади, на гребешке, на топоре, на ключе, на башмачке, на зеркале, на бобах:

4-й ученик: Существует огромное количество самых невероятных и нелепых, на взгляд современного человека, гаданий, но в старину к этому обряду относились довольно серьезно. Давайте и мы познакомимся с некоторыми наиболее распространенными способами узнать будущее

Звучит мелодия. За столом сидят девочки в русских нарядах. На столе стоят зажженные свечи, чаша, рядом лежит рушник.

Учитель:

Раз в крещенский вечерок девушки гадали:
За ворота башмачок сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном слушали,
Кормили счетным курицу зерном,
Ярый воск топили,
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой, серьги изумрудны.
Расстилали белый плат и над чашей пели в лад
Песенки поблюдны.
(А. С. Пушкин)

1-я девочка: А ведь сегодня ворожат все. Давайте и мы погадаем

Девочка встает, берет блюдо и обходит остальных девочек, каждая из которых кладет в чашу свою вещицу: колечко, сережку, цепочку; накрывает чашу рушником.

Девочки поют песни, после исполнения каждой из-под рушника достается одна из вещиц и "определяется" судьба ее владелицы.

1.

Во саду хожу, полотенцы стелю,
А еще похожу и еще постелю.
Кому вынется, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется. (к дороге)

2.

Комар пищит, каравай тащит.
Комариха верещит, гнездо веников тащит.
Кому вынется, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется. (к богатству)

3.

Летит сокол из улицы, голубушка из другой.
Слеталися, целовалися, сизыми крыльями обнималися.
Кому вынется,тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется. (к свиданию)

4.

Катилось колечко по бархату,
Прикатилось колечко по яхонту.
Кому вынется, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется. (к свадьбе)

Звучит мелодия "Выйду на улицу". Идет парень.

Подходит, "стучит" в дверь.

Девочки: Кто там?

Парень: Здравствуйте, девицы! Здравствуйте, красные!

Девочки: Здравствуй, добрый молодец!

Парень: На беседу примете? Попеть, поиграть пригласите?

Девочки: Проходи, проходи, рады тебе. Давай поиграем.

Берутся за руки, образуют круг. Парень ходит за кругом.

Звучит мелодия.

Парень: Пустите во город, пустите во красен.

Девочки:

Те по что во город,
Те по что во красен?

Парень: Мне девиц посмотреть, красавиц.

Девочки:

Тебе коя люба?
Коя пригожа?
Коя лучше всех?

Парень (подходит к одной из девушек)

Мне эта люба, эта пригожа, эта лучше всех!

Парень с девочкой исполняют русский танец и уходят.

1-й ученик: А теперь давайте вместе погадаем. Каждый загадайте себе желание. (Над полом натянута над веревка с колокольчиком). Подходите к веревке. Девочки вам завяжут платком глаза. И если вы пройдёте под веревкой с колокольчиком, не заденете ее, и колокольчик не зазвенит, то ваше заветное желание исполнится. Каждый может выйти и попробовать испытать свою судьбу.

2-й ученик:

Вот оно какое, Рождество!
Вот они какие святки.
До свидания, ребятки!
Нас просим строго не судить,
В гости чаще к нам ходить!

Учитель: Вот и закончился наш святочный вечер. Желаем вам, чтоб Новый год был светлым, добрым. Пусть горят огоньки света и добра на рождественских елках и в ваших сердцах.

Список литературы.

  1. Дик Н.Ф. "Весёлые классные часы во 2-3 классах". Ростов 2006 г
  2. "Сценарии школьных праздников: 1-4 классы". Составитель: Е.М. Тихомирова. Изд. "Экзамен" 2007 г
  3. "Детское Рождество". Составитель: Е.Ю. Фаркова. Изд. ШГПИ-РИО 1994 г.
  4. "Русский дом 1" Составители: Федотова И.Ю., Чернецова Л.В., Изд. СИПКРО 1995
  5. "Внеклассные мероприятия. 3 класс" Составители: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Изд. "ВАКО" 2005г