Управление саморазвитием одаренных детей в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории

Разделы: Администрирование школы


В национальной доктрине образования формирование навыков самообразования личности заявлено в числе прочих ее основных целей и задач, а обеспечение учащимися свободного выбора форм образования - задачей государства.

Индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и программ, учитывающих интересы и способности личности, названа ожидаемым результатом ее реализации.

В числе направлений совершенствования образования в Концепции федерально- целевой программы развития образования значится предоставление учащимся возможности выбора индивидуального учебного плана для дальнейшего обеспечения их социальной и профессиональной мобильности как членов общества, основанного на свободном развитии личности.

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.

Анализ же образовательной ситуации показывает, что, несмотря на рекомендации государственного уровня, концепция индивидуализации образования пока еще не воплощена в широкой педагогической деятельности, хотя в сегодняшнем образовании назрела крайне опасная тенденция - человек не успевает приспосабливаться и происходящим изменениям.

Любой стандартный набор знаний и умений "по образцу", которым сегодня должен владеть выпускник школы, делает его неконкурентоспособным и безоружным на рынке труда, практически непригодным для быстроменяющегося и усложняющегося мира. Тогда как навыки свободного выбора стали жизненно важными во всех сферах деятельности и общения.

Умения самостоятельно проектировать индивидуальную стратегию поведения и прогнозировать результаты ее реализации органично включились в систему индивидуально и социально значимых смыслов жизнедеятельности людей.

Развитие социокультурной ситуации все более явно выводит на первый план востребованность такого выпускника образовательных учреждений, который умеет ставить цели, выбирать, планировать свое время, анализировать собственные успехи и неудачи для эффективной самореализации.

Изменение социокультурной образовательной ситуации привело к появлению различных типов образовательных структур, альтернативных массовой государственной школе. Среди них - гимназии и лицеи. Особый акцент в определенных видов этих образовательных учреждений становится на формирование самостоятельной, широко образованной, интеллигентной личности, готовой к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию.

Однако чаще всего содержание гимназического (лицейского) образования в значительной мере определяется возможностями конкретного педагогического коллектива. Отсутствует четкое представление о том, насколько нынешнее гимназическое образование отражает те требования, которые предъявляются к выпускнику школы современной жизнью.

Проблема заключается в том, что в гимназиях и лицеях обучаются дети с повышенной мотивацией к приобретению новых знаний. Эти дети быстрее реагируют на нововведение и, нередко, обгоняют по темпам освоения нового тех, кто по своему социальному положению традиционно выполняет функцию воспитателя.

В связи с этим возникает необходимость приведения в соответствие с новыми требованиями содержания и форм организации гимназического образования, которое должно в первую очередь обеспечить приобретение тех знаний и навыков, которые способствуют выработке у учащихся устойчивой потребности к саморазвитию. Именно саморазвивающаяся, способная к самовоспитанию, самообразованию личность, оказывается наиболее подготовленной к требованиям современного общества.

И здесь уже не место передаточному и репродуктивному характеру образования, неспособности учащегося противостоять экспансии многочисленной информации, "Знаниями и умениями", передаваемым по образцу. К тому же, подобный передаточный, а потому монологичный по сути характер образования в условиях большинства дополнительно вводимых предметов вызывает перегрузку содержания образования: учебных планов и программ.

Воздействие на учащегося извне не развивает его продуктивную творческую деятельность, а, напротив, сковывает ее, затрудняет развитие заложенных в ребенке культурных, психологических, физических особенностей. Не сохраняет и поддерживает индивидуальность ребенка, а затушевывает ее, способствуя обучению всех по одинаковому образцу.

Возрастание удельного веса содержания предметов означает усиление давления на личность учащегося, рост его психических и соматических заболеваний. Поэтому, если раньше задачей образования являлась адаптация человека к окружающему миру, то сегодня человек сам выступает в роли созидателя этого мира. Отсюда вытекает необходимость смещения акцентов в образовании: 1) с государственного приоритета к личностному - раскрытию творческого потенциала ученика сообразно его культурным, психологическим, физиологическим способностям; 2) с привычного приоритета пассивного получения готовых знаний к активному их усвоению, т.е. раскрытию фундаментального познавательного потенциала личности сообразно его культурным, психологическим, физиологическим способностям.

Данная задача может быть разрешена при условии, что в основных компонентах образовательной системы - ее целях, содержании, формах и методах обучения найдет свое место личностных ученический компонент и посредством организации педагогического сопровождения, основанном на парадигмах гуманного, личностно-ориентированного образования, концепции его индивидуализации, принципах уважения прав и свобод учащихся.

Мы полагаем, что возможными эффективными средствами формирования навыков самоопределения и саморазвития школьников являются индивидуальные образовательные траектории, особенно на старшей ступени образования.

В нашей гимназии, как ресурсном центре работы с одаренными детьми в процессе поиска способов повышения уровня конкурентно - способности выпускников была создана система организации воспитания и обучения, позволяющая активно формировать у учащихся, начиная с первого класса, тех навыков и умений, которые обеспечивают постоянное саморазвитие личности.

В рамках воспитания процесса действует система практического освоения способов повышения уровня самоорганизации учащегося в учебной и внеучебной деятельности.

На первой ступени обучения дети, при поддержке педагогов и родителей, учатся планировать и прогнозировать свои достижения в учебной, творческой, мини-исследовательской деятельности, а также освоения норм и правил поведения в семье, школе, общественных местах. Происходит приобретение начальных навыков проектировочной деятельности, активное освоение навыков самоконтроля.

Начиная с пятого класса, усиливаются требования к уровню самоорганизации. Этому способствуют приобретенные учащимися в начальной школе навыки познавательно-поисковой деятельности, а также портфолио учащегося начальной школы.

К седьмому классу уже четко видно, кто из учащихся затрудняется в определении своих реальных возможностей. В этом случае задачей педагогического сопровождения является определение внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс саморазвития личности. Особое внимание уделяется выработке у подростков умения концентрировать волю и терпение при преодолении различных трудностей, но особый акцент все-таки ставится на ранее достигнутые учащимися успехи с целью формирования здоровой мотивации на данную образовательную область.

Личностно-ориентированный подход выдвигает перед педагогами дилемму сочетания требований государственного стандарта с образовательными потребностями учащихся и мнением родителей, которые наконец-то становятся заказчиками образования для своих детей и партнерами педагогов. Сегодня родители имеют право выбирать учреждения образования. И критерии выбора все чаще становятся наличие комфортных условий в школе, обеспечивающих становление и развитие индивидуальности, создание культурно-образовательной среды. В нашей гимназии при разработке ее миссии представители родительской общественной организации "Дети - наше будущее" выделили ряд условий для создания среды, в которой развиваются академические и интеллектуальные способности у учащихся:

- задачи, которые ставит перед собой ребенок, должны усложняться, но постепенно;

- ожидание успеха, особенно с 5 класса должно быть реальным, но и связанным с определенными трудностями;

- даже если задача сложна, ребенок должен верить в удачу;

- важен не столько сам результат - сколько сам процесс деятельности;

- сочетание деятельности с "поиском себя", своих реальных возможностей.

Выполнение этих условий сработало и на имидж гимназии, в которой родители хотят учить своих детей; в которой максимально посредством организации очно- заочного (дистанционного) обучения одаренных школьников, содействия организации и проведению различных интеллектуальных и творческих конкурсов, конференций и т.п., профильной работе по адаптации к высшей школе, социально значимым проектам развиваются , и реализуются потенциальные возможности учащихся.

С 2004 года гимназия активно сотрудничает с Центром дистанционного образования "Эйдос" (научная школа А.В. Хуторского) в основе деятельности которого лежит эвристическое обучение, которое предполагает образовательную деятельность ученика по конструированию или собственного смысла, целей, содержания и организации образования.

Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин; ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела; выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осозновать полученные результаты; осуществлять оценку и корректировку своей деятельности. Согласно эвристическому подходу к образованию ученик изначально познает исследуемую область реальности. Результатом данного познания является создание учеником первичного (субъективного) образовательного продукта.

На втором этапе полученный учеником продукт его деятельности (гипотеза, образ, знак и др.) сопоставляется под руководством учителя с культурно-исторческими аналогами, которые концентрируют в себе основы изучаемых образовательных областей и выражаются в форме понятий законов, теорий и др.

На третьем этапе эвристической деятельности созданный первичный продукт переосмысливается, достраивается или включается в предмет новой деятельности ученика. Ученик создает таким образом обобщенный образовательный продукт. При этом неизбежно личное образовательное приращение ученика.

Подобная деятельность учащегося обеспечивает его творческое саморазвитие и самореализацию. Немаловажным фактором здесь выступает опережающее педагогическое сопровождение, предусматривающее совместность деятельности ребенка и взрослого по проектированию индивидуальной образовательной траектории первого, стимулирует его самоопределение, помогает увидеть и прочувствовать зону своего ближайшего развития.

С 2008 года гимназия активно включилась в эксперимент "Содержание и организация индивидуальной образовательной траектории ученика в условиях гуманитарной гимназии". Идея эксперимента: организация индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) ученика позволит наиболее эффективно формировать личностное содержание образования ученика в ходе его творческого саморазвития. Для этого учителю необходимо освоить и применять элементы эвристической технологии на уроках, отслеживать и оценивать образовательные приращения личности школьников в динамике при реализации ИОТ.

Цель эксперимента:

Выявить содержание (личностные качества) и условия организации ИОТ ученика в очном обучении и "в дистанционных мероприятиях ЦДО "Эйдос".

Определены задачи эксперимента и программа деятельности. Подведены итоги первого года:

- создана экспериментальная группа учителей с целью реализации концепции эвристического обучения в очной и дистанционных формах (Интернет-уроки, олимпиады, проекты);

- определен перечень личностных качеств (когнитивных, креативных, оргдеятельностных) школьника для начальной диагностики;

- проведена диагностика эвристических качеств личности школьника в экспериментальные группы;

- проведено ознакомление с основными типами эвристических заданий, элементами эвристического урока и основами разработки структуры и содержания эвристического урока.

Практика педагогического сопровождения в реализации целостной системы гимназического образования на основе приобщения учащихся к культуре саморазвития, самовоспитания, самообразования посредством построения ИОТ показывает, что большинству учащихся гимназии удается достигнуть более высоких результатов в учебной деятельности, полнее раскрыть свои природные задатки и способности в разнообразных видах самостоятельного и коллективного творчества.

Приложение 1